Москва и Московская область, по всей видимости, первые стали жертвой ЕГЭ, так как, судя по всему, именно те, кто сдал ЕГЭ после окончания школы, сегодня занимаются разработкой организации контрактной деятельности, учета и контроля за работой федеральных, региональных и муниципальных предприятий.
Ну, например, кто придумал, утвердил и ввел в практический оборот так называемый «умный контракт», а проще говоря, типовой, где на многих страницах переписываются положения нормативных актов, описываются всевозможные абстрактные ситуации, не имеющие никакого отношения к большинству случаев реального наполнения сделки?
Кто придумал саму систему контроля, за исполнением контрактов ПИК https://pik.mosreg.ru , и систему СТЕ на портале госзакупок https://zakupki.mos.ru ? Как их фамилии, когда они закончили школу, учились ли в высшем учебном заведении, в каком и как успешно? Ну и конечно, сдавали ли они ЕГЭ и сколько баллов набрали?
Дело в том, что все вышеперечисленное, что эти господа, придумали, утвердили и внедрили, не только не способствует улучшению качества деятельности учреждений, предприятий, организаций, не только не уменьшает бумажный документооборот, не только не экономит время, и не только не ставит заслон коррупции, но делает все совершено с точностью наоборот, превратив рабочий процесс в игру, где нужно выбрать правильный вариант ответа среди многочисленных шаблонов готовых вариантов, которые не учитывают особенности конкретных деловых взаимоотношений.
Для того что бы было понятно, о чем, собственно говоря, речь, вспомним как было раньше. Лет 30 назад. Например, в институте нужно было издать монографию, или оплатить участие сотрудника в семинаре. Этот вопрос решался за 10-15 минут только с прямыми затратами, на оплату издания или на участие в семинаре. Руководитель сам принимал решение где печатать книгу, когда и куда посылать для повышения квалификации. Руководствовался при этом, как и все, нормами действующего законодательства. И это было понятно и оправдано результатами деятельности руководителя института. Он за все отвечал. В том числе и за учет и отчетность финансово-хозяйственной деятельности. А проверить его деятельность могли не только вышестоящие ведомственные инстанции, но и советские органы (государственные), правоохранительные и общественные (партийные организации, профсоюз, народный контроль). Еще и СМИ были реальной силой, влияющей на общественные и производственные процессы, потому что не только формировали общественное мнение, но и инициировали на законных основаниях проверку, обнародованных фактов о правонарушениях со стороны правоохранительных и партийных органов.
Что же происходит теперь? На то же самое, вместо нескольких минут у вас уйдет несколько дней. Под видом борьбы с засильем наследия советской бюрократии, сплошным учетом и контролем, «тормозящих» реальную деятельность, в свете развития рыночной экономики, где во главе угла свобода предпринимательства, реализация частных инициатив, развитие личности, самоокупаемость и прибыль, создана затратная тотальная контрольно-разрешительная система, которая лишает руководство учреждения разумной инициативы, оперативности, снимая с него ответственность за выбор подрядчика. Игра в конкурс подменяет реальные деловые отношения. Для того чтобы заключить договор с тем подрядчиком, который вам нужен в силу имеющегося опыта совместной работы, деловой репутации, наличия квалификации и прочее, вы должны озаботиться липовыми участниками конкурса, для создания его видимости. Но даже это не даст вам гарантию от того, что кто-то не перехватит заказ, играя на понижении цены.
А уж сами электронные площадки для торгов, для учета и осуществления документооборота настолько далеки от совершенства, что для их использования приходится привлекать специалистов или тратить время на их освоение и использование. Предприимчивые граждане уже организовали целые образовательные программы по участию в государственных и муниципальных торгах. На мой взгляд, если вы предлагаете нечто, что по вашему заявлению должно сэкономить время, деньги и бумагу, то это так и должно быть в реальности, а не в пространных рассуждениях в кругах, оторванных от действительности. Любой контроль или разрешительные функции не должны усложнять, отбирать время и деньги у предприятия. Если вы хотите для контроля использовать специальное программное обеспечение, то для пользователя оно должно быть бесплатным, а его эксплуатация не должна требовать привлечение дополнительных специалистов и не должна требовать дополнительное время. Хотите помочь заказчикам и подрядчикам найти друг друга? Создайте открытую добровольную электронную торговую площадку, где подрядчик и заказчик сами, без вмешательства третьих лиц, смогут договориться. И здесь, прежде всего, должна учитываться потребность заказчика, так как он что-то делает не просто для того, чтобы чем-то занять подрядчиков, но для того, чтобы достичь нужного ему результата, соответствующих качества и цены.
А организатору торговой площадки, озабоченному развитием рынка товаров и услуг, в качестве дополнительного стимула можно было бы разместить здесь же удобную поисковую базу данных на все имеющиеся услуги и товары, которой, опять же, участники торгов могли бы пользоваться по своему усмотрению – либо самостоятельно, либо обратившись к администрации торговой площадки за помощью. Например, в учреждении дополнительного профессионального образования подготовили новую программу переподготовки или повышения квалификации. Учреждение по своей воле размещает эту информацию на электронной торговой площадке, а администрация площадки, по согласованию с учреждением, предлагает услуги тем, кому они реально нужны, используя свою информационную базу. Или издательство запустило в работу новый проект и анонсировало его на торговой площадке. Администрация площадки находит издательству покупателей его книги. За такую помощь и заплатить не жалко процент от выручки за предоставленные товары и услуги.
Но когда любой контракт обязывают проводить через торговую электронную площадку, которая работает плохо, долго, громоздко, требует дополнительных временных затрат и не дает никаких дополнительных преимуществ, никакой помощи в реализации, то кому и зачем это нужно? Тем частным предприятиям, которые специально создаются для обслуживания электронной торговой площадки, обеспечения специальных каналов связи, изготовление электронной подписи и прочее? Сама идея такой площадки хороша, но для организации ее работы нет необходимости столь громоздкого нагромождения администрирования с букетом контрольно-разрешительных мероприятий и неэффективного программного обеспечения при наличии более успешных аналогов.
Заботясь о конкуренции для подрядчика, организаторы торгов ущемляют право свободы выбора заказчика. Рассуждая о свободе рынка, всю договорную деятельность муниципальных и федеральных учреждений, предприятий, организаций, а также и тех частных предприятий, которые с ними сотрудничают, органы власти и местного самоуправления берут под тотальный электронный контроль с жесткими шаблонами их взаимоотношений.
Складывается такая ситуация, когда структуры власти, стремясь все контролировать и координировать, подстраивают реальную деятельность под созданные ими шаблоны, удобные им, но никак не тем, чью деятельность они должны бы сделать более комфортной и эффективной.
Это похоже на то как наняли няню за детьми дома присмотреть, а она потребовала себе помимо зарплаты отдельную комнату побольше, четверых помощников, систему видеонаблюдения, книгу учета поведения детей, оформление пропуска для родителей в детскую и регламент их общения с детьми.
Все должно быть в меру, каждый должен быть на своем месте и главное, что все усилия должны быть направлены не на формальные показатели, а на то, как сделать жизнь человека лучше уже сегодня, сейчас, а не в необозримом будущем.