Тяжелый груз учебы в школе

Дата: 3 Ноября 2023 Автор: Виктор Верин

 

Не навреди

И в Царскосельском лицее во времена монархии, и во времена Советского Союза в России ответственные за организацию образовательного процесса всегда проявляли заботу о здоровье детей, обучающихся в школе, стремясь обеспечить их гармоничное развитие, давая знания и навыки как для поведения в обществе, так и для формирования личности, раскрепощения индивидуальных способностей. И главным принципом просвещенного организатора образовательного процесса всегда было – не навредить: не отбить у ребенка стремление к познанию нового, не нарушить очень важные в этом возрасте естественные потребности организма, определяемые законами природы, физиологии. С первых дней обучения педагог обращал внимание на осанку ученика, на распределение нагрузки на его позвоночник.
 

 

Парта Эрисмана

Еще в 1870 году русский врач-офтальмолог, один из основоположников отечественной науки о гигиене Фёдор Эрисман создал первую в мире школьную парту. В том же году по высочайшему указу Александра II парты Эрисмана стали обязательными для всех образовательных учреждений России. В Советском Союзе парты сохранили до конца 70-х. Я еще застал их в начальных классах. Парты способствовали сохранению и зрения, и осанки учеников. Соблюдалось оптимальное расстояние от глаз до книги при чтении — 30—40 сантиметров. Сидя за партой сутулиться было невозможно. Почему парты убрали? Где достойная им альтернатива?

СанПиН для подростков

Но даже без парты можно было бы проявить заботу о здоровье учеников, обратившись как к тому же историческому опыту Советского Союза так и к современному опыту других стран.  Речь о домашних заданиях, учебной нагрузке и ранце для учебников.
Согласно СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых…» вес пустого портфеля для обучающихся начальных и средних классов должен быть не более 400 - 700 граммов, для обучающихся старших классов - не более 1000 граммов. Вес портфеля с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями должен составлять для учащихся первых – вторых классов – 1,5 кг, а для седьмых - восьмых классов – 3,5 кг. Но в любом случае, вес школьного портфеля не должен превышать десяти процентов от веса ученика. А сколько весят сегодня рюкзаки первоклассников и восьмиклассников? Вес школьного ранца с учебными пособиями начальной школы достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые санитарно-гигиенические нормы.

Школьный рюкзак – польза и вред

Нет даже необходимости заниматься статистикой, чтобы обратить внимание на то, что сегодня если и приходит ребенок в школу здоровым, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за тяжёлого веса портфеля, так как перенос тяжестей для ребёнка не пройдёт бесследно, потому что для четыре килограмма в рюкзаке - это все равно как взрослому каждый день носить 15-20 кг на работу и обратно. А ведь в возрасте 5 -10 лет происходит окончательное окостенение скелета, что должно вызывать опасение проявления сутулости, искривления позвоночника при неадекватной нагрузке на ребенка. И подобные последствия чреваты проблемами со здоровьем на всю жизнь. За что же ребенку платить такую цену? За неумение взрослыми организовать учебный процесс? За их стремление достичь цифровых показателей своей активной деятельности по учебной нагрузке на ребенка?

Ученики об опасности учения для здоровья

Между тем и сами ученики обеспокоены проблемой вреда здоровью в связи с неправильной организацией учебного процесса. Например, ученица 6 класса из г. Шимановск Дарья Колонтаева в своей исследовательской работе делает вывод: «В результате проведённого исследования установлено, что среди пятиклассников нашей школы есть ученики с нарушением осанки, одна из причин этого - ежедневное ношение тяжёлого портфеля.  А также установлено, что вес портфеля, превышающий нормы, даёт нагрузку на неокрепший позвоночник школьника и это чревато неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Необходимо помнить, что существуют санитарные правила и нормы к весу портфеля, которых нужно придерживаться при его выборе и ношении. Необходимо помнить, что здоровье нужно беречь смолоду!»

Ученица 3 класса г. Янаула А. Ямаева в своей исследовательской работе тоже делает вывод: «Таким образом, после проведённого нами эксперимента большинство школьников носят школьные ранцы, которые причиняют вред их здоровью, в том числе осанке. И вес ранца далеко не соответствует его реальному весу. Проведенное исследование показало, что несоответствие школьного ранца санитарно-гигиеническим нормам, может стать причиной заболевания опорно-двигательного аппарата».

Простое решение из опыта советской школы

Из советского личного опыта. Мы совсем не носили учебники в школу и из школы, потому что у каждого было два комплекта. Один ты получал в школьной библиотеке и уносил домой (или же, если была возможность и желание, то покупал себе учебники в магазине), а другой комплект учебников на весь класс либо хранился прямо в кабинете в книжном шкафу, либо опять же в школьной библиотеке. В обязанности дежурных по классу входило перед началом урока получить учебники и разложить их по партам. Почему сейчас этого нельзя сделать?  Чрезмерный вес школьного ранца увеличивает опасность заболеваний, которые плохо сказываются в том числе и на трудоспособности ребёнка в школе. Поэтому в целях профилактики нарушения осанки обучающихся младшего школьного возраста необходимо иметь два комплекта учебников: один – в школе, второй – дома, как было в советской школе.

Гаджеты вместо книг и тетрадей

Есть и другой путь решения вопроса неподъёмных школьных рюкзаков. Еще три года назад Герман Греф демонстрировал Владимиру Путину гаджет, превращающий обыкновенный телевизор в компьютер с доступом к образовательному контенту в облаке Сбера, дарил школам партии опытных образцов планшетов, заменяющих учебники… Но где все это сегодня? В какой школе Балашихи или какого-либо села из глубинки российской всем школьникам выдали планшеты вместо стопки учебников, а телевизоры превратили в компьютеры? Хотя здесь возникает уже другой вопрос – о вреде гаджетов для здоровья ребенка и о пользе мелкой моторики при пользовании книгой…
 

Международный опыт: а как у них…

Но что происходит в других странах с учебниками для школы?

В Беларуси в Гродно первоклашки оставляют книги в школе или сами преподаватели детям рекомендуют носить книги пополам с соседом по парте.

В Израиле на уровне министерства образования введены ограничения веса для школьного рюкзака, а контроль за соблюдением этого ограничения осуществляют родительские комитеты.

В США введено ограничение веса школьного рюкзака на основании требований медиков, и за несоблюдение этих требований применяются штрафы к родителям и школам. Во многих школах США давно введен двойной комплект учебников (один в школе, другой – дома), а за каждым учеником закрепляется личный ящик в школе, в котором он может оставить все, что потребуется на занятиях.

Компьютерная ассоциация TCA из Тайваня разработала электронные школьные ранцы весом чуть больше одного килограмма, которые заменили школьные учебники, тетради, дневники и все что необходимо для учебы. В таком рюкзаке-компьютере можно хранить все учебники, с его помощью учителя могут проверять выполненные на них же работы и раздавать материалы для самостоятельной работы, передавать информацию с электронной доски в классе, демонстрировать свои лекции и прочее.

В Малайзии решили заменить учебники ноутбуками, поручив компьютерным компаниям разработать дешевый, практически, невесомый компьютер, который ученики могли бы использовать от первого класса до выпускного.

В Европе детям на занятиях выдают листы с темой урока и ксерокопиями страниц учебника, которые дома, после того как изучат тему, они подшивают в папку, а сам учебник в школу не носят.

А в некоторых школах Швеции ученики вообще не пользуются портфелями и рюкзаками, потому что не получают домашних заданий. Такое решение приняли учителя, заботясь о здоровье учеников. Между прочим, и экзаменов там в некоторых школах нет все по той же причине.

Вопросы для ответов

Но и для нашей страны — это тоже не новость. Я помню, как в мою бытность учеником советской школы, в 70-е годы прошлого века, был период, когда повторение пройденного материала осуществлялось в учебное время в школе, чтобы не загружать учеников домашним заданием, оставляя время для семейного общения и личной жизни, чтобы не таскать тяжелый портфель каждый день из дома в школу и обратно.  И это было правильно, с моей точки зрения. У ребенка должна быть личная жизнь. И к ребенку должен быть индивидуальный подход. Что опять же, часто было в советской школе, когда на первое место в педагогической деятельности ставились не количественные показатели по освоенному материалу и выставленным оценкам, а раскрытие способностей ребенка, создание в детском коллективе атмосферы взаимопомощи, а не конкуренции. А что сегодня? Кому и какая польза от семи уроков в школе, а потом еще и домашнего задания письменного, устного, в интерактивном тестовом режиме в сети? Вы считаете, что тот объем информации, который выдается в школе во время уроков, и те домашние задания, которые получают современные школьники, идет им на пользу – развивает мышление, дает необходимые знания, оставляя время для саморазвития, помощи по дому, семейного общения, игр, в конце концов, занятий спортом, творчеством?.. Или вы решили заменить занятия спортом ношением рюкзака с учебниками? Вы считаете, что это тот минимальный образовательный набор, который необходим каждому ребенку для получения общего начального и среднего образования? Чем это обосновано? Кто сделал такие выводы, проанализировав многолетний опыт отечественной школы?  Попробуем спросить об этом чиновников, отвечающих за организацию учебного процесса в школах…

 

 

 

Источники информации:

  https://files.stroyinf.ru/Data2/0/4294820/4294820561.pdf   СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых…» 

https://masterok.livejournal.com/7196016.html   Феномен парты Эрисмана. MASTEROK

https://ru.wikipedia.org/wiki/Парта

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/25/nauchno-issledovatelskaya-rabota-pravda-o-shkolnom-portfele    Правда о школьном портфеле. Д. Колонтаева.

https://dailystorm.ru/news/gref-pokazal-putinu-gadzhet-prevrashchayushchiy-obychnye-televizory-v-superkompyutery Греф показал Путину гаджет, превращающий обычные телевизоры в суперкомпьютеры. Генри Достоевский.

 https://science-start.ru/ru/article/view?id=1698   ВЛИЯНИЕ ВЕСА ШКОЛЬНОГО РАНЦА НА ОСАНКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. Ямаева А.Р.

https://cgon.rospotrebnadzor.ru/istoriya/istoriya-sanitarnogo-prosveshcheniya/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-gigieny/istoriya-parta-erismana/ История. Парта Эрисмана.

https://dzen.ru/a/ZADDZs_o5SQ_Ojzb Тяжело в учении… Василий Байбаков

https://vgr.by/2016/09/05/norma-2-kilogramma-a-nosit-4-pochemu-shkolnyj-ryukzak-vesit-bolshe-normy-i-kak-umenshit-ves-portfelya/ Норма — 2 килограмма, а носит 4: почему школьный рюкзак весит больше нормы и как уменьшить вес портфеля?

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (131)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход