Время, как полноводная река неумолимо и необратимо течет вперед, вовлекая в свои водовороты людей, страны, природные и социальные явления. О прошедших событиях есть в русском языке меткое выражение: «Канули в вечность». Но человек не может прогнозировать будущее, без анализа прошлого. В виде чего «прошлое» продолжает существовать и будоражить умы, чувства и память людей? Письменные и другие культурные исторические памятники – лишь материальное подтверждение об ушедшем времени и событиях. Они дополняют знания о прошлом, подтверждая реальность минувших событий в сознании новых поколений. Подлинный смысл о прошлых событиях обретается через старшее поколение, в традициях и рассказах очевидцев. Без живой связи молодого и старшего поколений никакие культурные ценности не способны сами по себе создать осязательное поле восприятия в умах соплеменников. С малого детства родителями, бабушками и дедушками устными рассказами, сказками, мифами в сознание детей вводятся архетипы дальнейшего их поведения, которые переходят в бессознательное коллективное. В зрелом возрасте аутентичность описываемых в истории событий и действительности подкрепляется сведениями и рассказами людей, напрямую или опосредовано связанными с прошлым или настоящим. Поступающая информация из различных источников в сознание отдельного человека, в купе с его личным опытом, преобразуется во внутренние образы внешнего мировосприятия. Действительно, мы не задаем себе, например, вопроса: «Существует ли доподлинно Арктика?». У нас не вызывает сомнения ответ на такой вопрос. Но мы (подавляющее большинство) там никогда не были! Не ощущали и не чувствовали всех суровостей климата и природного ландшафта далекого континента. В нашем сознании образ Арктики сформировался в результате фоторепортажей и рассказов очевидцев, побывавших там, путем аналогий и сравнений из личного опыта. Многократное повторение аутентичной информации из различных источников закрепляет в сознании человека устойчивый ассоциативный образ о предмете, который не вызывает сомнений в реальности его существования. Таким образом, мы не сомневаемся в существовании «Арктики». А как действуют модели неадекватного восприятия при отсутствии аутентичной информации? Пример. Колумб в эпоху открытия Америки, принял ее за Индию. С тех пор, коренное население Америки стало называться «индейцами». И это название туземной народности прижилось и вошло в практику общения. Сегодня мало кто задумывается о его несоответствии географическому названию вновь открытого континента. Произошел такой исторический конфуз в результате вполне объяснимого информационного провала в последовательности знаний об окружающем мире. О былых исторических событиях далекого прошлого мы судим по дошедшим до нас архивным источникам, без очного подтверждения их реальности очевидцами, без учета психологии людей ушедшего времени, руководствуясь личным опытом восприятия, проецируя его на поступки и мотивации поведения ушедших из жизни поколений. Мы не можем воспроизвести и осознать всех природных, политических, экономических условий, других обстоятельств и мотиваций поведения ушедших поколений. Поэтому все «альтернативные» суждения о прошлом носят субъективный характер и перманентно отражают свои личные интересы и предрасположенности. Способность человеческого ума варьировать имеющимся опытом и строить логические модели путем выдвижения идей выводит на новые пути построения жизненно важных направлений переустройства общественных отношений. Политические и другие мотивы лишь усиливают, дополняют возникшее новое направление изменения психологии и общественного устройства. Такая тенденция построения виртуальных логик носит случайный характер, поскольку строится не на возникших причинно обусловленных реалиях, а на абстрактном построении возможных моделей дальнейшего развития. Она может быть реализована, а может, и нет. В период общественного кризиса, при столкновении равновеликих сил, определяющее значение приобретает наличие волевой личности. Реализация устремлений волевой личности возможна в точке бифуркации, когда система общественных взглядов и интересов находится в неопределенном состоянии. Если кризис разрешается победой более сильной стороной и большинством, то процесс приобретает, устойчивый закономерный ход событий. Такой процесс общественных преобразований носит эволюционный характер. Если кризис разрешается волевыми усилиями властной личности или узкой группой, то дальнейший ход событий напрямую зависит от поведения этой личности и