"Чёрный монах" в петербургском театре

Дата: 20 Октября 2023 Автор: Удовыдченко Владимир

 

   13 октября 2023 г., в рамках Межрегионального театрального фестиваля "Окно возможностей", в Театре Драмы и Трагикомедии «АРТЕЛЬ-СПб» (Санкт-Петербург, пер. Ковенский, д. 16, режиссёр и художественный руководитель театра Максим Веселов) состоялся пред-премьерный показ нового яркого, содержательно-глубокого спектакля по одноимённой повести А.П. Чехова "Чёрный Монах". Автор инсценировки и главный режиссёр – Максим Веселов. Режиссёр-постановщик – Степан Киянов. Хореограф – Элионора Минаева. Художник-постановщик – Елена Павина.
 
  Спектакль "Чёрный монах" в пред-премьерном (за месяц до премьеры) показе оказал на зрителя сильное эмоциональное воздействие - впечатление. Зрители выходили из зала либо бурно обсуждая восхитившие их режиссёрские решения и актёрские находки в игре, либо глубоко задумавшись и переживая новые для себя открытия в судьбе персонажей, перенося их на жизнь собственную. Чехов говорил о нас с вами, и артелевцы смогли мысль Автора донести, взволновав самые тонкие струны души каждого.
 
  Повесть А.П. Чехова «Чёрный монах» - это шедевр. Шедевр, который трогает до слёз, заставляет думать и будоражит душу. Чехов написал небольшую повесть о Чёрном монахе, то есть о мистическом существе, которое является к талантливому учёному. Как он сам говорил: “Пишу медицинский рассказ”. Вроде бы его интересовала медицинская сторона вопроса: как человек сходит с ума. Однако надо относиться к высказыванию Антона Павловича с юмором, потому что сам он именно так всегда относился к себе и своим высказываниям, порою пряча за шуткой кардинально противоположный философский смысл.
 
  Чехова ставят много и по всему миру, но это, в основном, известные пьесы. Сценическая история “Чёрного монаха”- редкое явление в мире театра. Такое впечатление, что режиссёры как-то побаиваются обращаться к этому материалу. «Чёрный монах» считается одним из самых сложных произведений Чехова. В нём множество вопросов без ответов и неудобных тем, затрагивающих глубоко личное в каждом. Тем значительнее видится драматургическая и режиссёрская работа Максима Веселова, которому удалось сделать спектакль для широкой публики, грамотно расставив акценты и развернув перед зрителем объёмную человеческую трагедию при минимуме декораций.
 
  В основе этой постановки по самому загадочному произведению Чехова – текст писателя. Однако режиссёр построил идею спектакля на том, что в пьесе нет плохих и хороших героев. Все хорошие, но разные. Обычно семья удачно складывается у людей близких по духу и интересам, исповедующих принцип «подобное тянется к подобному». Герои пьесы – люди с различными жизненными ориентирами, несовместимые по духу и устремлениям, построили семью. Они могли общаться, быть друзьями, но супружество сломало их жизни. Их разность и несовместимость привели от драмы к трагедии. «Чёрный монах» – спектакль предостережение, заставляющий задуматься о жизненных ориентирах. Примечательно, что постановки Чёрного монаха в других театрах, не повторяясь в раскрытии идеи¸ строятся на ином видении чеховского замысла, что позволяет зрителю окунуться в глубину великого творения мастера.
  Театр «АРТЕЛЬ-СПб» представил зрителю трогательный, обезоруживающий в раскрытии простоты идеи спектакль.
 
  Актеры играют роли на загадочно сконструированной сцене, обеспечивающей максимальное единение со зрителями.   Небольшая, но объемная сцена, благодаря огромному чёрному пространству вокруг и позади себя так естественно создает эмоциональный катарсис происходящих событий.
 
   В декорациях ничего лишнего, абсолютная цельность, законченность, позволяющая полностью сконцентрироваться на актёрах (персонажах) и погрузиться в театральное действо, буквально – нырнуть в него.
 
 Роль главного героя Андрея Васильевича Коврина исполнил актёр Степан Киянов. В каждом спектакле, зритель не перестаёт восхищаться его перевоплощениями, нигде он не повторяется! Везде разный.  Образ Коврина Киянов сыграл как мастер, творец, как актёр – художник, выражая на сцене переживания и эмоции своего героя, заставляя зрителя погрузиться в событийный сценический поток. Следует отметить, что кроме виртуозной актерской игры Степан Федорович Киянов проявил себя в работе над спектаклем и как талантливый режиссёр - постановщик.


