Максим Бурдин – поэт, прозаик, основатель, издатель и главный редактор литературного альманаха «Форма Слова». В свои 28 он успел сменить дюжину профессий. Работал штатным журналистом в «Литературной Газете», грузчиком на рыбном складе, оператором деревообрабатывающего станка, миссионером, плиточником, изготовителем мебели, монтажником, курьером… Список можно продолжать. Его публицистические и художественные произведения выходили во многих журналах. Рассказы Максима Бурдина прошли в финал литературной премии «Неформат», где их высоко оценил Юрий Мамлеев. В начале октября мир увидел первый номер литературного альманаха «Форма Слова». Дебютный номер получился впечатляющим и уже вызвал разговоры в литературных кругах.
- Максим, помните ли Вы свою первую публикацию? Это были стихи или проза?
- Я, в отличие от Пушкина, который к прозе пришёл под конец жизни, с неё начинал. К литературному творчеству меня тянуло с колыбели. Оно и не удивительно: я родился в семье филологов, отец был поэтом. Все мое детство меня окружали книги – я вырос среди книг. Более или менее всерьёз я начал писать ещё в школе – из зависти. Я много читал Льюиса, Хагарда, Стивенсона, Вальтера Скотта, Рэя Бредбери и всегда, насколько себя помню, я завидовал этим писателям и пробовал им подражать, уверенный в том, что пишу ничуть не хуже. Мой первый рассказ напечатали, когда мне было тринадцать лет. Напечатали в крупной, по меркам моего родного города, газете – «Костромские Ведомости». И рубрика была не детская. Вполне серьёзная рубрика, с неприятным, правда, названием: «Чтиво». Это был фантастический рассказ – история человека, которого сводят с ума жулики-инопланетяне, обманным путем втершиеся к нему в доверие и похитившие таким образом микроволновку. К написанию стихов я пришёл гораздо позже, уже в зрелом возрасте.
- Что побудило Вас издать литературный альманах?
- Литературный альманах – это давняя мечта. Появилась эта идея в 2006 году, когда ещё кипела жизнь на сайтах свободной публикации вроде «Стихи.ру» или «Мир Вашего Творчества». Я видел много пишущих людей, которые хотели бы издать свои работы (часто очень талантливые!), но не могли этого сделать – их просто не брали, везде почему-то отказывали. И тогда я подумал, что неплохо было бы основать бумажное издание, в котором могли бы издаваться авторы, по каким-то причинам не угодные «рукопожатным» изданиям. Правда, в то время мне, наверное, не хватало знаний и опыта для осуществления такой идеи.
Ситуация в современном литературном мире складывается печальным образом: России нужны новые имена! Нужны поэты уровня Бориса Пастернка, Николая Рубцова, Иосифа Бродского. Нужны прозаики уровня хотя бы Варлама Шаламова, Венедикта Ерофеева, Сергея Довлатова… А их нет. Не приходят. Что-то перегорело. То ли наша страна (когда-то самая читающая страна планеты!) выродилась за последние несколько десятилетий, то ли людям, держащим в руках бразды правления миром культуры, эти новые имена не очень нужны... Скорее всего, второе. По долгу службы читая произведения молодых авторов, я вижу, что многие обладают заметным творческим потенциалом. Но их работы по какой-то странной, непонятной причине никуда не берут. Двери толстых журналов, где обычно работают добрые советские бабушки и дедушки, которые за полвека своей не очень честной работы разучились отличать искусство от ширпотреба, литературу от графомании, для талантливых молодых писателей закрыты. Современные издательства ориентированы исключительно на прибыль, потому публиковать нового, никому не известного автора они попросту не станут: вдруг расходы не окупятся? Да, ты можешь написать роман для фантастической или детективной серии, который будет стоять в очереди несколько лет и вопрос издания которого вообще находится под очень большим вопросом. Но это ли твоя мечта? К этому ли ты стремишься? Хочешь ли ты писать ширпотреб – на всю жизнь замарать свое имя дешевой прозой? А стихи, так те, кстати, вообще вряд ли напечатают отдельной книгой – говорят, не популярно…
Вот на этом фоне и хотелось создать периодически издаваемый сборник, который хоть немного да прольёт свет на литературный андеграунд сегодняшнего дня. Альманах «Форма Слова» - это попытка уйти от штампов неутешительной действительности. Возможность сказать свое слово… Свободно. И он получился.
- Как Вы оцениваете современный литературный процесс?
- Ничего доброго я бы про него не сказал. Когда премия со звонким названием «Национальный бестселлер» выдаётся писательнице со странным псевдонимом Фигль-Мигль – это само по себе вызывает вопросы. А стоит открыть любое произведение этой писательницы, количество вопросов только возрастает. Во-первых, что национального в произведении, которое розовым слогом через мат описывает жизнь и приключения двух гомосексуалистов с человеконенавистническим мировоззрением? Я имею ввиду роман, уже в одном названии коверкающий русский язык, – «Щастье». Фантастика это или нет – какая разница? Во-вторых, что национального в премии, которая выдаётся за подобные опусы? Почему на столь высоком уровне идёт откровенная пропаганда грязи, чернухи, порнухи, гомосексуализма под маркой «большой русской литературы»? Кем и зачем это делается? И самое главное, почему об этом молчат?! Ладно. Что говорить о «Нацбесте», когда Нобелевскую премию по литературе дают белорусской писательнице украинского происхождения, которая откровенно очерняет весь «русский мир»…
Быть может, это установка такая у властителей нашей культуры, не давая хода писателям, действительно того заслуживающим, через произведения псевдолитературы насаждать в умах людей грязь, выдавая извращение за норму и даже - эталон? Я не знаю.
Одно может порадовать – это замечательная книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона Шевкунова, побившая все рекорды по тиражам. Её небывалая популярность, которой может позавидовать любой брендовый писатель, ясно свидетельствует о том, что рядовой читатель просто истосковался по настоящей, умной, доброй русской прозе.