ее последователей и носит случайный, непредсказуемый характер. Примером развития подобным образом событий может служить российская история последних лет. В анализах об исторических событиях и их оценках возможен большой спектр суждений. По большому счету мы не можем в точности дать им достоверное описание, не учитывая психологию и мотивацию поведения канувших в прошлое цивилизаций и народов. Не смотря на внешнее физическое сходство человеческих популяций и однотипность функций размножения и выживания, психология и мотивация поведения отдельных групп и анклавов людских сообществ могут иметь значительные расхождения. Настолько разнящиеся, что нам трудно понять истинный смысл мотиваций поведения наших далеких предков, живших в других географических, климатических и социальных условиях. Если в настоящем мы еще находим скрепы, объединяющей нас национальной культуры, традиций, способов восприятия, то в оценках событий даже недавнего прошлого возникает безысходный разброд мнений. И связан он не только с разным восприятием людей различного социального положения, другой национальности, с другим уровнем знаний и опыта, но и с потерей устойчивой их культурной общности, построенной на практических наработках предшествующих поколений. Нахлынувший процесс пересмотра былых политических, экономических, духовных ценностей и установок в конце XX века, родил в общественном российском сознании, искусственно раздуваемый, вирус критики прошлого России и СССР. Путем подмены анализа «прошлого» на его отрицание рубятся корни государственного устройства и сложившегося менталитета российского сообщества людей. Смена политических ориентаций не может проходить без сохранения культурных начал, традиций и опыта практической деятельности. Правомочность такого тезиса можно проследить на истории всех, без исключения стран и государств. Иначе государственное образование начинает деградировать и в конечном итоге прекращает свое существование. В общественное сознание искусственно вводится идеология «возрождения», как будто можно натурально перешагнуть существовавший временной исторический отрезок времени. С его людьми, культурными и материальными ценностями. Критикой из чреды событий выделяются отрицательные явления, постигшие страну, делая на ней обширные обобщения. Без традиционной постоянной связи поколений в умах современного поколения теряется целостность восприятия и миропонимания. В противном случае человеком начинают управлять животные поведенческие реакции, для которых имеющаяся культурная информация теряет свое связывающее значение. Будь то этносы, народы или нации. Оторванная от жизни вербальная информация становится предметом игры обученных каким-то образом человекоподобных существ, для получения своих материальных и приспособительных выгод, вне контекста культурной общности. То есть культура теряет свою функцию, способ объединять сообщества людей для совместного выживания и существования, превращается в формальное средство манипулирования общественным сознанием. С течением времени меняются внешние условия, социальные и национальные взаимоотношения. Свою лепту в новое восприятие мира вносит техническое развитие цивилизаций. Конец XX, начало XXI веков ознаменовались невиданным в истории человечества техническим прогрессом во всех областях знаний. Изменилась психология поведения людей буквально в одном поколении, нарушая естественный переход в восприятии от одного поколения к последующему. Мы ушли от «прошлого мира» и любые логические подтасовки и перестановки в виде несостоявшихся «альтернатив» лишь усугубляет раздвоенность человеческого сознания. Сам факт построения возможных исторических «альтернатив» говорит об отсутствии в настоящем устойчивых жизненных позиций. И при вдумчивом рассмотрении оказывается, что «альтернативы» возможных решений и событий достоверно существуют не в прошлом, а в настоящем времени. Человек уходит от реальности настоящего и не пытается решать насущные задачи сегодняшних дней. Именно решать, а не рассуждать о них. Чем привлекательно прошлое? Оно беззащитно. Им можно манипулировать, строя возможные варианты развития событий. А в настоящем нужно созидательно действовать. И настоящее выявляет, что человек, строящий свою деятельность на критике прошлого, либо бездеятельный имитатор, либо он своими высказываниями и действиями умышленно уводит общественное сознание от реальности, камуфлируя свои истинные мотивы поведения. Банальность, которую приходится повторять, оглядываясь назад, в сумрачную даль прошлого.