День Памяти

Дата: 28 Июня 2014 Автор: Информационная служба РОСА

    21 июня 2014 года в 14.00 в помещении Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина (Старый Оскол) прошёл музыкально-литературный концерт под названием «Вставай, страна огромная…», посвящённый 73-х летней годовщине начала Великой Отечественной войны.


   Концерт был организован по инициативе и активном участии членов Российского общества современных авторов (ведущая и сценарист - Амунова Нелли Ивановна), а также членов студии романсов «Ностальгия» Дворца культуры «Молодёжный».


В глубине сцены на экране были показаны кадры военной хроники, фотографии молодых бойцов-участников той великой битвы - это были лица родных и близких участников концерта.


     На ряду с популярными стихами и песнями военных лет, звучали и авторские в исполнении Проскурина Владимира, Борзикова Валерия, Мирошниченко Светланы.


     Стихи, собственного сочинения, посвящённые войне и ветеранам с большим воодушевлением прочитали Милованова Антонида, Ковалёва Надежда, Овсянников Анатолий и др.
     Отдельно прозвучала тема, посвящённая освобождению Украины воинами Советской Армии во время Великой Отечественной войны.


На фото Нелли Амунова

   Тема это тесно переплетается с событиями на Украине в наши дни.   В связи с этим, прозвучали стихотворение лауреата Новой Пушкинской премии 2013 года  С. Кековой «Ни крики,ни мольбы…». Песню «О Днепре» (сл. Е.Долматовского, муз.М.Фрадкина) исполнили Чекрыгина Л. и Ансимова В.


На фото Анатолий Овсянников

В зале не было людей случайных. Пришли те, кому дорога память о своих отцах, кто чувствует свою сопричастность  с судьбой  Отчизны, кто гордится принадлежностью к роду своему…

Программа была построена таким образом, что практически перед каждой песней, Нелли Амунова вкратце давала информацию о том, как она создавалась.


На фото Валентина Ансимова

Вот, например, как состоялась премьера песни «Священная война». 27 июня 1941 года. Москва. Белорусский вокзал. Его вид необычен: Все помещения доотказа заполнены военными. На всех новое, еще не пригнанное, обмундирование. В зале ожидания из свежевыстроганных досок был сколочен помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля песни и пляски Красной армии поднялись на это возвышение и у них невольно  зародилось сомнение, можно ли выступать в такой обстановке? В зале шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная Война»,  тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает… Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям . У них у всех тоже слезы на глазах. Слушали песню жадно, словно припадали к роднику иссохшими губами. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. И вновь и  вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную Войну».

С этого времени ее пели всюду. – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио…

 

На фото Владимир Проскурин  Песня об отце;


Одна из самых известных песен Великой Отечественной войны – «В землянке». Когда поэт Алексей Сурков  писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал, что будет его публиковать, тем более, что оно станет песней. Он просто писал письмо жене с фронта. Писал  в землянке, в «в белоснежных полях под Москвой,»    в районе Истры в

конце ноября 1941года под живым впечатлением очень трудного дня.

Когда автору – корреспонденту фронтовой газеты – пришлось вместе со штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.

   В начале 1942 года в столицу проездом с Балтийского флота на Северный на несколько  дней заехал композитор Константин Листов.

   Он позвонил Суркову и попросил дать что – нибудь «певческое»

В ответ, Сурков, характерно окая, сказал: «Костюша,  «что – нибудь» - нет. А вот я написал тут один стишок – письмо жене, она в эвакуации. Прочти. Может, что получится…»    

   Стихи Суркова захватили композитора  своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. И песня пошла…

   Надо сказать, что поначалу не обошлось   без критики. Некоторым строки «До тебя  мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» , казались  упадническими,  разоружающими…  

   О том, что с песней мудрят, дознались воюющие люди.  «Напишите Вы для них, что до смерти четыре  тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, мы – то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти», писали Суркову с фронта.  Так думали фронтовики. И песня исполнялась в первоначальном виде.

   Да, «Землянка» произведение лирическое, чуть – чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов. Не тоску. Нет. Она  звучала, как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.

 

На фото Тамара Дронова 


«Темная ночь . Только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…»   Трудно поверить, но эта песня, которую в дни войны знал каждый, от мала до велика, родилась совершенно неожиданно. В  1942 году режиссер Леонид Луков  на Ташкентской киностудии  снимал фильм «Два бойца», и по ходу съемки он почувствовал, что без песни не  обойтись.  «Понимаешь,  не получается у меня никак сцена в землянке без песни», - признался он композитору Никите Богословскому, который писал музыку для фильма. И стал объяснять, какой представляется ему эта песня и почему она здесь нужнее. Луков так зримо обрисовал ситуацию, - вспоминает композитор, - так ярко передал  чувства  героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо:  я сел к роялю и сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей жизни  - небывалый. Песня пришла сама откуда – то из глубины сознания. Быстро и удачно сложились стихи  на эту музыку и у поэта Владимира Агатова. Они понравились всем.  Фильм «Два бойца» был закончен в октябре1943 года. Но уже до этого «Темная ночь» стала широко известной. –

- Еще до окончания съемок меня направили на фронт для помощи фронтовым ансамблям, - рассказывает Н Богословский. – К моему удивлению, сразу по прибытии в армию я повсюду слышал «Темную ночь», непонятно как сюда попавшую, и только потом выяснил, что произошло. Дело в том, что я, обуянный нетерпением, легкомысленно показал песню своему давнему другу Леониду Утесову, не предупредив, что она из неготового еще фильма, и он стал петь «Темную ночь» повсюду, а в первую очередь на фронтах, куда часто выезжал с концертами.  Песню часто исполнял И. С. Козловский и другие мастера. Но в нашей памяти она связана с именем замечательного певца, народного артиста РСФСР, лауреата государственной премии СССР Марка Бернеса. «Темную ночь» пели везде – на фронте и в тылу, пели пехотинцы и моряки, партизаны и десантники, рабочие и колхозники, и, конечно же, интеллигенция. Она стала одной из самых любимых военных песен.


«Песня о Днепре». В  начале войны поэт Евгений Долматовский работал фронтовым корреспондентом «Комсомольской правды». Тяжелое было время. Фашистские захватчики форсировали Днепр. Многое пришлось и испытать и пережить поэту, прежде  чем удалось выбраться из окружения и добраться до своих. Когда я шел по холмам оккупированной Украины, когда переправлялся через Днепр, все складывалась, складывалась песня, - вспоминает Е. Долматовский. И вскоре родились стихи «Песни о Днепре», в которые вошли и горькие мысли о тогдашних днях, и твердая вера в то, что мы еще вернемся к Днепру, что мы победим.   Но стихи – это еще не песня, у нее нет крыльев – музыки. Молодому дирижеру ансамбля песни и пляски Юго – Западного фронта, композитору Марку Фрадкину стихи пришлись по душе, и он вместе с поэтом принялся за работу. Они нашли старенькое пианино в доме священника и на одном дыхании за несколько часов написали эту песню. Дали разучить ее артистам ансамбля. Начали репетицию, а петь никто не может. Только начнут – плачут. И правда, кого могла оставить равнодушным песня о любимом Днепре, о его судьбе?  А сегодня?!...

С «песней о Днепре» воины прошли горький путь вынужденного  отступления. Слова «Будет славный день, мы пойдем вперед» звучали как клятва освободить от фашистских полчищ  родную землю, как призыв к стойкости и мужеству, в них звучала твердая вера в победу надврагом.

С этой песней войска перешли в наступление. И когда они погнали ненавистных фашистов на Запад, бойцы запели эти строки по другому: «Славный день настал, мы идем вперед».

И разве могли мы подумать, что в наше время эта песня снова станет актуальной, как будто она написана про сегодняшние дни; что фашистские молодчики станут вновь хозяйничать в Киеве, зверски убивать женщин, детей, стариков в Славянске, Донецке, Луганске, Мариуполе, что трагедия Хатыни повторится в Одессе… Страшнее любого страшного сна.

Нелли Амунова прочитала строфы из «Марша Куликого поля», написанного поэтом Вадимом Негатуровым, заживо сгоревшим в одесском Доме профсоюзов.

         Русь святая, шагая сквозь пламень веков,

         Не искала ты в пламени броды,

        Сил своих не щадя,  побеждала врагов

        И спасала другие народы.

        Светом правды,  что дарит нам Бог в небеси,

         Возрождалась славянская сила,

         Укреплялись в единстве три части  –

         Беларусь, Украина, Россия.

Долго еще не расходились участники концерта. Было и так, что на военных фотографиях из интернета, присутствующие в зале узнавали своих родственников… Решено было, что эта концертная программа должна жить и далее – она будет представлена на других общественных площадках округа и, возможно, пополнится новыми участниками…

 

Валентина Ансимова, Нелли Амунова

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(193)

Новинки аудио

Сотри со лба печаль...
Аудио-архив(216)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход