Давным-давно, в далёкой галактике...Нет.В прошлом веке, в стране, называемой СССР, у девочек младшего возраста была излюбленная игра — "секретики". В земле тайно вдали от посторонних глаз копается ямка. На дно её укладываются разные красивые штучки: кусочки алюминиевой фольги от шоколадки, цветные осколки стёклышек, фантики, цветочки, бусинки — да мало ли что ещё... Сверху ямку накрывают осколком оконного стекла. Полюбовавшись на дело рук своих, ямку нужно зарыть. Суть — обладание тайным знанием....
Роман Ольги Таир "Таэль" напоминает старинную игру". Это и есть такой "секретик". Судя по отдельным реалиям, автор романа — человек взрослый. Трогательно, что она сберегла в душе детскую радость от простых вещей — прогулки с собакой, каникул, коньков... Редкое умение — сохранять ясный детский взгляд. Автор помещает своих героев в некое будущее.На что указывают марсианские цитрусовые, высадка французских космонавтов на Венеру и домашний робот. Однако роман не о фантастическом будущем, а — втайне — о современниках.
Любопытно, что в текст вкраплены аллюзии, отсылающие к русским реалиям — понятно, что у героев романа есть русские корни. Трактовка их удивительна. Например, аналогия между песней Лугачевой (так в тексте) про "папа купил автомобиль" и словами Таэль, что автомобиль (который в романе) похож на дракона.
Герои живут во Франции, в большом и уютном доме. Жизнь размерена и в некотором смысле буржуазна: они очень довольны, что окружающий мир почти не проникает в жизнь семьи... Но это иллюзия. Он всё-таки проникает. Сначала —хулиганы-мальчишки, которые поливают собаку из водяных пистолетов. Потом — это кульминация — происходит похищение доброй девочки Таэль, главной героини романа.
Здесь сюжет развивается как традиционная волшебная сказка. Похищение злодеем — находчивость героини — обращение его "подручных в свою веру" — бегство — и благополучное завершение страшного приключения.
Однако, находясь в рамках сказочного сюжета, герои остаются реальными людьми. Отец Таэль ведёт себя вяло. Он лишь приезжает за девочкой и её спутником, оставляя разбирательство со злодеем на долю полиции. Это очень по-европейски, но совсем не по-русски...
Да, роман о Франции, но душа русского читателя смущена. Появляется сочувствие к автору. Думается: когда-то маленькую девочку никто не смог защитить, и в ней осталось чувство потерянности. Даже в фантастическом будущем не помещается идеальный отец-богатырь. Вся надежда на новых спутников.
Мальчики Ги и Ди по ходу повествования почти превращаются в рыцарей (Айвенго) — не смотря на поношенную одежду и разбрасывание фантиков в культурном доме (эти моменты весьма раздражают автора). Всё возвращается на круги своя. Злоумышленник арестован полицией, мальчики нашли родных, а милая Таэль снова дома — с роботом и собакой. Она не меняется. И ничего вокруг не меняется. — В этом вся суть. Как прекрасно, что после потрясений, хотя бы в сказке, возможно возвращение к прежней детской безмятежности! Так не везло ни Герде, ни героине "Финиста"...Которых вели высокие цели, но после злоключений они становились другими.
Отдельно и с удовольствием отметим робота, вспоминая рассказы Брэдбери "Электрическое тело пою", "Будет ласковый дождь". Пожалуй, для Таэль (и для автора) робот, скорее, любимая кукла. Которая встречается с особью противоположного кибернетического пола, учится поливать цветы и как бы очеловечивается. Хочется полнее раскрыть и развить этот характер. Книга прочитана, тайны раскрыты. Кто-то прячет, а кто-то находит, делая выводы о прятавшем и додумывая нечто своё. Так и должно быть: романы пишутся, чтобы читатели в них по-своему жили.