21 июня 2014 года в 14.00 в помещении Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина (Старый Оскол) прошёл музыкально-литературный концерт под названием «Вставай, страна огромная…», посвящённый 73-х летней годовщине начала Великой Отечественной войны.
Концерт был организован по инициативе и активном участии
членов Российского общества современных авторов (ведущая и сценарист - Амунова
Нелли Ивановна), а также членов студии романсов «Ностальгия» Дворца культуры «Молодёжный».
В глубине сцены на экране были показаны кадры военной хроники, фотографии
молодых бойцов-участников той великой битвы - это были лица родных и близких
участников концерта.
На ряду с популярными стихами и песнями военных
лет, звучали и авторские в исполнении Проскурина Владимира, Борзикова Валерия,
Мирошниченко Светланы.
Стихи, собственного сочинения, посвящённые войне
и ветеранам с большим воодушевлением прочитали Милованова Антонида, Ковалёва
Надежда, Овсянников Анатолий и др.
Отдельно прозвучала тема, посвящённая
освобождению Украины воинами Советской Армии во время Великой Отечественной
войны.
На фото Нелли Амунова
Тема это тесно переплетается с событиями на Украине в наши дни. В связи с этим, прозвучали стихотворение лауреата Новой Пушкинской премии 2013 года С. Кековой «Ни крики,ни мольбы…». Песню «О Днепре» (сл. Е.Долматовского, муз.М.Фрадкина) исполнили Чекрыгина Л. и Ансимова В.
На фото Анатолий Овсянников
В зале не было людей случайных. Пришли те, кому дорога
память о своих отцах, кто чувствует свою сопричастность с судьбой
Отчизны, кто гордится принадлежностью к роду своему…
Программа была построена таким образом, что практически
перед каждой песней, Нелли Амунова вкратце давала информацию о том, как она
создавалась.
На фото Валентина Ансимова
Вот, например, как состоялась премьера песни «Священная
война». 27 июня 1941 года. Москва. Белорусский вокзал. Его вид необычен: Все
помещения доотказа заполнены военными. На всех новое, еще не пригнанное, обмундирование.
В зале ожидания из свежевыстроганных досок был сколочен помост – своеобразная
эстрада для выступления. Артисты ансамбля песни и пляски Красной армии поднялись
на это возвышение и у них невольно зародилось сомнение, можно ли выступать в
такой обстановке? В зале шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего,
который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная
Война», тонут в общем гуле. Но вот
поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно
затихает… Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила
бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все
встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это
волнение передается исполнителям . У них у всех тоже слезы на глазах. Слушали
песню жадно, словно припадали к роднику иссохшими губами. Песня утихла, но
бойцы потребовали повторения. И вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную Войну».
С этого времени ее пели всюду. – на переднем
крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое
утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио…
На фото Владимир Проскурин Песня об отце;
Одна из
самых известных песен Великой Отечественной войны – «В землянке». Когда поэт
Алексей Сурков писал стихотворение
«Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал, что будет его публиковать,
тем более, что оно станет песней. Он просто писал письмо жене с фронта. Писал в землянке, в «в белоснежных полях под
Москвой,» в районе Истры в
конце
ноября 1941года под живым впечатлением очень трудного дня.
Когда
автору – корреспонденту фронтовой газеты – пришлось вместе со штабом одной из
гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.
В начале 1942 года в столицу проездом с
Балтийского флота на Северный на несколько
дней заехал композитор Константин Листов.
Он позвонил Суркову и попросил дать что –
нибудь «певческое»
В
ответ, Сурков, характерно окая, сказал: «Костюша, «что – нибудь» - нет. А вот я написал тут
один стишок – письмо жене, она в эвакуации. Прочти. Может, что получится…»
Стихи Суркова захватили композитора своей лирической силой, искренностью, глубоко
отозвались в сердце. И песня пошла…
Надо сказать, что поначалу не обошлось без критики. Некоторым строки «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» ,
казались упадническими, разоружающими…
О том, что с песней мудрят, дознались
воюющие люди. «Напишите Вы для них, что
до смерти четыре тысячи английских миль,
а нам оставьте так, как есть, мы – то ведь знаем, сколько шагов до нее, до
смерти», писали Суркову с фронта. Так
думали фронтовики. И песня исполнялась в первоначальном виде.
Да, «Землянка» произведение лирическое, чуть
– чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов. Не тоску. Нет. Она звучала, как вызов врагу, как презрение к
смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.
«Темная
ночь . Только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло
звезды мерцают…» Трудно поверить, но
эта песня, которую в дни войны знал каждый, от мала до велика, родилась
совершенно неожиданно. В 1942 году
режиссер Леонид Луков на Ташкентской
киностудии снимал фильм «Два бойца», и
по ходу съемки он почувствовал, что без песни не обойтись.
«Понимаешь, не получается у меня
никак сцена в землянке без песни», - признался он композитору Никите Богословскому,
который писал музыку для фильма. И стал объяснять, какой представляется ему эта
песня и почему она здесь нужнее. Луков так зримо обрисовал ситуацию, -
вспоминает композитор, - так ярко передал
чувства героев, их внутреннее
состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение,
что произошло чудо: я сел к роялю и
сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в
фильм без единого изменения. Случай в моей жизни - небывалый. Песня пришла сама откуда – то из
глубины сознания. Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агатова.
Они понравились всем. Фильм «Два бойца»
был закончен в октябре1943 года. Но уже до этого «Темная ночь» стала широко
известной. –
- Еще до окончания съемок меня направили на
фронт для помощи фронтовым ансамблям, - рассказывает Н Богословский. – К моему
удивлению, сразу по прибытии в армию я повсюду слышал «Темную ночь», непонятно
как сюда попавшую, и только потом выяснил, что произошло. Дело в том, что я,
обуянный нетерпением, легкомысленно показал песню своему давнему другу Леониду
Утесову, не предупредив, что она из неготового еще фильма, и он стал петь
«Темную ночь» повсюду, а в первую очередь на фронтах, куда часто выезжал с
концертами. Песню часто исполнял И. С. Козловский
и другие мастера. Но в нашей памяти она связана с именем замечательного певца,
народного артиста РСФСР, лауреата государственной премии СССР Марка Бернеса.
«Темную ночь» пели везде – на фронте и в тылу, пели пехотинцы и моряки, партизаны
и десантники, рабочие и колхозники, и, конечно же, интеллигенция. Она стала
одной из самых любимых военных песен.
«Песня о Днепре». В начале войны поэт Евгений Долматовский
работал фронтовым корреспондентом «Комсомольской правды». Тяжелое было время.
Фашистские захватчики форсировали Днепр. Многое пришлось и испытать и пережить
поэту, прежде чем удалось выбраться из
окружения и добраться до своих. Когда я шел по холмам оккупированной Украины,
когда переправлялся через Днепр, все складывалась, складывалась песня, -
вспоминает Е. Долматовский. И вскоре родились стихи «Песни о Днепре», в которые
вошли и горькие мысли о тогдашних днях, и твердая вера в то, что мы еще
вернемся к Днепру, что мы победим. Но
стихи – это еще не песня, у нее нет крыльев – музыки. Молодому дирижеру
ансамбля песни и пляски Юго – Западного фронта, композитору Марку Фрадкину
стихи пришлись по душе, и он вместе с поэтом принялся за работу. Они нашли
старенькое пианино в доме священника и на одном дыхании за несколько часов
написали эту песню. Дали разучить ее артистам ансамбля. Начали репетицию, а
петь никто не может. Только начнут – плачут. И правда, кого могла оставить
равнодушным песня о любимом Днепре, о его судьбе? А сегодня?!...
С
«песней о Днепре» воины прошли горький путь вынужденного отступления. Слова «Будет славный день, мы
пойдем вперед» звучали как клятва освободить от фашистских полчищ родную землю, как призыв к стойкости и
мужеству, в них звучала твердая вера в победу надврагом.
С
этой песней войска перешли в наступление. И когда они погнали ненавистных
фашистов на Запад, бойцы запели эти строки по другому: «Славный день настал, мы
идем вперед».
И
разве могли мы подумать, что в наше время эта песня снова станет актуальной,
как будто она написана про сегодняшние дни; что фашистские молодчики станут вновь
хозяйничать в Киеве, зверски убивать женщин, детей, стариков в Славянске,
Донецке, Луганске, Мариуполе, что трагедия Хатыни повторится в Одессе… Страшнее
любого страшного сна.
Нелли
Амунова прочитала строфы из «Марша Куликого поля», написанного поэтом Вадимом
Негатуровым, заживо сгоревшим в одесском Доме профсоюзов.
Русь святая, шагая сквозь пламень
веков,
Не искала ты в пламени броды,
Сил своих не щадя, побеждала врагов
И спасала другие народы.
Светом правды, что дарит нам Бог в небеси,
Возрождалась славянская сила,
Укреплялись в единстве три части –
Беларусь, Украина, Россия.
Долго
еще не расходились участники концерта. Было и так, что на военных фотографиях
из интернета, присутствующие в зале узнавали своих родственников… Решено было,
что эта концертная программа должна жить и далее – она будет представлена на
других общественных площадках округа и, возможно, пополнится новыми участниками…
Валентина
Ансимова, Нелли Амунова