Научный руководитель доц. цель Л. А.
«Поэт Божьей милостью…» Это не просто красивые слова, они относятся к поэту Староосколья - Владимиру Михалёву - в полной мере. С пастушьим посохом в руках и простыми школьными тетрадками, в которых он записывал свои стихи, прошёл он по нашей земле и оставил людям навечно частицы своей души.
Дар Божий даётся человеку независимо от того, где и кем он работает. Владимир Васильевич был пастухом многие десятилетия, его окружала и вдохновляла природа нашего края, только ему нашёптывала она прекрасные строчки, которые складывались в стихотворения. Чистые родники его поэзии доступны каждому – только откройте книги (3: 4).
К Владимиру Михалеву, как ни к кому другому, относятся известные и слова о том, что поэт пишет своей жизнью. У его поэзии прочное, земное начало: «Зарю встревожил клик щемящий. // Вернулись с юга журавли, // Как груди матери кормящей, // Холмы оттаявшей земли».
Только кровно связанный с землёй поэт может сказать так – всем своим существом, всей своей натурой. Он свой человек среди этих необозримых всхолмленных просторов, лугов, остро пахнущих полынью, немногословных и работящих односельчан, а потому в лучших его стихах слышен голос родной земли.
Родился Владимир Васильевич Михалёв в 1928 году в селе Терехово. Дед его был песенник. Он знал уйму старинных, дошедших из глубины веков мелодий, былей и небылиц, сказок. Не таил при себе это богатство, щедро выплёскивал из памяти, теша и молодых, и старых. А внук был тут как тут.
В доме Михалёвых любили сумерничать – не зажигая огня, скрашивать долгие зимние вечера тихой беседой. Отец, сельский почтальон, читал стихи Пушкина и Лермонтова, Кольцова. Так с раннего детства поэзия вошла в жизнь Владимира, стала его самой большой радостью.
В войну пришлось бросить школу. Отец, старшие братья воевали, надо было кормить двоих меньших братьев и сестричку. Стал пасти дворовый скот – тогда это была в селе очень престижная профессия.
А солнечным июльским днём 1943-го пришла беда. Мальчишка нашёл на околице села запал от снаряда. Решил смастерить из него мундштук для деда. Нужно было лишь распилить металл да порох оттуда высыпать. Попробовал – взрыв... Оторвало несколько пальцев, изувечило правый глаз, навсегда погасив в нём свет... И угодил подранок в госпиталь, в Челябинск. Тут и выплеснулись из души первые стихи.
- Считаю, боль, потрясение и толкнули меня к поэзии. Прищемило душу, вот и потянуло к стихам, - так объясняет природу своей поэзии Владимир Васильевич.
Залечив раны, вернулся домой. Была одна отрада: по вечерам при тусклом свете коптелки поверять бумаге чувства и мысли. Первым слушателем стихов была мать поэта – Евдокия Логвиновна.
Когда физически окреп после болезни, взял в руки опять пастуший посох. Теперь уж пас колхозное стадо овец. С утра до вечера с ранней весны до глубокой осени бродил по степям, по лесным опушкам, по оврагам. Но главным лирическим героем поэзии Михалёва становится именно русское поле.
Поле русское, что «караваями короновано», передавало ему свои тайны, открыло красу – в цвету ли, в черноте зяблевой пашни или в золоте хлебоцветья, в чистоте ли первого снега.
Михалёв мучился, слагая строфы. Словам, образам было тесно. А мыслям – нет, просторно. И когда ему предложили поехать в Москву на Высшие литературные курсы на два года, поэт-пастух обрадовался.
Жена, Павлина, мужественно сказала: «Поезжай! Может, не будешь по ночам бредить стихами. Научишься писать в поурочный час».
Поехал. Учился всласть. А в качестве «дипломной работы» принёс в издательство «Советская Россия» книгу стихов. Она вышла в мае 1970-го. Это была первая книжка, изданная в столице. Её заметили. И поэты, и критики, и, главное, - читатели. «Оклик» - имя той книги. Стихи Михалёва красочны как сама природа. Сплошь и рядом поэтические образы точны и немногословны. Всё просто, каждое слово на месте.
Виденное всеми поэт видит по-своему – и что «на ветках почек многоточие, как недосказанная мысль», и что девушка в лодке «крылья вёсел занесла». Людей труда поэт любит, находит для них единственно верные слова. И человек труда у него не сам по себе, он неотделим от общества.
А. Межиров, исследователь творчества В. Михалёва, говорит: «У него характер мышления – поэтический, ткань стиха – мыслящая. Почти любая строка в его лучших стихотворениях начисто лишена словесных пустот. Когда-то было сказано, что к избраннику судьбы образование приходит во сне. Образование Михалёва – 4 класса сельской школы. Но он человек высококультурный. Речь идёт о богатстве внутреннего мира Михалёва как личности».
Первую книгу стихов молодой поэт, влюблённый в Белгородчину, назвал «Земля моя». Всё волнует поэта на этой земле: и синие весенние ветры, и «щемящий крик» журавлей, и «простоволосые» берёзки, и «густые травы в росах», и хлеборобная золотая осень, которую куют «кузнецы спозаранку в кузнице», и майские сады Корочи, и буровые вышки Яковлево.
Эта привязанность к земле позволяет поэту говорить о ней самыми искренними и точными словами. Образы его зачастую органичны, необыкновенно обаятельны: «Земля навеки дорогая, // Ржаные, тёплые края... // Кого из смертных не пугает Глухой удел небытия? // И мига первого безмолвие... // Но так бы крылья я сложил, // Как дуб крутой, сражённый молнией // Чтоб гром гремел и ливень лил».
В этих мужественных стихах утверждается любовь к земле «ржаной» и «тёплой», к земле-матери всего живого.
Глубокое чувство родной природы, сыновняя любовь к ней позволили поэту создать лучшие стихи сборника: «Март», «Моя берёза», «Каравай», «Рожь цветёт», «Пески», «Гололёд», «Колос» и другие, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие его поэтического голоса. В лаконичных строчках поэт умеет воссоздать целостную, живую картину природы и притом органически связать её с людьми, с их трудом и тем самым как бы очеловечить её. Таково, например, стихотворение «Март»: «Перед приходом новой ночи // Погож и ясен небосвод, // Как будто ночь проверить хочет // На всхожесть зёрна ярких звёзд.// И, серебря колючий снег, // Сверкает месяц в поле дальнем, // Как недокованный лемех //У кузнеца на наковальне».
На первый взгляд, мир образов Михалёва может показаться ограниченным. Но тут невольно вспоминаешь чей-то совет художнику: смотри на «обыкновенный» камень, пока не увидишь, не откроешь в нём нечто, чего никто не видит, - и тогда пиши. Так и Михалёв – о банальном жаворонке создаёт миниатюру, которая говорит о высоком умении поэта за очевидным, внешним разглядеть сокровенное, главное: «Гнездо вверх дном, // Птенцы запаханы!.. // Мать-птица - камнем в небосвод, // Надрывно охает и ахает.// А люди думают – // Поёт!»
В. Михалёв в большинстве случаев успешно избегает греха описательности. Глубокая мысль может содержаться и в подтексте самой что ни на есть «пейзажной» лирики. Даже не искушённому в философии читателю ясен второй, человеческий смысл михалёвских «Листьев»: «Листья осенние бродят в рассеянье, // Лаской вчерашней и зноем пропахшие, // Тычутся в травах, // Ищут, опавшие, // Кровные зори лета пропавшего: // В недоумении листья осенние...».
Многие найдут за этими музыкальными строками соответствие своему настроению. Истинная, неоднозначная поэзия способна будить самые запрятанные добрые струны в человеке, о которых и сам-то порой не подозревает.
Поэзия Владимира Михалева поистине народная. Русская земля словно говорит его устами. В своем творчестве поэт-пастух удивительно органично сочетает понимание поэзии крестьянского труда и высокие требования литературного ремесла, своеобразный поэтический взгляд на мир и реалистическое отношение к жизни, свойственное труженику.
Литература