Не имею малейшего желания подключаться к хору тех, кто бранит сейчас фильм Урсуляка "Тихий Дон". Хотя имею на это основния уже потому, что еще до показа признался, что не ожидаю от экранизации ничего хорошего.
И сейчас я благодарю всех участников съемок за героический труд . Проделана недюжинная работа. И если фильм, режиссер, либо его артисты получат хорошую премию - буду рад за них.
Мнение же мое о фильме осталось прежним. Полная и безоговорочная неудача. Если бы перед режиссером изначально стояла задача создать провальную картину - и то вряд ли он справился бы с ней столь успешно.
Плохо всё, начиная от актёров. Иначе и быть не могло - ибо как нынче из серийного продукта выбрать штучный товар? Эти григории и анисьи учились уже за деньги, а не за страх не состояться в профессии. Посмотрел все 12 серий - и ни одно лицо не зацепило. Конечно, выпукл Маковецкий. Но и он играл скорее не Пантелея Прокопьевича, а артиста, игравшего старика в фильме Герасимова. Маковецкий повторил его во всем, даже в завитушках бороды и вывороте глаз, на манер коня.
Нелеп и даже туп Григорий. Накладной горбатый нос и накладой чуб из-под вечно новой фуражки положения не спасают. Нарочито мягкое "Г" и у Григория, и у всех персонажей фильма создает впечатление, что у них в горле раздавили гланды.
Вообще с форменной одеждой у Урсуляка беда. Красный околышек фуражек у всех казаков сияет первозданеной чистотой. А ведь дело проиходит в черноземной степи, где пыть всё бархатит серым налётом. А серый с красным делает фуражку старой через пару часов нОски.
Совсем сразил меня старый урядник, напутствовавший молодых казаков, принявших присягу. Это такой мешок с травой, под машками перетянутый ремнем. А ведь всё урядники в казачьих войсках - косточка, всю жизнь в седле, спина к старости - словно аршин проглотил.
Ну, и совсем тухло всё с донской речью. Это, извините, ни в какие ворота. Конечно, сейчас и коренные жители Подонья утратили свои языковые изводы. Но ведь никто не заставлял Урсуляка изъясняться так, как это было сто лет назад. Вспомним, что Штирлиц и Мюллер в фильме про немцев вполне себе обходились современным русским языком. Никто и не заметил.
Что изменилось бы, если бы герои нового фильма произносили взрывное "G" и не пытались шокать? Ведь главное у Шолохова - не чубы, не горбатые носы, а человеческие страсти.
Не знаю. Со стороны, конечно, легко рассуждать. Но ведь фильм для того и создавался, чтобы его смотрели, чтобы говорили о нём. Урсуляк ведь "Тихий Дон " снял для меня тоже, как я понимаю.И если он увидел во мне зрителя, котроому ТАКОЕ можно показать, то я, со своей стороны, имею право на ТАКОЕ ответить.
И потому отвечаю так, как требует душа. Я думаю, что главная неудача фильма в том, что фильм о донских казаках снял Урсуляк. Он здесь показал не Дон, а режиссера. Он завертел события, сюжет, весь круг событий вокруг себя в кино, как это пытался сделать, завертев кровавый водоворот вокруг себя в книге, портной Штокман.
Я не говорю, что так было задумано изначально. Но получилось именно так.Еще одно кино про диких русских, способных только жрать водку и стрелять во все стороны, без разбору.
Лично я такого в "Тихом Доне" у Шолохова не читал.
И вот еще. Если фильму будут вручать премии, я думаю - обязательно надо отметить музыку. В титрах я так и не увидел фамилии композитора.
Но премии он за служивает даже, если самому фильму никаких наград не достанется.
Музыка выше всяких похвал. Она достойна жить самостоятельно, отдельно от фильма.