Почему коммунисты не могут объединиться или, Марксистская философия и эволюция общества

Дата: 19 Апреля 2023 Автор: Титов Александр

 

   Есть такая точка зрения....       Тема для дискуссии

 

Развитие геополитических процессов, касающихся судьбы Российской Федерации, не оставляет надежды на ее политическую и экономическую независимость. Политическое поле протестных сил размыто разногласиями. В первую очередь, это касается коммунистических сил, которые, казалось бы, должны быть наиболее консолидированными в силу их общей марксистско-ленинской идеологии. Но не тут-то было! 22 января 2017 г. в Москве прошла встреча представителей коммунистических и рабочих партий и организаций по теме: «Задачи и пути консолидации коммунистов в борьбе за восстановление социальной справедливости и восстановление СССР».  Учитывая, что большинство ее участников были членами разнотипных партий с коммунистической идеологией, в заключительной Резолюции было записано их партийное кредо: «Задача советских коммунистов состоит в сближении, консолидации и объединении всех выраженно советских элементов в коммунистическом движении на территории СССР в ту единую КПСС, которая продолжая дело Великого Октября привела советский народ к Победе в Великой Отечественной войне и построению социализма». И ни слова нет об идейном разложении КПСС к моменту «капиталистической перестройки». Совершенно предан забвению и русский народ, становой хребет российской государственности, заплативший за реализацию вековой мечты человечества миллионами человеческих жизней, но, в итоге, оставшийся у «разбитого корыта», и лишивший своих потомков Родины. Михаил Горбачев получил за это Нобелевскую премию и крест Мальтийского масонского ордена, а европейское сообщество отметилось выпуском полного собрания сочинений Карла Маркса.

В одночасье рухнула великая мировая держава СССР, выпестованная марксистско-ленинской партией КПСС. В чем причина? Либо политики не те, либо идеология не та, либо всё вместе. Раскрытие этой проблемы является наиважнейшей задачей на все времена.

Что же говорят наши марксисты сегодня? Спасение России они видят в организации второй социалистической революции, в свержении буржуазии и построении светлого коммунистического будущего.
Какие основания есть для этого? 

«…Капитализм, царствующий на Земле около 200 лет, подошел к своему логическому завершению. Он исчерпал свои возможности к развитию… и вступил в период своего распада…» (газета «Ленинский путь» №1, 2017). «Рабочий класс призван сплотить вокруг себя советский народ и восстановить территориальную целостность, суверенитет и национальную независимость Советского союзного государства».
Но ведь подобное утверждение совершенно оторвано от реальности, так как на протяжении многих лет один кризис капитализма сменяется другим, но каждый раз, видоизменяясь в лицах и транснациональных корпорациях, он становится лишь крупнее, чего не скажешь об уменьшающемся с каждым годом рабочем классе, его раздроблении и поглощении стремлением к частной собственности.

Может быть, нам поможет что-то понять диалектико-материалистический подход самого Маркса?

Диалектико-материалистический метод базируется на ряде принципов. Во-первых, принцип материальности. Конечно, реальный мир материален. Но наши проблемы касаются социальной жизни человеческого общества, а это есть сфера живой Природы, в которой материальность является лишь составной частью. А вот жизненную энергию, ее идеальную составляющую, нечем измерить. Маркс не заложил такой измеритель принципиально. Поэтому в теории Маркса, человек рассматривается в отрыве от живой Природы, продуктом которой он является. Ведь человек состоит из двух сущностей: одна сущность зоологическая, которая объединяет его со всем животным миром, другая – духовно-нравственная, которая позволяет ему строить свой искусственный образ жизни. Человек растет и функционирует за счет первой сущности. Поэтому ему свойственны все повадки человека-зверя, живущего по природному закону социал-дарвинизма. А это есть вечная борьба за выживание, за богатства, за удовольствия в этой жизни. И лишь духовно составляющая сущность может выступать определенным регулятором и ограничителем в его материальных помыслах. Но марксистская философия этого не отражает, оставаясь верной материалистическому принципу. Так что первый признак нам не помощник.

  Второй принцип – взаимосвязь явлений. В соответствии с этим подходом явления функционально связаны друг с другом. Они должны рассматриваться с точки зрения их появления, развития и исчезновения. Но надо различать сущностные явления, определяющие кинематику процесса, и сопутствующие явления, отражающие внешние, «декоративные» качества самого явления.

Третий принцип – качественный скачок. Имеется в виду переход от количественных изменений к качественным. Марксом утверждается, что этот переход совершается скачкообразно. Хочу возразить: наличие качественной разницы есть только в сравнении начального и конечного состояния явления, но здесь нет никакого скачка, а имеет место протекание двух взаимосвязанных процессов: один – созревание и затухание начального явления, а второй – зарождение и созревание нового явления. Пример: развитие стебля и его затухание и одновременно зарождение в нем цветков и получение зерен (семян) (второй принцип – все взаимосвязано).

      ёЧетвертый принцип – единство и борьба противоположностей. Опыт жизни вынуждает сделать замечание и к этому принципу. Как было выше замечено, реальный мир имеет не только два противоположных начала, но он и принципиально двоичен в своих противоположностях. Но не для всех противоположностей характерна борьба в их единстве. Борьба свойственна антагонистам. Например, класс буржуазии и пролетариат, волки и овцы, собака и кошка и т.д. Но главной сущностью для вечной жизни является принцип единства и гармонии противоположностей, что в социальной жизни называется любовью – источником продолжения жизни. В технике имеем пример совершения полезной работы. Возьмем электричество. Соединяя два разноименных потенциала, получим электрический ток, который будет давать свет, тепло, вращать турбины. Есть и другой тип противоположностей. Это процесс эволюции из одного состояния в другое: жизнь – смерть, день – ночь, зима – лето и т.д. Все они также едины в силу взаимообусловленных внутренних связей, но не враждебны.
          Пятый принцип – причинность. Любому движению присуща причина или даже комплекс причин. Реальная жизнь тоже имеет причину. Если мы рассматриваем социально-экономические процессы, то причины лежат в деятельности людей. Деятельность людей определяется законами живой Природы. Такова взаимосвязь социально-экономических процессов с законами живой Природы. Найти причину – значит определить сущность явления. И в этом подчас состоит большая сложность в силу ее закрытости многими внешними признаками. Каждый исследователь в меру своей субъективности рискует принять за сущность причину, которая не будет совпадать с выбором другого исследователя по тому же явлению.  А это приведет к неправомерным выводам о причинной зависимости между явлением и процессами. Либо речь пойдет о подмене причинной зависимости поверхностными функциональными связями между явлениями. Об этом предупреждали К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю, авторы «Экономикса». Важным примером такого «промаха» можно назвать экономический закон Маркса об эволюции общественных формаций, в котором в силу формальной логики и классовой борьбы Маркс пришел к ложному, с моей точки зрения, результату: «Капитализм неизбежно должен исчерпать свои возможности так же, как и все предыдущие формации, и тогда человечеству откроется путь движения к светлому будущему − коммунизму».
Причина ложности закона Маркса в пренебрежении (не с умыслом ли?) главной сущностью эволюции общественных формаций –  непрерывным развитием научного технического прогресса промышленного производства, являвшимся двигателем развития производительных сил, что и порождало новые общественные формы собственности.

Что касается классовой борьбы угнетенного народа, так это естественная борьба за выживание в условиях природного социал-дарвинизма. Совершенно очевидно, что бывшие общественные формации являлись ступенями становления одной и той же паразитической формации – капитализма.

Мы, современники, отстоящие на полтора века от Маркса, воочию видим, что капитализм не только не демонстрирует признаки увядания, а наоборот, неуклонную поступь к установлению мирового порядка на Земле, совершив беспрецедентное уничтожение мировой социалистической системы во главе с мировой державой социализма СССР без единого выстрела, захватив под контроль все его ресурсы.

По такой же формальной логике построена Марксом и социально-экономическая высшая формация – коммунизм. В основу логики положен принцип обобществления. Общественные фонды – источники всех жизненных благ общества, при которых отпадает необходимость в деньгах и рынках купли – продажи. Будут уничтожены все классы и даже различия их, что приведет к уничтожению экономического закона разделения труда. Государство, как орган насилия «отомрет, и он будет помещен в музей, где прялка». Все эти абстрактные построения, оторванные от сущностных оснований природы человека и законов общественной жизни, несовместимы с научным подходом диалектики и мало отличаются от утопических идей Средневековья.

В итоге на сегодняшний день создалась пропасть в разрыве марксистского мировоззрения наших коммунистов в понимании построения адекватной стратегии и тактики борьбы за будущую судьбу России.
Все изложенное выше настоятельно требует решительного пересмотра всего теоретического наследия марксистской философии. Наша страна оказалась в капиталистическом капкане и в глубоком идеологическом кризисе, куда ее завели демиурги марксизма. Необходимо последовать совету Ф. Энгельса: «Все подвергать беспощадной критике, все должно предстать перед судом разума». А критиковать есть что, ибо об этом заявляет вся наша действительность.

Советская энциклопедия утверждала, что марксизм как философия является единственно верной наукой в познании законов развития природы, общества и мышления. В наше время подобное утверждение не выдерживает критики.

Человечеству известно, что философия – древнейшая область знания. Ее истоки исходят с античных времен народов Востока и Запада, Вавилона и Египта, Китая, Индии и Японии. Накоплены огромные знания о реальном мире, морали, нравственности и мудрости бытия. Философия выступала как наука, методология и как форма общественного сознания. Однако оставался нерешенным вопрос экономического освобождения человека от насилия и эксплуатации другим человеком. Именно этой проблеме и посвящены труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Их современное стройное логическое изложение и практическое применение в революционной организации протестных масс рабочего класса стран Европы XIX века снискало исключительное признание народов мира, и это было последним словом науки в политической философии.

Главным императивом всего учения марксизма является идея закономерной гибели капиталистического общества и прихода на смену ему коммунистической формации. Для убедительности этой доктрины классиками разработаны теории методологии познания законов природы, диалектического и исторического материализма, теория революционной борьбы рабочего класса и политэкономия капиталистического производства. Марксистский диалектический метод признан орудием революционного преобразован6ия мира.

Следует сказать, что признание фундаментальности и вечности марксизма как общественной науки противоречит логике эволюции самой жизни. Она не может быть вечной на всю оставшуюся жизнь подобно законам точных наук. Она должна следовать за самой жизнью, постоянно обновляясь. Нежелание понять это – одна из основных проблем современных коммунистов. Полтора века прошло после Маркса. Призрак коммунизма уже не бродит по Европе, идея коммунизма многими воспринимается как миф, закономерность загнивания капитализма не находит практического подтверждения, а пролетариат оказался не способен выступить в качестве творца коммунистического общества. История показала, что для того, чтобы широкие массы пролетариата были движущей силой в уничтожении капиталистического общества, необходимо вооружение их передовой революционной теорией и наличие истинных вождей революции, являющихся выдающимися личностями. В Европе в XIX веке такими вождями были известные классики К. Маркс и Ф. Энгельс. В XX веке в России вождем революционных масс был В.И. Ленин, совершивший впервые в истории социалистическую революцию. Строительство государства социализма было выполнено крупнейшим организатором и патриотом России И.В. Сталиным. Величайшей заслугой каждого из них было написание многих томов теории, которой они вооружали массы. Такова реальная диалектика роли личности и масс в истории.

В отличие от утверждения К. Маркса о закономерности коммунистической формации И.В. Сталин дал в 1951 г. свое диалектическое понимание существования социализма: «Мир социализма будет сохранен и упрочен, если народы возьмут дело сохранения мира в свои руки и будут отстаивать его до конца». То, что не произошло в СССР.

Что касается высшей фазы коммунизма, то В.И. Ленин не планировал ее. В работе «Государство и революция» сообщается: «Обещать, что высшая фаза коммунизма наступит – ни одному социалисту в голову не приходит. …Вводить высшую фазу коммунизма никто не обещал, но и не помышлял, ибо «ввести» ее вообще нельзя».

Возвращаясь к коммунистическим партиям, видим всю иллюзорность объединения их в один авангард, т.к. нет нового организующего начала: нет лидера, нет теории, нет идеи. Эта проблема очень схожа с объединением социал-демократической партии Германии с Всеобщим германским рабочим союзом в 1875 г., на программу которого К. Маркс написал до их съезда свою знаменитую рецензию «Критика Готской программы». Эту работу должны знать все коммунисты. К. Маркс показал пример вскрытия оппортунистического ее лассалевского содержания, что позволило значительно скорректировать в дальнейшем политический курс программы. В нашем случае стоит задача объединения 15 коммунистических партий, не имея своего Маркса, ни единой теории, ни единой программы.

