Переосмысление функции «потёртых ковров» в романе М. Булгакова «Белая гвардия» (атрибуты домашнего интерьера семьи Турбиных)

Дата: 26 Августа 2015 Автор: Панко Инга

Один из лейтмотивов литературы XIX–XX вв. – это вещь, сродни человеку, как бы сросшаяся с его жизнью, домом, повседневностью. В романе Новалиса говорится о том, что домашняя утварь и пользование ею сулят душе человека чистую радость, что они способны «поднимать душу над обыденной жизнью», возвышать потребности человека.Мир вещей – сфера деятельности и обитания людей. Вещь впрямую связана с их поведением, сознанием и составляет необходимый компонент культуры. В «Белой гвардии» М.А. Булгакова (изразцовая печь, испещренная записями, «бронзовая лампа под абажуром», без которых непредставим турбинский дом) вещи как бы источают поэзию семьи и любви, уюта, душевной оседлости, а одновременно – высокой одухотворенности [Хализев http…] Атрибуты домашнего интерьера в романе «Белая гвардия» важны, потому что не только указывают на культурные интересы семьи Турбиных, но также символизируют нравственные и семейные ценности. Сохранив их, семья приближается к духовности и начинает мыслить духовными понятиями. За последнее время в литературе появилось значительное количество трудов, статей, научных исследований, которые рассматривают роль предметов домашнего интерьера в творчестве М. Булгакова: М. Каганская, Е. Яблоков, Б. Соколов, М. Петровский, Н. Порякова и др.

М.О. Чудакова отмечает, что для М. Булгакова предметы домашней обстановки – «это Вещи с большой буквы, и они легко трансформируются в вещи литературные. Это – часть нормы, без которой немыслима жизнь, отсутствие которых – помеха творчеству» [Чудакова 1988: 274]. В своей московской жизни М. Булгаков старался перенести уют и тепло киевского дома в свои квартиры. В письмах к близким он непременно сообщает о новых приобретениях в квартиру: «...кроме того, я купил гарнитур мебели шелковый вполне приличный. Она уже стоит у меня в комнате. Что будет дальше, я не знаю – моя болезнь (ревматизм) очень угнетает меня. Но если я не издохну как собака – мне очень не хотелось бы помереть теперь, – я куплю еще ковер» [Земская 1984: 202].

В романе «Белая гвардия» детали домашней обстановки олицетворяют жизненную норму и семейные традиции, они как бы принимают участие в событиях,  происходящих в доме Турбиных, и придают семье необходимую силу духа выдержать испытание новым временем. Семья Турбиных потрясена историческими и житейскими переменами: умирает мать Турбиных, из дома убегает Тальберг, на подступах к Городу петлюровцы, которые появились так внезапно и неожиданно, что единственная реакция на происходящие события – окружить себя любимыми предметами домашнего интерьера. Несмотря на стихию, разгулявшуюся на улицах Города, в доме Турбиных тепло и уютно, так как повседневная жизнь семьи изобилует «старыми верными вещами»: «Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле...» (Булгаков 1988: 17-18).

«Потёртые ковры» Турбиных с изображением Людовика XIV и Алексея Михайловича и книга о Петре I: «Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский плотник»» (Булгаков 1988: 17) указывают на монархистские взгляды семьи, ведь и атрибуты домашней обстановки повлияли на духовное развитие братьев. Не случайно Алексей Турбин считает себя монархистом: «Я, – вдруг бухнул Турбин, дернув щекой, – к сожалению, не социалист, а... монархист. И даже должен сказать, не могу выносить самого слова «социалист»» (Булгаков 1988: 84) В доме Турбиных Империю и Петра представляет «Саардамский плотник»... лампа с зеленым абажуром, «разноцветный Валентин», «Фаус», который, как «Саардамский плотник», – «совершенно бессмертен» - все это детали одного и того же интерьера – интерьера Империи. Подобному тому, как революция и гражданская война, по Булгакову, – это символ хаоса, псевдоним апокалипсиса, так Империя у него Дом, domus– место человека в созданной и обжитой им вселенной [Каганская 2011: 135].

Ковры наглядно изображают монархию в доме Турбиных, которая является символическим олицетворением семейных традиций и культурных достояний. Роль ковров амбивалентна. С одной стороны, они выполняют практически-житейскую функцию для декорирования и утепления дома, с другой стороны, преставляют абсолютную монархию: Алексей Михайлович и Людовик XIV с высоты своего царского сана наблюдают за событиями, происходящих в доме Турбиных. Один из «потёртых ковров» в доме Турбиных изображает «Алексея Михайловича с соколом на руке». Сокол не случаен в романе, для древнерусского человека он былвоплощением красоты и удали, имущественным достоянием и культурной ценностью [«Сокол» http…],а«Алексей Михайлович с соколом на руке» является символом власти, то есть царским олицетворением культурных и семейных достояний. Кроме того ковёр указывает на увлечение царя охотой, ведь «тишайший царь» Алексей Михайлович был страстным поклонником соколиной охоты [«Красною…» http…]. Если «...улетит встревоженный сокол с белой руковицы...» (Булгаков 1988: 18), это может привести к жизненной дезориентации целого поколения и к потере памяти о культурных и семейных ценностях. Миссия Турбиных – стать на защиту «старых верных вещей», чтобы предотвратить забвение целой эпохи и духовного апокалипсиса поколений.

