Книга Зои Десятовой "Долги наши" открывается серией очерков, напоминающих выдержки из прессы начала 1990-х. Автор обращается к историям знаменитых земляков — Шукшина, Золотухина. И рассказывает о своём современном литературном клубе. У читателя возникает предположение, что ближе к концу произведения "ниточки" сплетутся. Но очерки служат начальной цели: заинтересовать читателя малой родиной автора – Бийском, Алтайским краем и судьбой отважной героини.
Девочка родилась в землянке. С родителями исколесила отдалённые закоулки СССР. Вуз окончила в Алтайском крае и работала в НИИ, который закрылся в "лихие" 90-е. Одновременно не стало мужа и родителей. Но Зое не удалось даже оплакать потери. Она осталась одна с двумя маленькими детьми, без средств и, казалось бы, без возможностей. Кругом - разруха... Как не умереть от голода и нужды, избежать всевозможных опасностей?
Читатель отождествляет литературного персонажа с автором. Каким был многолетний путь отважной героини в сегодняшний день?В петербургское бытие? Как начались ее странствия по всему миру? Как она достигала целей, которые многим людям кажутся нереальными? Как преодолевала трудную, полную препятствий и лишений дорогу? Каждой ли нежной женщине даётся столько упорства, житейской стойкости и жизнелюбия?
Описание судьбы начинается с новеллы "Командировка". Решительный, свободолюбивый характер Зои обрисовывается сразу и остаётся неизменным на протяжении всей книги. Что говорит о её изначальной воле и прямодушии. Степень открытости, честности автора вызывает уважение. Нелегко быть откровенной в литературе.Возникает соблазн показать себя лучше, приукрасить, выдумать иные мотивы поступков. Но Зое Десятовой удалось избежать этого искушения.
По мере продвижения дальше – в разных рассказах – без механистической хронологии (что не мешает восприятию) – мы погружаемся в тридцать (или более) лет жизни героини в СССР и в постсоветском пространстве. Из чего состоит эта жизнь? Постоянные переезды, первые увлечения и шаги в профессии, переселение в Петербург, коммуналки, болезнь ног, санатории, туристические поездки, заботы о детях, безденежье, разводы, покупки жилья, влюблённости, мимолетные романы. Годы безжалостно бегут, но героиня стойко сопротивляется царящей вокруг энтропии.
Именно эта черта – упорство, упрямство – позволяет ей не отдаться на волю течения (подобно героям рассказа "Жили-были"), не опустить руки, а двигаться вперёд. Очень достойно то, что автор, находя для себя новые откровения, не пускается в дидактичность, не поучает. Не навязывает; мнений, а несёт искру в своей душе.
Тем не менее, у героини есть качество, которое трудно назвать положительным.; Среди коллизий на её пути встречаются и приятные события. Но она с привычным упорством отмечает лишь нежелательные побочные явления, которые, как ложка дёгтя, отравляют выстраданные; радости. По этой причине повествование оставляет горьковатый осадок.
В заключении хочется, чтобы многочисленные нити, идущие через ткань повествования, свелись к общему выводу-итогу. Куда, в философском смысле, ведёт героиню её путь? Как она видит смысл бытия? Удовлетворена ли достигнутым? Переменила бы своё прошлое, если б была возможность? В чём находит ценность будущего? Литература – переосмысление потока жизни. Постоянный поиск ответа. Втайне читатель ждёт, что ему откроется некий "пробой" – обнаружится эмоциональный выход из очередного лабиринта... Такого "выхода" я не нашла в книге "Долги наши". Возможен ли он? Все главные вопросы остаются, как правило, риторическими. Неужели, невзирая ни на какие победы, основным следом человека (любого, начиная с Шукшина) остаются его ментальные долги? Которые невозможно отдать, и ничего невозможно исправить?
Книга интересна мне как взгляд старшего современника. Открытие того, что было до меня, далеко от меня. Новое рассмотрение событий, произошедших при мне. Где-то захотелось горячо поспорить... Всё это – признаки серьёзной литературы.