Московский областной государственный театр юного зрителя 22 и 23 сентября представляет первую премьеру сезона 2017/2018 гг. - музыкальную комедию по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» В маленьком уездном городе чиновники занимаются не только казнокрадством и растратами, но и …музыкой. Каждый представитель власти и каждый горожанин – музыкальный инструмент, издающий звуки и замолкающий по взмаху дирижёрской палочки Городничего, главного поклонника домашнего музицирования. Вольётся ли в народный оркестр инкогнито из Петербурга или сразу выдаст себя фальшивыми нотками? Под чью дудочку запляшут уважаемые государственные лица? И, наконец, чья партия окажется солирующей? Яркие музыкальные и танцевальные номера, народные и авторские песни и, конечно, текст бессмертной комедии слились в единое театральное действо. Комедия Н.В. Гоголя актуальна в нашей стране всегда, как бы ни менялись система и жизнь общества – в самом русском духе заложены вечный «авось». Ничего со времён Гоголя не изменилось: везучие остроумные плуты зачастую оказываются хитрее сильных мира сего, людей, зажатых в тиски должностей и политеса. В критической ситуации героям остаётся либо сдаться, либо… начать веселиться как в последний раз. В спектакле звучат самые разные, в том числе редкие русские инструменты, а музыкальная пила и вовсе стала символом спектакля, «дамокловым мечом», нависшим над проворовавшимся уездным городом N.
Вениамин Борисов, автор сценической версии и текстов песен: Ревизор» - это пьеса, которую, оказалось, крайне сложно адаптировать под наш спектакль, потому что убирать каждую реплику было искренне жалко. Комедия Гоголя сначала практически «ошпарила» меня своим совершенством, и я долго не знал, с чего начать. Но когда я понял, что нужно не ломать и не отсекать, а следовать замыслу автора – дело пошло. Время, русский язык и скорость восприятия зрителем увиденного - неумолимо развиваются, и от некоторых персонажей и сцен всё же пришлось избавиться, иначе спектакль шёл бы часов пять. Но я выбрал путь сотрудничества с автором: казалось бы, тяжеловесные сцены превратились в музыкальные номера, а смысл был сохранён и уложен мной в несколько куплетов с припевом. Поэтому наш «Ревизор» - истинно гоголевский, и всё, что придумано – взято из самого автора и из того, что было подмечено нами между строк бессмертной комедии. Для меня большая честь – написать музыкального «Ревизора» и вложить авторские стихи в уста известнейших персонажей. Хочется верить, что Николай Васильевич, будь он в зрительном зале – как минимум несколько раз рассмеялся бы и не ушёл с премьеры до окончания спектакля, как было в 1836 году в Александринке.
Александр Нестеров, режиссер-постановщик спектакля: Данный спектакль – моё первое соприкосновение с классикой русской литературы, и я очень этому рад, потому что работа над постановкой стала воплощением моей режиссёрской мечты. Осознавая степень ответственности перед зрителем, который наверняка видел множество постановок и экранизаций пьесы Гоголя, я хочу предложить вам совершенного нового «Ревизора». Так как моя творческая жизнь пронизана любовью к музыке и к музыкальному театру, мне очень захотелось превратить хрестоматийную пьесу Николая Васильевича в музыкальную комедию. Будучи поклонником и приверженцем вахтанговской театральной традиции, я постарался наполнить спектакль «масками», гротеском и музыкой. Как сказал великий Вольтер: «Все жанры хороши, кроме скучного». Я очень надеюсь, что на нашем спектакле никому не придётся скучать.
Нонна Гришаева, художественный руководитель МОГ ТЮЗ, заслуженная артистка России: В репертуаре театра уже есть спектакли по произведениям Тургенева, Лермонтова, Пушкина, Шукшина. «Ревизор» станет следующей постановкой, адресованной школьной аудитории. В отличие от спектакля Театра имени Вахтангова, в котором я когда-то принимала участие как актриса, наш «Ревизор» более ориентирован на молодое поколение, изучающее русскую классику в школах, колледжах, институтах. Мы рассчитываем, что спектакль будет им более понятен потому, что он у нас музыкальный, а музыкальную постановку детям и подросткам интересней и легче воспринимать. Автор сценической версии и текстов песен, талантливый московский поэт и драматург Вениамин Борисов, переделал некоторые монологи, которые могут быть несколько сложны для восприятия школьников, в песни. Теперь в музыкальном исполнении они будут восприниматься лучше. Зрители увидят на сцене живой оркестр, все музыкальные партии артисты театра исполняют вживую. Режиссер спектакля Александр Нестеров специализируется на музыкальных постановках, я сама играла и играю в его музыкальных спектаклях, которые идут с большим успехом. Мы давно и успешно сотрудничаем с композитором Гельсят Шайдуловой, которая работала в нашем спектакле «Леди совершенство». В «Ревизоре» она выступила композитором, аранжировщиком и хормейстером. В постановочную команду также вошел замечательный хореограф Павел Ивлев, это его четвертая постановка в МОГ ТЮЗе. Мы приняли решение дать шанс двум талантливым молодым художникам, студентам РУТИ – ГИТИСа, Фёдору Шмелькину (мастерская С. Морозова) и Любови Яковенко (мастерская В.Севрюковой). Надеемся, что они привнесут свежий взгляд в сценографию и костюмы спектакля. Н.В. Гоголь, автор пьесы: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Музыкальный руководитель - А. Варнаев. Композитор и хормейстер спектакля – заслуженная артистка России Гельсят Шайдулова. Балетмейстер спектакля – Павел Ивлев. Художники спектакля – выпускники факультета сценографии РУТИ-ГИТИС (мастерские В. Севрюковой и С. Морозова) - Фёдор Шмелькин (сценография) и Любовь Яковенко (костюмы). Спектакль рекомендуется для зрителей в возрасте от 14 лет, подходит для семейного просмотра.