В издательстве РОСА вышла в свет книга О.А. Лазуткиной «Концепция человека в циклах рассказов Германа Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» (М.: РОСА, 2024. – 134 с. ISBN 978-5-6051327-1-4).
Рецензенты: доктор фил. наук, профессор Н.Н. Семененко, кандидат пед. наук, доцент Н.В. Акинина.
Монография посвящена раннему творчеству немецко-швейцарского писателя Германа Гессе (1877-1962): концепции человека в циклах рассказов Германа Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути», анализу обозначенных произведений с точки зрения жанровой и идейной специфики. В исследовании рассказы представлены в метациклическом единстве авторского издания, доказывается обоснованность их циклизации. Последовательность расположения рассказов в аутентичных редакциях, мало известных в России, приближает читательское восприятие к авторскому замыслу, единой художественной концепции человека, направленной на поиск гармоничного существования в мире. В расформированном виде рассказы утрачивают контекстную целостность, создаваемую моделью отношений «элементсистема». Пятикомпонентные группы рассказов Гессе в определенной последовательности создают единство события, повествования, сюжета, темы и стиля. Причем их расположение основывается не на хронологической логике движения времени, а на развитии авторской мысли, которая легко перемещается в прошлое, будущее, постоянно возвращаясь в настоящее. Гессевская идея человека, основные черты авторского мироощущения и отражения мира были заложены именно на рубеже первого и второго десятилетий ХХ века в рассказах циклов «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути», а художественные эксперименты Гессе в ранней прозе развиваются в его позднем романном творчестве.
1. Синтетическая природа художественного цикла у Г. Гессе («По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути») ................................................... 6
2. Концепция личности и ее художественная реализация в цикле «По эту сторону» ....................................................................................................... 26
3. Эволюция образа героя в цикле рассказов «Соседи» ........................................ 59
4. Идейно-художественный принцип изображения человека в рассказах цикла «Окольные пути» ............................................................................................ 85