Французская тема появляется в романе изображением на другом ковре семьи Турбиных Короля-Солнца:«...с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду…» (Булгаков 1988: 18) Людовик XIV принадлежит к числу королей-долгожителей, eго правление продолжалось 54 года и вошло в учебники всех стран под названием «золотой век», а он сам как «король-солнце» [Борисов 1991]Французская комедия исполняла на сцене пьесы Корнеля, Расина и в особенности Мольера, который был любимым королевским драматургом [Рыжов 1999]. Воплощением его амбициозных замыслов стали дворец, строительство которого началось в 1664-м г. Дворцовый комплекс стал символом абсолютистской монархии [История Франции…].Вероятно, на ковре семьи Турбиных изображен праздник, который даёт Людовик XIV в 1664 году под названием «Наслаждение волшебного острова» [Kathleen Wine 2001: 78] Ковёр, изображающий Короля-Солнце на берегу «шёлкового озера» наглядно представляет пушкинскую тему «пира во время чумы». Несмотря на события, происходящие в Городе и в доме Турбиных, Король-Солнце призывает к смеху, любви и райским наслаждениям: «В голове у Елены механически прыгал и стучал Николкин марш сквозь стены и дверь, наглухо завешенную Людовиком XIV. Людовик смеялся, откинув руку с тростью, увитой лентами» (Булгаков 1988: 262).

Исследователь Е. Яблоков в своей книге «Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия»» отмечает, что потёртый ковер «на стене в турбинской квартире «с Людвиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду», – деталь, также намекающая на близкий разгул стихии; Король-Солнце прославился афоризмом «После нас хоть потоп» ...» [Яблоков 1997: 20] Как известно, Людовик XIV прославился следующими сентенциями: «Государство – это я! Мне было бы легче примирить всю Европу, чем нескольких женщин» [http://www]. Афоризм «После нас хоть потоп» принадлежит Людовику XV, преемнику Людовика XIV, который, по мнению некоторых историков, промотал огромные средства на прихоти своих метресс, совсем не занимаясь государственными делами. А если верить приписываемым Людовику сентенциям: «На мой век хватит», «После нас – хоть потоп», то окажется, что он ещё и цинично оправдывал подобный образ жизни [Блуменау 2000:62].

«Потёртыми коврами» в романе представлена история в доме Турбиных, которая крепко связана с семейными традициями, с памятью, культурой, а сама память о вещах необходима,так какиспользуется для запоминания  разнообразных средств, большей частью представленных в виде предметовматериальной и духовной культуры [Немов 2003] Маленькое королевство Турбиных начинает слабеть, наступает кризис социальный и духовный, и только «старые верные вещи», которые растили «...Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку» (Булгаков 1988: 17) могут спасти Турбиных и им подобных от непредотвратимых перемен, поэтому Турбины встали на защиту крепости культуры и семейных ценностей, как «прекрасные галлы Людовика XIV».

М. Булгаков через язык вещей указывает на привязанность семьи к прошлому, потому что «вещи кем-то сделаны, кому-то принадлежат, вызывают к себе определенное отношение, становятся источником впечатлений, переживаний, раздумий» [Хализев http] В булгаковском понимании дом нельзя представить без этих вещей, так как они равнозначны понятиям культуры, нравственности, семьи. Вещи, находящиеся в доме, – это метафизическое проявление сущности жителей этого дома, которые раскрывают их внутренний мир и являются для них жизненным компасом, осуществляющим связь с прошлым и историей.

М. Булгаков в своем романе реабилитирует культурные и семейные достояния, акцентируя, что при наступлении исторических кризисов память должна быть способна делать выбор между ценностями и не-ценностями. Вещи домашнего интерьера Турбиных значимы с точки зрения сохранения традиционных жизненных норм, а в булгаковском романе «вещь перерастает свою «вещность» и начинает жить, действовать, «веществовать» в духовном пространстве» [Хализев http]

Данное исследование даёт нам право предположить, что стоит пересмотреть функцию предметов домашнего интерьера в романе М. Булгакова, что в перспективе может привести к открытию новых, пока еще не исследованных булгаковских ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борисов Ю.Б.: Три портрета времен Людовика XIV , Новая и новейшая история

№ 1, 1991 г.  http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/3BIO.HTM

  1. Блуменау С.Ф.: Исторические портреты. Людовик XV, Вопросы истории, № 9, 2000, http://e-libra.ru/read/327841-lyudovik-xv.html
  2. Булгаков М. Белая гвардия Мастер и Маргарита. Минск: Ураджай, 1988.
  3. Земская Е.: Материалы к творческой биографии Михаила Булгакова, Вопросы литературы № 11, 1984
  4. История Франции: Правление Людовика XIV. http://delarina.info/encyclopaedia/history/history_france_8/
  5. Каганская М.: Шутовский хоровод, Избранное 1977-2011, том I. SalamandraP.V.V. 2011.
  6. «Красною охотой соколиною». http://www.zoroastrian.ru/node/1893
  7. Немов Р.С.: Психология Ообщие основы психологии. Москва, Гуманитарный, 2003,http://studcolection.ru/kyrsovaya/9091.html
  8. Рыжов К.: Все монархи мира. Западная Европа, Москва Вече, 1999, http://lib.ru/DIC/MONARHI/monarhi2.txt
  9. Сокол. http://mar4586.narod.ru/animals/birds/falcon.html
  10. Хализев В.Е.: Теория литературы, http://royallib.ru/book/halizev_v/teoriya_literaturi.html
  11. Цитаты Людовика XIVhttp://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA_XIV
  12. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова, Москва: Книга, 1988.
  13. Яблоков Е.А.: Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». Москва: Языки русской культуры, 1997.
  14. KathleenWine: HonoredGuests: WifeandMistressin “Les plaisirs de lîle enchantée”, Dalhousie University,DalhousieFrenchStudiesVol. 56, 2001.
Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Разговор (стихи Л. Оболенской)
Аудио-архив(213)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход