Основу этой заметки писал к седьмому Дню рождения РОСА. Но, по большому счету, с тех пор мало что изменилось. Возможно, что подобный застой – следствие нашей всеобщей лености (мне же вот лень было написать по поводу и по случаю новую статью). А, может быть, я зря всех по себе сужу и основной причиной застоя в развитии общественных инициатив является реальная ситуация в стране, когда все официальные структуры и большинство граждан нацелены лишь на достижение конкретных корыстных целей по форме и содержанию.
Как бы то ни было, но на 13 году своей жизни как и шесть лет тому назад вокруг Российского общества современных авторов ведутся споры о его статусе, организационной структуре, направлениях деятельности. Причиной тому стали, во-первых, неадекватная оценка собственных заслуг и способностей, когда исключительно себе либо воле случая приписываются все нынешние достижения, на самом деле являющиеся результатом совместных усилий в течение тех самых лет совместного пребывания в творческой среде.
Во-вторых, созданная за эти 13 лет структура позволяет каждому желающему без особых проблем реализовывать те самые три «Р», обозначенные как первоначальные задачи РОСА, – раскрепощение, развитие и реализация творческого потенциала. Правда, многие опускают вторую часть заявленных целей – о стремлении использовать свой творческий дар для совершенствования общественных отношений, которые и являются культурой, отражаемой в различных формах художественного творчества, в том числе и в литературе. Были даже заявлены очередные три буквы «С», предлагаемые в качестве краеугольных ориентиров тех самых отношений, – «сочувствие», «сострадание», «сопереживание». В организационном плане этот этап развития должен был отразиться в обнародовании Программы РОСА, в содержательной части фестивалей, конкурсов, газеты, сайта, издательских проектов, культурно-массовых мероприятий…
Фактически так оно и было. По всем направлениям работа не прекращалась ни на один день. Просто многие уже не замечали того, что они что-то делают, в чём-то участвуют, – им казалось, что это естественный индивидуальный способ их существования, никем не инициированный и никем не координируемый. К этому времени настала пора и перевыборов координирующих структур Общества. Но, увлёкшись практической деятельностью содержательного плана, мы несколько «подзапустили» формальную часть, что не преминуло сказаться как на самоидентификации некоторых участников Общества, так и на его продвижении в существующем организационно-правовом пространстве.
РОСА все эти годы использовалась тактика, прямо противоположная той, которая на вооружении практически всех общественных объединений, в первую очередь озабоченных собственным развитием. РОСА занималось не созданием объединения, а решением задач, используя для этого форму Общества.
Сейчас, на определённом этапе перехода к новому качественному уровню участия в развитии общественных отношений, посредством художественного творчества в том числе, возник вопрос о возможности полного отказа от использования жёстких организационных структур в пользу развития концептуальных движений, инициируемых неформальными лидерами из среды современных авторов. Но, учитывая недостаточность интеграции современных авторов в действующие общественные структуры, низкую активность в освоении информационного пространства и в самом творческом процессе, имеющем целевую направленность, предоставляется целесообразным попытаться сохранить организационную структуру в форме общественной организации, которая должна продолжить координацию индивидуальных возможностей и потребностей современных авторов, способствуя развитию уже имеющихся и созданию новых направлений по решению программных и уставных задач.
Нормативной базой для создания общественной организации стал закон РФ «Об общественных объединениях», принятый Государственной Думой 14 апреля 1995 года с изменениями на 22 июля 2010 года. В соответствии с гл. 2 ст. 18 закона РФ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трёх физических лиц, а решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов принимается на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В точном соответствии с действующим законодательством РФ 6 сентября 2004 года в Старом Осколе состоялось учредительное собрание РОСА, в котором приняли участие пять человек – Владимир Федотенко, Алексей Дёменко, Ирина Цыганкова, Анастасия Проценко и Сергей Галиченко, что закреплено соответствующим протоколом. Затем стали создаваться первичные организации в других регионах России.
В этом году действующим Координационным Советом РОСА (председатель Дринова-Воронина Л.А.) была предпринята попытка регистрации в качестве юридического лица регионального отделения «РОСА-31» в Белгородской области. Но, после многочисленных поездок в областной минюст, общения с теми немногочисленными общественными объединениями, которые прошли долгую дорогу согласования бумаг с чиновниками и столкнулись с формальным отношением к организации с их стороны в дальнейшем, приняли решение приостановить работу в этом направлении. На самом деле, сегодня никто из чиновников либо депутатов различных уровней в Белгородской области не проявил ни малейшей заинтересованности в том, чтобы в регионе могла работать некоммерческая организация, занимающаяся культурно-просветительской деятельностью и развитием творческого потенциала личности. Наоборот, все сводится к тому, что для того, чтобы общественная организация могла использовать возможности юридического лица, она должна постоянно заниматься деятельностью по зарабатыванию денег, чтобы оплачивать содержание счета в банке, услуги бухгалтерского предприятия или специалиста по сдаче отчетности и ведению учета, по составлению бумаг и освоению грантов, арендную плату и прочее..
Была заявлена ассоциация общественных объединений на базе старооскольского управления по делам молодежи. Но фактически, это вылилось в координирующие совещания на которых для представителей общественных объединений доводилась информация о массовых мероприятиях в которых им как раз и предлагалось поучаствовать для массовости. Наши предложения по созданию реальной ассоциации общественных объединений не были поддержаны. А такая ассоциация нужна. Ассоциация, которая могла бы взять на себя их обслуживание от регистрации до ведения учета и отчетности, заключения договоров, обеспечения финансирования, юридическое обслуживание, предоставление помещений и прочее, создавая для общественных объединений условия реализации их общественно-значимых идей. Хотя, почему этими вопросами не обязаны заниматься на местах, например, органы местного самоуправления? Разве они не для того созданы, чтобы обеспечивать реализацию общественных потребностей?
Пока же, объединив свои усилия в РОСА, мы получили возможность, например, через творческие командировки представить старооскольских авторов в Москве и Питере, а москвичей и питерцев – в Старом Осколе… У многих авторов из различных регионов завязались личные творческие контакты, и всё понеслось со стремительной скоростью... Не успели оглянуться, а уже 13 лет прошло. И мне жаль тех авторов, которые тратят свои силы и время на то, чтобы не увидеть очевидное, сломать удочку с леской, поплавком, грузилом, крючком и прочими современными приспособлениями, которой можно было наловить крупной рыбы для ухи, и вместо неё соорудить некое подобие из сухой ветки да конского волоса, которой можно разве задремавшего пескаря подцепить, да самим процессом сидения на берегу реки насладиться. Мне жаль таких людей, потому что чаще всего делают они это не по злому умыслу, а по искреннему убеждению своему, пребывая в глубоком заблуждении насчёт окружающей действительности.
Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и усилия антикультурной так называемой политической и бизнес-элиты, которая, превратив политику, экономику и художественное творчество в инструменты воздействия на человека, с целью превращения его в составляющее человеческой массы, пригодной для производства трудовых ресурсов, всячески поддерживает процессы распада единства современных авторов, культивируя приоритет личностных интересов, ради достижения которых допускается всё. Основой такого посыла является деградация тех самых сочувствия, сопереживания, сострадания, без которых человек в числе прочего утрачивает способность слышать, понимать и уважать своего собеседника, даже при наличии общности интересов.
Вот неполный перечень действующих проектов РОСА: сайт «Творческая гостиная», творческая гостиная «Лад», литературная мастерская, литературно-художественный альманах «Клад», газета «Правда жизни», фестиваль «Русская ярмарка талантов», конкурс рукописей, детская литературная мастерская «Росинка», театр поэзии «Галактика рос», книжные серии «Сигнальный экземпляр» и «Это было на самом деле...», издательство, круглые столы, научно-практические конференции. Постоянно проходят выступления авторов по различным учреждениям, организациям, предприятиям. Проводятся концертные программы для зрительской аудитории. Выдвигаются авторы для участия в различных творческих конкурсах. И, тем не менее, находятся те, кто упрямо продолжает твердить, что РОСА на самом деле нет, а потому нужно отказаться от всяких там амбициозных проектов и сжаться до литературной студии или гостиной, довольствоваться самообразованием и слушанием лекций «старших товарищей» из «писательских профессиональных союзов» и приятным времяпрепровождением в кругу себе подобных. И сжимаются, и создают…
Это замечательно, когда из большего количества выделяется меньшее, собравшее воедино тех, кто обладает общностью интересов и психологической совместимостью, приблизительно одинаковым уровнем творческих способностей и потребностей… Это естественный процесс, когда сообща мы сделали какое-то дело, например, провели сквозь шторм корабль, а теперь, оказавшись на берегу, можно существовать уже и не командой, а порознь или различными группами... До тех пор, пока, например, не придётся объединиться для противостояния природной стихии, внешнему врагу или для строительства жилья на зиму…
Но, по-моему, не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать преимущество постоянного сотрудничества перед периодическим, если мы обречены жить на одной территории, пользоваться едиными общественными институтами и прочее... Или же нужно создавать собственные автономные условия жизнеобеспечения нашему творчеству и самим авторам. Но самое главное – услышать друг друга и определиться с теми самыми приоритетными направлениями в общественном начале, которые есть не что иное, как та самая осознанная необходимость, образующая свободу каждого и всех. Только вряд ли она образуется сама собой, даже если мы будем об этом говорить своему отражению в зеркале по сто раз на дню… Но и предавать забвению прописные истины, наивно полагая, что они одинаково приемлемы каждым с рождения, – есть иная крайность, лишающая нас возможности понять друг друга. Поэтому, возможно, я в чём-то повторюсь, но, по всей видимости, такова картина дня сегодняшнего.
Несмотря на доступность в Интернете различных проектов по уничтожению государства Российского и народа, его населяющего, у меня складывается порой впечатление, что всё у нас происходящее всё же не есть последствия происков спецслужб и коварных сект различных, а всего лишь глупости человеческой, являющейся результатом задержки умственного и чувственного развития активных представителей рода нашего. Иначе как же можно объяснить поведение поэта, который, например, в своих стихах душу рвёт ради спасения Отечества своего от супостатов иноземных, культуру предков наших изничтожающих, а вечером того же дня тот же «патриот» рукоплещет актёрам, которые выводят Пушкина как случайное счастье для Руси, решившего шутки ради между пьянками да гулянками стать солнцем русской поэзии. То бишь перевернуть всё с ног на голову, когда не благодатная русская культура, в которой рос потомок Ганнибала, привила ему любовь к слову русскому, а вот, мол, дар такой народу сему ниспослан в утешение непременной жертвенности его на алтаре служения миру иному и владыкам иноземным. И всё это вперемешку с красотами стихотворными да песнями музыкальными… Как в рекламе 25-й кадр, вроде бы про курицу смотришь, а идёшь водку покупаешь… Или вот взять, например, рассказы Василия Макаровича Шукшина о совести человеческой, о праве исконно русском, о выборе сознательном – жить по совести, несмотря ни на какие перипетии судьбы. Взять да и представить в постановке театральной, али в фильме художественном, или, в крайнем случае, в статье в каком-либо журнале «толстом» или газете «уважаемой» как продолжателя идеи «маленького» человека, рисующего «дурачков» русских, силы и ума не имеющих да простотой своей раболепствующих… Порой делает это автор в строгом соответствии с убеждениями своими, выросшими на основе национальной культуры, частью которой является, например, вероисповедание, в основе которого лежат постулаты о народе избранном и прочие…
И потихоньку на фоне таком «культурном» для поддержания дисбаланса развивается и мысль о том, что сионизм, фашизм, расизм – это не противоборство наций, а всего лишь движение в целях самосохранения отдельных народов с их самобытной культурой. Но ведь не за счёт гибели иных культур и самих народов должны самоутверждаться и развиваться какие бы то ни было избранные или не избранные, верующие или неверующие, белые или чёрные, добрые или хитрые… Есть и иные примеры, когда человек иной культуры, попадая в русскую общину, не только сохраняет свои родовые традиции, но и бережно, с большим уважением относится к русской культуре, временами более уважительно, чем сами русские, живущие рядом с ним.
По всей видимости, извращение культурной основы происходит из-за неумения или из-за умышленного исключения из художественных образов духовной составляющей, под которой подразумевать следует не религиозные устремления, так как религия всего лишь попытка отражения культуры общества и личности в нём, а совесть человеческую, выпестованную вековыми традициями, всем укладом жизни рода нашего. Без этого все сюжетные и эмоциональные конструкции, собранные по внешней мотивации, зачастую создают ложный образ.
Есть такой гриб – ложный опёнок называют его в народе. Вроде бы внешне почти ничем не отличается от съедобного опёнка, а на самом деле смертельно ядовит. И в творчестве художественном подобные «ложные опята» не менее опасны, убивая самоуважение, уверенность в своих силах, порождая страх перед волей и преклонение перед носителями чужой культуры. Вот, например, книга про величие славян. Вроде бы про историю нашу славную... Намерения благие декларируются… А язык да сюжетная основа совсем иную культуру отражают, где живут не по совести, а по праву силы, где смакуются сцены разврата и жестокости, где чтут не народ свой, а правителя мирового, сверху даденного… И получается, что в бутылке с этикеткой славянской вместо молока бурёнки нашей родимой нам подсовывают виски заморские, к коим мы привыкаем исправно.
Бывает и ещё ужаснее, когда планы более изощрённые и коварные, когда читателя приваживают текстами выверенными, идеями привлекательными, да по мелочам всяким, по частностям, да до поры до времени, пока доверие не выработается у читателя постоянного. А потом авторитет для службы делу неправому, подлому используется, когда исподволь, намёком, полусловом подправляется ваше представление о мире, о культуре рода вашего. И вот вы уже не замечаете, что рукоплещете литературному (театральному, киношному) герою, который семейные ценности разменивает на сиюминутное удовольствие, когда ради денег он с готовностью предаёт женщин, детей, когда убийство подаётся как нечто наподобие щелчка пальцами или битой карты… И всё это вроде бы на русском языке, иногда даже похожем на литературный… Так, незаметно, происходит подмена понятий…
И в этой связи вышеназванные литературные и иные художественные опусы гораздо опаснее для нашей культуры, нежели графоманские сочинения, опыты самодеятельных авторов, попытки самовыражения людей искренних, но не владеющих в достаточной мере навыками работы с печатным словом. Но при наличии желания и уверенности в своём праве не молчать у многих из них впоследствии смогут получиться полноценные самостоятельные произведения, отражающие эпоху, её культурную среду, от внутреннего мира человека до общественной морали, порождаемой на стыке культур народов.
Именно там, в недрах народа нашего, вдалеке от мегаполисов-паразитов, ещё сохранилась наша культура в первозданной своей чистоте. И она передаётся как код в этих робких, грубоватых, наивных строчках авторов, не стремящихся «рукописи продать», но горит у которых огонь в душе, заставляя прислушиваться к её стонам, угадывать в них буквы, слова, собирая их в образы… Образы любви, добра, справедливости, счастья, красоты… В отдельных строчках, предложениях, словах, которые, возможно, смогут разбудить новые таланты…
Долгое время я считал себя сторонником идей интернационализма и глобального социально-экономического обустройства общества. Но приобретённые за прошедшие годы опыт и знания убеждают меня в обратном – только сохранение и развитие своей национальной культуры и приоритетное в бесспорном порядке решение вопросов жизнеобеспечения своего рода и земли своей смогут дать шанс на выживание всей планеты и общества человеческого. Воля не должна ограничиваться экономическим поводком собственника богатств природных или средств производства. Разум и чувства даны человеку природой не для самоуничтожения (ибо, уничтожая себе подобных, мы уничтожаем часть себя), а для сохранения данного нам блага земного и для постижения возможностей жизни в различных пространствах. При этом и за иные формы жизни ответственность прежде всего должна на существах разумных быть… И как не может пальма вырасти за границей полярного круга в тундре бескрайней, как не может быть стройным кедр, если ему сломают верхушку, так и человек, вырванный из естественных условий природных, оторванный от культуры рода своего, утратит часть своей жизненный силы.
К тому же в своей семье вы почему-то не даете расположиться со всеми удобствами соседу или прохожему какому, заявившему, что он де дороже вам матери родной и вы должны урвать кусок хлеба от детей, чтобы обеспечить ему возможность творческой реализации или комфортабельные условия для управления процессами в вашей же семье. Хотя бывает, что наймете няну за ребенком присмотреть, а глядь, через некоторое время она уже на вас покрикивать начинает, в магазин за покупками для себя посылает, лучшую комнату в доме занимает… Что вы с ней сделаете? В шею выгоните из своего дома либо одернете, как следует, чтобы не забывалась. А вот в большой нашей семье государственной, похоже, что «няни» так разошлись, что управы на них уже не найти. Забыли, как говорится, кто в доме хозяин… И, может быть, от них и поддержка идет как раз определенному виду творчества? Ведь если под предлогами благовидными, якобы развития творчества художественного, разуму неокрепшему давать возможность лгать, убивать, жестокость проявлять, совестью пренебрегать, алкоголем да табаком себя пичкать и в наркотический дурман или виртуальную реальность убегать от действительности, так и будет оно на деле, а не в фантазии читателя…
Особо зримо наблюдается подобное безрассудство авторов современных при сравнении с произведениями авторов, творивших в середине – конце прошлого века, когда, повествуя о войне, они не описывали все её ужасы в анатомических подробностях, но вызывали в душе и боль, и ярость, и любовь, и ненависть, и восхищение, и презрение... Недавно, переключая каналы телевизора, наткнулись с женой на экранизацию 2009 года Владимиром Бортко повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» с Богданом Ступкой в главной роли. В свое время «Тараса Бульбу» изучали в школе. Но вот этот фильм, наполненный откровенными сценами жестокости, вряд ли можно показывать детям и женщинам. Было обидно за Бортко, который образную систему в художественном произведении подменил не просто репортажем с места событий, но репортажем о том, что происходит с телом человека при воздействии на него различными предметами убийств и пыток. И бессмертные слова Гоголя на фоне такого видеоряда умирают, теряют свою силу, теряют смысл…
То же самое часто случается и в современной литературе. По-видимому, для того, чтобы стать писателем, недостаточно знать, как из букв складывать слова, а из слов – предложения для того, чтобы описать те либо иные события, предметы. Главное, по всей видимости, заключается в состоянии души писателя, в её способности воздействовать на разум, а не наоборот.