Претендуя на роль авангарда общества в борьбе за власть, ни одна партия за последние 32 года либерального режима так и не осознала порочности своего атомарного состояния и причины молчаливого коленопреклонения всего народа перед оккупацией страны Западной цивилизацией. Утеря территориального статуса исторической России, колонизация природных ресурсов страны и забвение статуса государствообразующей нации русского народа стали свершившимся фактом. Возник вопрос «кто виноват?».

На эту тему приведу слова из книги «Русская геополитика» руководителя Института Русской геополитики В.Л. Петрова: «…Русская геополитика следующим образом видит проблему «кто виноват». Геоистория свидетельствует, что виноват в своих бедах, несчастьях, поражениях всегда тот народ и его правящее сословие, который допустил инородческое вторжение в свой общественно-государственно-географический организм, стимулировал дегенерацию собственной духовной и телесной сути, тем самым ускорил вырождение и конец своего исторического существования».
Известный политолог Л.В. Ходос считает, что «необходимо восстановить у русских людей чувство национального достоинства».

С моей точки зрения, необходим мозговой штурм для постижения первоочередных задач оздоровления общества, с участием патриотически ориентированных профессионалов науки, политики и практики. Инициаторами такого движения должны выступить редакции печатного слова, научные общественные центры и семинары, партийные и патриотические движения.

Что касается будущего образа России, напрашивается единственный вариант будущего замысла – это построение социально справедливого общества, который возвращает нас к исходным понятиям древнегреческого мыслителя Платона. Почти 2500 лет человечество бьется над реализацией такой идеи, но пока безуспешно. Получив в дальнейшем название идей социализма и приобретя политический статус, эта идея вопреки учению Маркса была реализована в России вождями пролетариата В. Лениным и И. Сталиным в форме советской власти. То, что наше поколение его не сохранило советское государство, говорит о его несовершенстве. Наступать на старые грабли не рекомендуется. Но и новых пока не изобрели.

Тем не менее, теперь можно сказать, что социально справедливое общество — это такое общество, которое гарантирует человеку всестороннее гармоничное развитие и предоставляет ему возможность самореализации на благо общества по принципу: «От каждого − по способности, каждому – по труду», в котором господствуют разум, справедливость, солидарность, культура, власть народа и отсутствуют насилие и эксплуатация. В таком обществе сохраняется природный принцип выживания через борьбу за качество своей жизни. Чем совершеннее ты будешь, тем выше будет твое качество жизни. И это будет в то же время механизмом оздоровления общества и стимулом роста мощи самого общества.

Построение такого общества возможно только при национальной протекционистской внутренней и внешней политике. А она возможна только при национальной патриотически ориентированной элите в управлении государством, свободном от враждебных агентов влияния, и контроле его со стороны общества. Требуется духовное прозрение общества, которое возможно при наличии коллективного научного разума и ясности цели будущего. Основной принцип реального социализма – это справедливость всегда и во всем. Это понятие не догматическое, а постоянно осознаваемое наукой и всем обществом с учетом развития культуры, технического прогресса и уровня жизни. Человек должен иметь стимул для борьбы за качество своей жизни, но в рамках закона и под контролем власти. Исходя из ее сущности, можно сформулировать ряд базовых ценностей:

1.    Национальное государство должно быть суверенно политически, экономически, конфессионально и т.д.

2.    Все природные ресурсы страны должны являться национальным достоянием всего народа и быть экономической основой его развития.

3.    Власть должна избираться и контролироваться обществом. Референдум – форма высшей власти в стране.

4.    Экономика должна быть плановой смешанного типа при ведущей роли государства. Эксплуатация запрещена.

5.  Во внешней и внутренней политике следует руководствоваться принципами рациональности и эффективности, научной организации экономики и её управления, дружбой и взаимовыгодным сотрудничеством.

6.    Наука должна быть ведущей производительной и управляющей силой.

7.    Русский народ и коренные народы равноправны и свободны. Национальная политика в развитии культуры коренных народов и в их взаимной дружбе.

8.    Россия – русское государство, основанное русским народом – государствообразующим народом.

Следует отметить, что идеального социально справедливого общества построить невозможно в принципе в силу различной психологии, уровня сознания, здоровья и т.д. людей и их растущих запросов. Социальная справедливость понимается лишь в рамках удовлетворения основных социальных потребностей, касающихся всестороннего формирования и развития личности и самореализации ее на благо общества.

Консолидация протестных сил общества в борьбе за возрождение России возможна лишь на базе новой революционной теории построения будущего.

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход