«Смех – единственная награда комедиографа!», - Ф. Вебер
28 октября 2023 г. в театре Драмы и Трагикомедии «АРТЕЛЬ-СПб» (Санкт-Петербург, пер. Ковенский, д. 16, гл. режиссёр и художественный руководитель театра М. Ф. Веселов)
состоялся премьерный показ новой современной пародийной комедии «Дурочка».
Автор инсценировки – Максим Веселов. Режиссёр-постановщик – Степан Киянов. Хореограф – Элионора Минаева. Художник-постановщик – Елена Павина.
«Дурочка», это спектакль-пародия, виртуозная инсценировочная компиляция зарубежных произведений, с добавлением Петербургского колорита и остроты сегодняшнего дня. Мы знаем инсценировки Максима Веселова по Чехову (драма «Чёрный Монах»), Гоголю («Мёртвые души. Том 2»), а здесь Мастер прошёлся пером по западным комедиям, предложив нам посмеяться не над европейскими комиками, а над буквально – своим сегодняшним соседом (соседкой) или, возможно, и над самим собой…
Постановка оказалась не только действительно смешной, но и подспудно поучительной¸ с глубокими пластами смысла и ассоциативного ряда. Сюжет комедии на первый взгляд странен, но вполне вписывается в нравы современности: представьте себе, что сегодня у Вас вечеринка с подругами. Обязательное условие – привести с собой... дурочку, которая, естественно, не догадывается, почему ей оказана такая «честь». Смысл шутки в том, чтобы развязать необычной гостье язык. Тот же, кто приведёт «лучшую» – победитель. А теперь представьте, что у вас страшный приступ радикулита, муж уходит из дома, а перед вами та самая дурочка, приглашенная для того, что бы стать посмешищем... По мере продолжения действа всплывают всё новые невероятные повороты и совершенно неожиданный, но интересный финал. Улыбка и смех зрителей не уходят на протяжении всего спектакля. Актёры превосходно владеют перевоплощением в персонажей, буквально погружая зрителей в действо. И в финале спектакля до последнего непонятно, кто же, в конце концов, остаётся в дураках. Персонаж дурочки Фроси Пенкиной в исполнении актрисы Виктории Христофоровой получился трогательным и смешным одновременно, даже (точнее) параллельно. Фрося, это непосредственная, наивная, чудачка-добрячка с необычным хобби, нуждающаяся в дружбе, «попавшая в руки» хозяйке дорогой квартиры (персонаж Полина), которая запланировала выставить её дурочкой на предстоящей вечеринке.
Виктория Христофорова ( Фрося)
Виктория Христофорова, сыгравшая Фросю, показала себя актрисой невероятных способностей, многоликой и талантливейшей. С первых минут театрального действа, персонаж Фроси располагает к себе зрителя и умиляет неподкупной простотой. Завораживаясь диалогами Фроси, зритель, сквозь улыбку, ловит себя на сочувствии, смущении, жалости... Но всё это легко смывается смехом, хохотом, продолжающимся снова и снова – уж очень Фрося уморительна, в своей увлечённости, готовности помочь и милой непосредственности. Ощущение сочувствия главному герою не покидало зрителей всё действие. Каждый несуразный проступок раскрывал что-то драматическое в персонаже Фроси.
Заразительный смех Фроси, ребяческие ужимки, угловатость фигуры персонажа, невозмутимое младенческое выражение лица, показали, что Виктория Христофорова сумела прочувствовать и выразить в образе «дурочки» внутренний слом трагикомического, непосредственную инфантильность как она есть и прекрасный, хрупкий внутренний мир своей героини. Тут вспоминается Надежда Румянцева в «Девчатах» и очень тепло становится на душе от того, что в наше время есть артисты, достойные быть продолжателями старой актёрской школы. Потрясающий комедийный талант Виктории Христофоровой, наполнил зрителей океаном эмоций, оставив после спектакля долгое приятное художественное «послевкусие».
Актриса Виктория Перова с блеском исполнила в спектакле роль персонажа Полины, той самой хозяйки дорогой квартиры, пытавшейся выставить Фросю дурочкой на предстоящей вечеринке. Персонаж Полины реалистично переживает приступ жесточайшего радикулита, изобилует на сцене необычными реакциями в ситуациях и забавно интонированными диалогами. Игра Виктории Перовой искусно огибает остроконечные камни трагикомедийного подтекста в тонко разработанном рисунке роли.
Виктория Перова как всегда играет очень точно, талантливо, ведь она – именно драматическая актриса. Её приёмы и актёрские краски очень уместны, без единого наигрыша. Безусловно, такая палитра актёрской игры, это и особенность режиссуры Максима Веселова, у него всегда есть место для драмы даже в самой смешной комедии и, наоборот – для смеха как катарсиса в трагедии, а каждое фото со спектакля (как остановленное мгновенье) уместно для афиши или плаката-постера.
Степан Фёдорович Киянов исполнил в спектакле роли двух персонажей: мужа Кости и любовника Марка. Приём, когда один актёр играет две роли в спектакле, чаще всего используется именно в комедиях. Игра актёром нескольких ролей в спектакле позволяет выполнить на сцене более сложную задачу, или может иметь тематическое значение для сюжета как режиссёрское решение. Сочетание же этих факторов даёт зрителю богатую пищу для размышления.
Степан Киянов ( Костя) и Виктория Христофорова ( Фрося)
Степан Киянов выполнил крепкую актёрскую работу и нашёл подход к обоим персонажам с двумя различными и неоднозначными характерами. Актёр показал зрителю обладание талантом погружения в психологию своих героев и искусством сценического перевоплощения, переключения на психотип кардинально разных персонажей. Степан Киянов продемонстрировал способность не только проникнуться образом героев, но и правдиво, максимально достоверно изобразить на сцене их человеческую суть.
Степан Киянов ( Марк)
Актрисе Дарье Голотовской (персонаж Доктор) удалось создать на сцене комедийный драматизм, оживить своей игрой обстоятельства происходящих событий. Когда на сцене появляется врач это всегда интересно. Такой герой является в белом халате и часто приходит к зрителю из хорошей литературы. Оказывая по сюжету помощь страждущим, доктора в театре обычно заряжают зрителя эмоционально. Дарья Голотовская справилась и с этой непростой задачей, доставила зрителю немалое удовольствие, раскрыв образ врачевателя, «попутно» зарядив зал исцеляющей энергией смеха. Создать запоминающийся яркий образ с «уходящими в народ» присказками – глубокая работа артиста.
Дарья Голотовская ( Доктор) и Виктория Перова ( Полина)
Актриса Натали Бакота (персонаж подруга–писательница Лора) в образ легкой и жизнерадостной героини попала довольно точно, особенно в части жестов, мимики и движений, которыми она придала убедительность и естественность персонажу. Считывалось, что её задачей было – показать самого зрителя как участника истории, а, тем самым, саму историю – действительно реалистичной. Необычность роли в том, что персонаж Лора реагировала на все перипетии сюжета вместе со зрителем и точно так же как зритель, как бы от его имени. Удивительный, неожиданный режиссёрский приём, но очень подкупающий.
Натали Бакота ( Подруга Лора) и Виктория Перова ( Полина)
Актриса Анна Дегтярева (персонаж Андропова) проявила свое мастерство через взаимодействие с другими актерами, создав реалистичный персонаж, передав сложные отношения и динамику взаимодействия между ними. Мгновенные эмоциональные переключения, каскад жизнелюбия и юмора, ещё одна драматическая работа ярко справившаяся с комедийным жанром. Никакой буффонады, всё сверхреалистично, но при этом уморительно смешно. Ярко, глубоко, заразительно – очень хочется ещё, дальше, снова увидеть и пережить сюжетные качели заново.
Степан Киянов ( Марк) и Анна Дегтярева ( Андропова)
Безусловно, следует отметить и работу хореографа Элеоноры Минаевой. Удивил и порадовал акцент в самом финале, где достаточно неожиданно, все персонажи (уже как бы переставая ими быть)… танцуют элемент канкана под «аккомпанемент-дирижирование» Марка (Степана Киянова). Это «контрольная» шутка, наповал уже сражающая и так ликующую публику.
Зажигательный, озорной, глубокий и трогательный спектакль «Дурочка» смотрелся легко, «на одном дыхании». Актерская игра вызвала в зале настоящие переживания, неподдельное веселье, искреннее сострадание и ещё целый ряд эмоциональных откликов, что вкупе обеспечило зрителям просто невероятное эстетическое удовольствие. Без сомнения, комедийная постановка «Дурочка» театра Драмы и Трагикомедии «АРТЕЛЬ-СПБ» привлечёт внимание самого широкого круга зрителей разного возраста. Спектакль заставит и улыбнуться, и задуматься. Это редкая постановка комедии хотя бы тем, что её захочется посмотреть дважды, трижды – не так прост этот юмор, есть что разгадывать, и, конечно же – полюбоваться многогранностью и глубиной актёрской игры, то, за что мы любим театр. Режиссёрская и актёрская работа, несмотря на сложность, трудность всякого «легкого» жанра, расскажет зрителю о главном - о любви к ближнему… Всем желающим зарядиться энергией, хорошим настроением, увидеть прекрасную актёрскую игру, необходимо обязательно посмотреть этот замечательный спектакль.