Счастливое время.

Дата: 5 Апреля 2016 Автор: Иванова Людмила

 

Людмила Иванова «Счастливое время. 60 лет Московскому театру «Современник». Очерки.
 Старый Оскол: РОСА, 2016. – 142 с. ISBN 978-5-905922-74-9.
Рассказ народной артистки России Людмилы Ивановой о людях и спектаклях театра «Современник» с момента его основания и по наши дни богато проиллюстрирован фотографиями из личного архива автора

"Дорогие мои читатели, а вернее, зрители! Возможно, вам захочется узнать историю легендарного театра «Современник» – театра, который стал настоящим культурным событием. На спектакли выстраивались огромные очереди за билетами, а во время гастролей люди даже приносили с собой раскладушки, чтобы с вечера занять очередь в кассы. Зрители получали радость, ответы на волновавшие их вопросы и чувствовали себя причастными к чему-то важному. Мы все верили и надеялись, что будет новый мир, новые люди, новая жизнь. В 1951 году я поступила в Школу-студию МХАТ. Теперь говорят, что это был «звёздный» курс – вместе со мной учились Галина Волчек, Игорь Кваша, Светлана Мизери, Анатолий Кузнецов, Ирина Скобцева, Леонид Броневой, Кира Петрова, Игорь Кашинцев. Наши педагоги были большими актёрами МХАТа и, что не менее важно, людьми с большим сердцем, заинтересованными в том, чтобы мы выросли настоящими артистами. Это и народный артист РСФСР Н.И. Дорохин, и н.а. СССР С.К. Блинников, и заслуженный деятель искусств А.М. Карев. На втором курсе к ним присоединились В.О. Топорков и Б.И. Вершилов, а на третьем – С.С. Пилявская и И.М. Раевский. Они подхватили дело Николая Ивановича Дорохина, который умер, когда мы были на третьем курсе. И совсем молодым нашим педагогом был Олег Николаевич Ефремов, который поставил дипломный спектакль «В добрый час» по пьесе В. Розова. Ректором Школы-студии МХАТ был Вениамин Захарович Радомысленский, строгий, но очень мудрый и добрый человек. Он постоянно присутствовал в студии, и поскольку количество студентов было невелико (человек сто пятьдесят), все про всех знал, следил за ростом своих подопечных, помогал выпускникам с распределением Людмила Иванова «Счастливое время» 5 после института, хлопотал, чтобы кого-то приняли во МХАТ. При этом он боролся за дисциплину так, что с первого курса было отчислено шесть человек из сорока принятых, а выпускалось в итоге всего двадцать два. Но Вениамин Захарович не только наказывал студентов, но и защищал тех, кто попадал в передряги. Например, третьекурсник Владимир Высоцкий и второкурсник Владимир Тульчинский, мой ученик (я тогда уже была педагогом), решили на 8 марта поздравить девушек в общежитии. Взяли шампанское и отправились на Трифоновскую, но двери оказались заперты. Они полезли в окно и нечаянно попали в комнату девушек из Осетии (во МХАТе была осетинская студия). Крик, визг! Прибежали осетинские студенты, началась драка. Кто-то из старших разнял дерущихся, но назавтра была разборка. Радомысленский был в бешенстве, но не стал исключать Высоцкого – не хотел ломать его судьбу. Оба «героя» отделались только выговором. Но я забегаю вперёд. Наш курс выпустился в 1955 году. С этого курса, собственно, и начался театр «Современник». С дипломными спектаклями «В добрый час» и «Женитьба Бальзаминова» мы поехали на целину, а по возвращении разошлись по театрам, в которые были распределены. Светлана Мизери попала к Охлопкову, Игорь Кваша – во МХАТ, Ирина Скобцева начала сниматься в фильме «Отелло» у С. Бондарчука, остальные разъехались по городам страны. У Галины Волчек было свободное распределение, а меня пригласила Наталья Сац, которая вернулась из ссылки и создавала свой театр, пока что гастрольный. Наталья Ильинична рассказывала, что была арестована как жена дипломата Половинкина, подвергалась пыткам, но это не сломило её – она даже выучила в тюрьме итальянский язык. После освобождения она жила в Ташкенте и успела создать там театр. Меня заинтересовала эта уникальная личность, и я с радостью приняла приглашение. 6 60 лет Московскому театру «Современник» Я исколесила весь Советский Союз. Однажды, вернувшись в Москву из очередной гастрольной поездки, я пришла в родную Школу-студию, зашла к Вениамину Захаровичу, и он пригласил меня на спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, который поставили мои однокурсники под руководством Олега Ефремова. Спектакль шёл ночью на учебной сцене. Играли Кваша, Мизери, Волчек, Толмачёва, которая работала тогда в театре им. Моссовета. Несмотря на позднее время, был полный зал, пригласили критиков. Теперь в живых из них остался только Борис Поюровский. Спектакль имел огромный успех. После спектакля было обсуждение, и все решили, что это начало нового театра. Я плакала, абсолютно веря во всё происходящее на сцене, и навсегда полюбила этот театр. МХАТ взял шестнадцать человек на договор (я вошла в их число), мы стали называться «Современником» и получили возможность играть по понедельникам в филиале Художественного театра."

Людмила Иванова

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход