Стихи не терпят фальши. Им может не хватать чеканности слога, мелодики слога, они могут быть простыми и наивными. Но стихи всегда должны быть искренними. Если кратко сказать о сборнике М.Анисимова "Путеводная звезда", то я сказала бы так: он сама искренность.
О чем бы ни говорил Анисимов – о трагедии войны, о народе, хлебнувшим в военную пору вдоволь горя, о солдатской вдове («Было время – горела земля», «Ратное поле»,
«Последнее письмо с фронта», «Летели на фронт эшелоны»), или об исканиях послевоенного поколения («Раздумья», «Дождемся ли мы лучшей доли?»), об уголках Роди-
ны, где довелось побывать («Северная экзотика», «Зовет меня далекая Чукотка») – во всех стихах прорывается то, что громко называют патриотизмом. А можно назвать тихо:
чувство родины. И пейзажная зарисовка, и сатирическая картинка, и стихотворение на историческую тему объединяет одно – любовь к своему Отечеству. Без сомнения, это
чувство и является путеводной звездой М.Анисимова и в жизни, и в творчестве.
Возможно, искушенному в поэзии читателю или стороннику «чистого искусства» не хватит в этих стихах вершин поэтического творчества, а вот читатель-гражданин найдет
ту неотъемлемую составляющую, которая позволяет называть поэзию граждански активной. Личное входит в поэзию деталями того или иного времени. Характеризуя послевоен-
ное поколение, автор кратко, но емко говорит: «Мы были с тобой непоседы, романтика в путь позвала». Казалось бы, частные впечатления обобщают судьбу тысяч и тысяч лю-
дей, живших едиными порывами, создающими общую судьбу – судьбу своей страны. И, как итог, лаконичные строки:
«Не позабыть мне стылых берегов,
за драгой след, уложенный петлями,
а вечное сверкание снегов
дороже всяких пляжей у Майами».
Обращаешь внимание на те стихотворения, где лирическое начало созвучно с народными нотками лирики как в стихотворении «Мысли из прошлого». Словно льется строка:
«Эх, дойти б до криницы, в ней студена водица, бьют в лесу из земли ледяные ключи». Но в стихах есть и место боли, сожалению, даже гневу, когда М. Анисимов говорит о
несправедливости сегодняшних дней. В тех же «Мыслях из прошлого» безмятежность картины безжалостно нарушается горечью гражданского откровения:
«Но ведь жили ребята, в каждом доме - три брата,
И в делах мастаки, а теперь – старики.
Разве ж мы виноваты – как дожить до зарплаты?
Не найдешь о таких ты нигде ни строки».
«Небесный меридиан» – одно из наиболее, на мой взгляд, завершенных стихотворений сборника, в котором воедино сплелись и обращение к народному опыту, и нотка грусти
о былом, и поднятие до философского осмысления жизненных путей. И, конечно, закономерно, что часто особый лиризм, задушевность звучат в тех строках, которые навеяны
родными местами.
«Путеводная звезда» – уже четвёртый сборник стихотворений М. Анисимова. Это говорит о том, что автор находится в фазе творчества, и ему есть что сказать своим читателям. Так пожелаем же ему, чтобы его путеводная звезда и дальше вела его по стране Поэзии.