 
 
Степан Киянов в роли  Андрея Васильевича Коврина
 

  Актриса Виктория Перова (персонаж Таня Песоцкая),  исполняя монологи своей героини за пределами  сцены в зрительном зале, искусно вступала в непосредственный контакт со зрителем. При этом актриса своей игрой не только смогла выразить чувство душевной связи актёра и зрителя, но проявила ещё и чувство дистанции между ними. Не дальше и не ближе! Столько, сколько требует идея пьесы. Зрители активно сопереживали эмоциям персонажа Тани Песоцкой, но очевидно было, как и сама актриса эмоционально проживала судьбу своей героини. Природа этого контакта формировала зрителю «эффект присутствия, погружения в происходящее». Однако взаимные сопереживания зрителей и актрисы происходили как бы за невидимой, но прочной преградой и в жизнь по другую сторону рампы зрители не допускались. Искусство такой игры дается не каждому профессионалу, тут ощущается особый талант именно Перовой. Явно, он будет и далее раскрываться в следующих постановках, поэтому хочется следить за её творческой «лестницей к большой славе», что называется – «ходить на Перову».


       
 
      Виктория Перова в роли Тани Песоцкой и Максим Веселов в роли Егора Семёновича Песоцкого
 

  Роль Егора Семеновича Песоцкого в спектакле исполнил главный режиссер театра Максим Фёдорович Веселов, мастерски совместивший режиссёрскую и актёрскую работу. Такое совмещение – непростая, нетривиальная задача, требующая высокой квалификации и многолетнего опыта. Максим Фёдорович с блеском справился с этой задачей позволившей полностью реализовать авторскую концепцию и идею спектакля.  


                 

             Максим Веселов в роли Егора Семёновича Песоцкого

   

Талантливая, с самоотдачей работа актёра Максима Веселова по раскрытию образа персонажа Егора Семёновича Песоцкого вызвала интерес и восхищение зрителей. Только истинный художник, обладающий многогранными навыками может добиться успеха в таком творческом симбиозе и создать оригинальный результат, уникальную визуальную и эмоциональную стилистику. Персонаж Егора Семёновича в исполнении актёра Максима Веселова получился трогательно – непосредственным и жизненно – правдивым. Режиссёр Максим Фёдорович Веселов достойно подтвердил известный тезис: «Для того чтобы стать режиссёром, нужно быть актёром». 
 

Таинственный Чёрный монах в исполнении Максима Романенко показался зрителю мистически призрачным. Голос актёра, реверберированный в «порхающее» эхо с юношескими нотками в текстовом звучании выразил нереальность происходящих на сцене событий. Актёр сделал свою роль, реализовав авторскую концепцию и замысел.

 Актриса Дарья Голотовская (персонаж Варвара Николаевна) показала зрителю женщину, с которой персонаж Коврин мог бы изначально создать счастливую семью. Актрисе удалось сыграть особу по характеру и темпераменту идеально подходящую главному герою.
 
                     
                  Дарья Голотовская в роли Варвары Николаевны

 

  Дарья Голотовская изрядно позабавила, порадовала зрителей, исполнив русскую народную песню на свадьбе героев спектакля. Свадьба – гротесково–ироничная, с фольклорным танцевальным номером закончилась тостом и угощением персонажей, а заодно и зрителей первого ряда бокалами наполненными напитками со свадебного стола (к немалому удовольствию зрительного зала).
 
  Актриса Дина Филатова (персонаж подруга Тани) подарила зрителям чудное музыкально – сценическое произведение: отображая задуманный художественный концепт, Дина Филатова играла на пианино и пела классический аутентичный (тот самый, о котором говорит в повести Чехов!) романс-серенаду. Исполненное актрисой музыкальное творение создало общую классико – ориентированную тональность спектакля, плодотворно повлияло на восприятие зрителем сценической атмосферы  и происходящего драматического действа на сцене.  
 
  Удачно «вписался» в музыкальные эпизоды актё Александр Ордин  (персонаж Друг - скрипач). Со смычком в руке и скрипкой на плече,  актёр показал саму драму жизни, в которой сплетаются печаль и радость, смех и слезы. И, конечно же, Любовь!

 

Александр Ордин , Степан Киянов, Виктория Перова

  

Спектакль «Чёрный монах» никого не оставит равнодушным. В нём всё тонко смешалось – игра и жизнь. Непростой, психологически напряжённый, одновременно весёлый, страстный и драматичный он настраивает зрителей на сокровенный разговор о смысле подлинных жизненных ориентиров.   В идее пьесы множество наслоений, множество ответвлений, по которым можно и хочется мысленно продолжать идти.   Посмотрев спектакль, быть может, вам будет жаль, что вас ещё не посетил Чёрный монах....

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход