«Спектральная логика» русской женщины Нины Ивановны Шелейковой

Дата: 24 Июля 2023 Автор: Шелейкова Нина

"Много возможностей - больше проболем".

Н.И. Шелейкова

 

На фото Нина Шелейкова

 

         Современный мир и его объекты (человек, общество и т.п.) многим кажутся хаотичными и турбулентными. Мир и наша жизнь, несомненно, усложнились. Произошло, кажется, смешение всего и вся, что создаёт множество стрессов, реакции на которые столь же разнообразны, комплексны, как и причины, их порождающие. Надежды на технический и социальный прогресс не оправдали себя во многом, не обеспечили безопасность, благополучие и счастье. Казалось, человечество вот-вот достигнет полноты жизни, а вместо этого перед ним снова стоит проблема выживания

           «Взрывной доклад Римского клуба» (пубикация в газете «Слово» 6-19 июля 2018 г.) знакомит нас с основными положениями 43-го по счёту доклада, подготовленного двумя президентами Римского клуба – Андерсом Вийкманом и Эрнстом Вайцзеккером при участии ещё 34 членов клуба и спонсора Альфреда Риттера.

на фото Андерс Вийкман                                                 на фото Эрнст Вайцзеккер 

 на фото Альфред Риттер

            Используя «квантовую», то есть вероятностную логику оценки происходящего в мире, авторы отмечают необходимость перехода от классического капитализма с его предположением о неограниченности экономического роста и, как одного из следствий, ростом потребления, ко времени «полного» мира, то есть «забитого под завязку» интересами и влиянием людей. «На сегодняшний день люди уже составляют 30% веса всей биомассы планеты Земля, а ещё 67% приходится на весовую долю домашних животных, прирученных человеком. Животные дикой природы уже ютятся на жалких 3 % земной биомассы».

           Страшнее выглядит глобальный дисбаланс, выраженный через потребление и выброс углекислого газа. Даже среднестатистический житель Земли в результате жизнедеятельности отвечает за 6 тонн выброса углекислоты в год, а 1% самых богатых американцев (это более 3 миллионов людей) генерируют в год по 318 тонн углекислого газа каждый. В качестве рецепта предлагаются не только возобновляемые источники энергии, создание экономики повторного использования ресурсов, предметов и товаров круговая» экономика в противовес «линейной»), но и культивирование интегрального мышления без ориентации на прибыль, планирование и опора на традиционные культуры и религию.                                                

            Обоснование необходимости перехода к иной парадигме описания мироздания и отношения к жизни» можно найти в рассуждениях о системе образования и науки директора НИЦ «Курчатовский институт», известного учёного и общественного деятеля М.В. Ковальчука (Сборник научно-популярных статей под редакцией М.В. Ковальчука. Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», М., 2016; его интервью об образовании).

 на фото М.В. Ковальчук

 

Он отмечает, что «в ХХ1 веке поменялась парадигма развития науки». И если в древности «натурфилософам» мир казался огромным, неделимым и сложным, то по мере развития знаний мы начали выделять из единой и неделимой природы сегменты, чтобы легче в ней разобраться. Поэтому сегодня существуют тысячи областей знаний и специальностей, что с одной стороны, помогает решать конкретные жизненные задачи. «Но,  другой стороны, - отмечает М. Ковальчук, - мы пришли в глобальный тупик, утратили целостность восприятия окружающего нас мира».

М. В. Ковальчук констатирует: «Мы достигли той стадии, когда дальнейшее развитие науки, образования, промышленности возможно только на междисциплинарной основе, конвергенции, взаимопроникновения наук и технологий, ведь сама природа конвергентна по своей сути». И при этом «нужны люди, которые будут осуществлять синтез».

«Мы возвращаемся к натурфилософии, но на другом уровне – уровне знания».  В этом случае нужны и существенные изменения в системе образования, которая представляется М.В. Ковальчуку «самой консервативной сферой». Он предлагает организовать подготовку междисциплинарного образованных специалистов, «элиту научного сообщества» на базе РНЦ «Курчатовский институт» и призывает «перейти от технического моделирования природы и человека к воспроизведению природоподобных систем».

«Смысл создания «природоподобной» техносферы состоит в восстановлении естественного самосогласованного ресурсооборота». Он выделяет «основные противоречия современной техносферы: загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, недостаток продовольствия и, как следствие, - ожесточённую борьбу за исчезающие ресурсы».

«Мы построили комфортную для человека цивилизацию, техносферу, паразитируя на базе и ресурсах биосферы Земли, которая существовала миллионы лет до появления в ней человека абсолютно самодостаточно и гармонично».

Тем более что «сделать лучше, чем природа, пока не удалось», «природа чрезвычайно сложна, и существует масса механизмов, которые не позволяют нам быть неуязвимыми», поэтому, когда мы побеждаем одни болезни, появляются другие, - отмечает сотрудник НИЦ Т.Е. Григорьев.

на фото Т.Е. Григорьев

Опасение вызывает у М.В. Ковальчука ориентация на «цифровую экономику», прежде всего, по причине того, что восприятие мира мозгом основано на аналоговом, а не на  цифровом принципе («да-нет»; «каждый нейрон из почти 100 млрд. представляет собой элементарный процессор, обрабатывающий информацию. Каждый такой нейрон работает независимо, параллельно с другим»), поэтому перспективным представляется «квантовая парадигма компьютинга», в основе которой лежит именно параллельное выполнение математических операций. К тому же нынешняя «линия» прогресса и современные технологии «требуют колоссального количества энергии, которое в принципе не способна выработать существующая альтернативная энергетика». Её выработка и потребление должны приблизиться к природному образцу, благодаря «фазовому или постиндустриальному переходу». Эту новую формацию некоторые и называют «шестым технологическим укладом».

          В зависимости от понимания происходящего, причины многих человеческих проблем можно свести к следующим:

          - наличие угроз безопасности со стороны природных факторов: природных катастроф, смены климата и т.п.;
          - рост населения Земли и увеличение потребления ресурсов, их ограниченность;
          - рост загрязнения окружающей среды и угрозы техногенных катастроф;
          - несправедливое мироустройство и паразитизм финансовой системы по отношению к реальному производству;
          - абсолютизация значимости финансово-экономических факторов по отношению к экологическим и социально-психологическим;
          - наличие оружия массового поражения и многообразие угроз общей и частной безопасности, включая терроризм, преступность и различные формы мошенничества;
          -  беспрепятственные миграции населения и распространение любой информации; рост безработицы и сложность в  обретении своего места в жизни;
          - многообразие интересов разных стран, социальных слоёв и отдельных людей, представителей различных религий и идеологий; неизбежность соперничества, конфликтов между ними;
          - стрессы, страхи, информационные перегрузки, недостаточный адаптационный резерв для их преодоления;
          - несовершенство современного человека, отсутствия подлинного разума и духовности; как результат: «неразумная» свобода, амбициозность; агрессивность;
          - неверная модель мира, ошибочное представление о реальности, низкий уровень знаний и сознания; антропоцентризм и вера в исключительность человека и безграничность его возможностей;
          - рост сложности жизни в современном мире при отсутствии адекватной системы управления и образования; недостаточная разумность власти и слабость науки; отсутствие эффективных технологий «сборки частей в целое.        

          Все эти факторы тесно переплетаются между собой, влияют друг на друга, почти все они могут быть сведены к главному: к неоднородности Единого Пространства Жизни (ЕПЖ).
 

         Фактор неоднородности (в природе и обществе) существовал всегда. Неоднородность социума в своё время нашла отражение в учении об общественно-экономических формациях К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина. Но апологеты этих учений, в основном, верили в линейность социально-экономического прогресса, неизбежность последовательной смены формаций, в абсолютное их разделение на «низшие» и «высшие», хотя «логика жизни» во многом опровергала такую одномерность.

    Г.А. Зюганов и КПРФ, сохраняя верность курсу на социализм и приверженность марксизму, отметили: «в сегодняшнем мире стабильность и успешное развитие экономики могут обеспечить только многоукладность, развитие высоких технологий и серьёзные научные прорывы» («Левый поворот с дороги кризиса»; «Подвиг социализма», «Время выбора. Время действий. 1917-2017!»).

на фото Г.А. Зюганов

     То есть на практике мы всегда имеем «многоукладность», хотя и наблюдаем преобладание качеств той или иной формации. Ведь современный мир знает не только «социально-ориентированную экономику» развитых стран Запада, но и, как скрытое, так и явное использование рабского труда. Мир знает не только миротворческие и гуманные акции Совбеза ООН, восстановление прав человека, но и «ковровые» бомбёжки городов Югославии и Ирака, набеги пиратов на океанические суда, изощрённое сексуальное насилие, голод и эпидемии. Это всё - проявления неоднородности Единого Пространства Жизни. Только наивный человек может утверждать, что «раньше так не было», имея в виду террористические акты, политические перевороты, природные и социальные катастрофы, рост преступности. На самом деле всё это было и раньше, но с развитием СМИ об этом узнали многие. Фактор неоднородности в наше время, несомненно, приобретает особое значение и создаёт множество проблем.

Перечислим ряд, в основном, негативных, проявлений неоднородности ЕПЖ:
 

           - формируется «смешанная» идентичность людей, причудливо сочетающая разнообразные идеологии, верования, уровни нравственности, модели мира;
          - происходит смешение разнородных ценностей, их переворачивание; герои и преступники всех времён и народов встречаются в одной точке пространства (подобное смешение художник Илья Глазунов изображал на своих картинах; на Украине оно изображено на иконе);

                   - рост информационных и психических перегрузок, стрессов, которые в свою очередь формируют ряд негативных и социальных проявлений;

          - ощущение хаоса, беспорядка и даже «конца света» в сознании людей порождает депрессии, состояния безысходности, апатию по отношению к жизни;
           - происходит утрата веры и смысла жизни, смешение их признаков, что позволяет манипулировать людьми;
          - люди, испытывая безысходность, делаются раздражительными, агрессивными, впадают в ярость, что ведёт к росту конфликтности, преступности, росту числа автомобильных и других аварий;
          - агрессия нередко направляется на себя в форме самоубийств (суицидов), виктивности (самовыбраковки) путём болезней, инвалидности и т.п.; происходит выгорание психики, человек испытывает непосильную боль, страдание от жизни;
          - наиболее активные люди, хотя не всегда социально компетентные и конструктивные,  направляют агрессию на существующую систему власти, жаждут переворотов и «оранжевых» революций;
          - возникает тенденция к ниспровержению любых авторитетов;
          - многие люди ищут «козлов отпущения» не только среди ближних, но и среди иноверцев, людей другой национальности; на этом пути возможны военные конфликты и диктатуры (фашизм, ИГИЛ и т.п.);
          - приверженность бинарному мышлению создаёт концепции типа «врагов народа», основанные лишь на отдельных различиях между людьми;
          - возникает тенденция направить избыточную агрессию и активность в русло более-менее конструктивных действий: в массовый спорт, спортивные и культурные зрелища, туризм, в том числе, экстремальный; на протестную деятельность, волонтёрство и т.п.;
          - у многих людей возникает желание навести порядок твёрдой рукой, восхвалять диктатуру и вождизм;
          - раздаются призывы к объединению всего и вся, возврату к прежним ценностям, к поиску национальной идеи и т.п.;
          - возникает опасность захвата власти случайными и наиболее агрессивными людьми, проявлений дилетантизма на всех уровнях управления; может идти поиск быстрых и, прежде всего, силовых решений сложных проблем и конфликтов;  
          - ужесточаются санкции одних стран и народов против других; происходит усиление охраны границ и рост вооружения и военных расходов;
          - растёт число «горячих точек» на планете и возникает угроза большой войны;
          - усиливается накопление преимуществ одних за счёт других («эффект Матфея»): властных, финансовых, экономических и других;
          - нарастает противоречивость мышления и конфликтность поведения;
          - усиливается раскол в семьях, коллективах;
          - растёт всеобщее отчуждение, происходит огораживание своей физической, географической, государственной и психологической территории;
          - всё больше людей выходят за пределы допустимого, явно и в воображении контактируют с «иными мирами», сваливаются в неконтролируемые состояния сознания, теряют контроль над психикой;
          - множество людей предпочитают не думать о сложности жизни, прибегают к регрессивным способам ухода от проблем: алкоголю, наркотикам, играм и развлечениям;
          - некоторые уходят от жизненных проблем в наиболее доступное потребительство, становятся гурманами или обжорами;
          - нежелание глубоко размышлять о жизни способствует снижению интеллектуального и нравственного уровня людей, их сознания, увеличивается число безразличных ко всему людей;    
          - некоторые всё же находят выход в творчестве, любом труде и работе;
          - лишь некоторые пытаются понять глубинные причины происходящих явлений, создать новые теории мироздания и донести их до других людей.

         

           на фото Илья Глазунов

Что делать?

         Прежде всего, надо честно признаться, что нет единого рецепта для решения всех проблем; каждый уровень сознания выделяет наиболее значимые вопросы и предлагает способы их решения в зависимости от личной модели реальности, то есть уровня сознания. Решение одних проблем создаёт проблемы новые. К такому выводу готовы не все, так как большинство верят в абсолютный и «линейный» прогресс, бесконечные возможности абстрактного человечества. А ведь Единое Пространство Жизни многомерно, объёмно и неоднозначно. Но мышление многих людей, их образ жизни не приспособлены к этому фактору. «Логика ума» как бы вступила в противоречие с «логикой жизни»! Выживание, в отличие от не складывающейся полноты жизни, вызывает стремление прибегнуть к самым проверенным способам организации жизни, сохранить прежние схемы (модели) отношения к жизни, парадигмам (доминантам) мышления. Они хорошо известны не только любому учёному, но и обычному человеку.

Обозначу основной ряд, спектр, соответствующий наиболее типовым уровням сознания человека, стереотипам мышления и поведения, выбора образа жизни и действий современного человека:

- стихийное мышление (человек руководствуется случайными, неосознаваемыми импульсами и оценками),
- тоталитарное (с верой в единственную и абсолютную причину и способ решения всех проблем),
- иерархическое (предполагает линейное, последовательное ранжирование объектов и явлений жизни, главенство и ответственность одних людей и подчинённость, отстранённость от власти и ответственности других),
- бинарное, дуалистическое (то или иное свойство объекта или процесс объявляется «добром», «абсолютной истиной», а вина за происходящее возлагается на противоположное качество, которое провозглашается «злом», «врагом», становится «козлом отпущения» и т.п.), 
- прогрессивное, «линейное» (соответствует вере в научно-технический прогресс человечества, устойчивое, линейное развитие общества без понимания неизбежности «платы» за продвижение),
- относительное, равновесное, динамическое (понимание баланса потерь и приобретений любого развития, согласования разных мнений и интересов),
 - спектрально-целостное, системное, которое соотносит между собой все прочие  доминанты мышления и выбора.                                      

           Каждая из перечисленных парадигм сознания имеет свои достоинства и недостатки, может с успехом использоваться для достижения определённых целей. Но сейчас настало время для упорядочения и конструирования личного и коллективного жизненного пространства с учётом его многомерности и сложности, понимания принципа относительности отражения мира человеческим сознанием, необходимости внесение «мишени наблюдателя» при согласовании жизни отдельных объектов.

         Имеет смысл говорить об изучении, описании Единого Пространства Жизни (ЕПЖ), содержание которого может быть представлено триадой: 1) личное (или внутреннее) жизненное пространство; 2) общее (природное и социальное) пространство; 3) взаимодействие этих пространств или фильтр связи между ними. Для этого, на мой взгляд, можно использовать методологию «Спектральная логика», подробно представленную в работах В.П. Грибашёва и Н.И. Шелейковой и «спектральный подход» как метод описания сложных объектов.

   на фото В.П. Грибашёв и Н.И. Шелейкова

 

           С их помощью может быть описано, прежде всего, содержание пространства того или иного объекта. Форма (геометрия) объекта может быть представлена объёмной цветовой моделью «Спектроглобус Грибашёва» или системой вложенных друг в друга сфер на многомерной системой координат (рис. 1). Применение цветового аналога позволяет использовать образное восприятие мира.

          «Спектральная логика», на мой взгляд, как бы приближает человека к «логике жизни», своего рода, «женской логике», так как сознание человека не во всём соответствует законам формальной логики, не является исключительно линейным, а обладает объёмностью, спектральной  целостностью.  

         

Что же такое «Спектральная логика»?

          К основным особенностям «Спектральной логики» можно отнести следующие:

        1. Способность к точечному и одновременно пространственному (целостно-спектральном или «квантово-волновому») описанию объекта, при котором он, с одной стороны, - некоторая относительно автономная часть ЕПЖ а, с другой стороны, - набор составляющих, каждая из которых находится на определённом уровне своего развития. (Пояснение: человек это целостность, которая обладает физическим телом, органами чувств, эмоциями, мышлением, волей, ценностными ориентациями и идеалами. Жизнь человека - это совокупность календарного возраста (годы), биологического (состояние организма), психического, интеллектуального, социального и нравственного развития. Можно быть интеллектуально развитым и иметь высокий социальный статус, но быть социально и нравственно незрелым; быть молодым по паспорту, но психически исчерпавшим себя и т.п.).

       2. Многомерность, многослойность, многоуровневость представления об объекте. Параллелизм процессов, происходящих в объекте или в его частях на различных уровнях организации и на различных планах жизнедеятельности. Сочетание разных типов взаимодействия между частями объекта или между объектами. (Пояснение: многослойна, например, структура потребностей человека: биологические выживания; биологические и социальные потребности вооруженности и защиты; потребность в воспроизводстве и подражании; потребность в значимости; потребность в общении; потребность в новом, в развитии; потребность в благе (истине, добре и красоте).

        3. Относительность любой иерархии в системе признаков объекта, т.к. она носит функциональный, временной или эволюционный характер и может быть заменена на другую последовательность признаков (на основе другого критерия значимости). (Пояснение: хотя в организме самыми главными органами являются мозг и сердце, смерть может наступить и от потери крови, переохлаждения, заражения или повреждения любого органа. Даже муха может изменить представление слона о мире, забравшись в его ухо. Система ценностей, принятая в одном обществе, не работает в другом. Человеческие потребности и мотивации не всегда образуют строго однозначную иерархию по «пирамиде А.Х. Маслоу», так как, в зависимости от места и времени, может доминировать, главенствовать любая из них).

       4. Противоречивость любого явления жизни, наличие в одном объекте противоположных свойств, которые могут проявляться в зависимости от места и времени. Сосуществование противоположностей, при котором принцип «или-или» не абсолютизируется, а рассматривается лишь как один из вариантов взаимодействия между частями объекта или отдельными объектами. (Пояснение: психотип человека, например, обладает противоположными свойствами: гордость-смирение; любовь-ненависть; вера-скептицизм. «Борьба» мотивов и потребностей в одном человеке, их сосуществование – вовсе не признак психической болезни, отклонения о нормы, а естественный процесс поиска баланса между отдельными составляющими «спектральной» природы человека).

       5. Одна и та же причина порождает целую серию следствий на разных планах и уровнях бытия. Кроме того, никакая причина не связана со своим следствием жёстко и однозначно, линейно.          (Пояснение: психический стресс, вызванный, например, «шоковой терапией», приводит не только к изменению кровяного давления и угнетает детородную функцию организма, но и вызывает длительную депрессию, включает механизм саморазрушения. Очень опасный вирус убивает одних и безопасен для других).

          6. Невозможность свести спектральную логику к причинно-следственной и диалектической логикам, которые являются частными случаями логики спектральной и в ней участвуют. (Пояснение: объекты мира и их части нельзя выстроить в «линейные» цепочки «причина-следствие», «цель-средство». В ЕПЖ всегда взаимодействуют и сосуществуют сложные, спектрально-целостные объекты, отношения которых не однозначны, не одномерны. В человеке, биологическое не вытекает из социального, а бессознательное не сводимо к сознательному; одно не порождает другое, не только в чём-то противоположно ему, но и находится в постоянном взаимодействии).

          7. Возможность сконструировать сложное представление об объекте и построить взаимодействие между его составляющими с разрешающей способностью 98, умноженное на 2 в 39 степени! (Пояснение: модель объёмной палетки «Спектроглобус Грибашёва» моделирует квантово-волновое представление об объекте именно с такой разрешающей способностью).

         Поскольку «Спектральная логика» - инструмент описания неоднородности Единого Пространства жизни (ЕПЖ), его можно применять для описания любого объекта и явления: сознания человека, потребностей и возможностей, его нравственности, власти и управления, безопасности. Для этого выбираются основные параметры, по возможности, наиболее полно описывающие объект. Каждый параметр разбивается условно на 7 уровней, выстроенных в логике его развития от простого к сложному. В результате, получается многомерная модель объекта, его матрица. Это описание, конечно, можно считать субъективным, но оно, во-первых, системно, то есть стремится к целостному и наиболее полному описанию объекта. Во-вторых, это описание можно совершенствовать и менять. Множество матричных описаний с применением «спектрального подхода» приведены в книгах Н.И. Шелейковой. Здесь приведены лишь 5 таких матриц (в конце текста) для описания:

1) полного цикла развития объекта;

2) типологии моделей мира;

3) полноты жизни человека;

4) описания нравственности;

5) системы благополучия разных уровней социума. Рассмотренные примеры не означают, что «Спектральная логика» –  панацея от всех бед. Более того, она как раз и позволяет понять, почему она никогда не овладеет всеми, так как, по-видимому, мироздание объёмно, а его объекты разнообразны!   

  Но область применения «Спектральной логики» практически не  ограничена. Это политика, социология, психология, финансовая сфера,  точные науки, - везде, где приходится иметь дело с объектами, отличающимися высокой степенью неоднородности, и где приходится  принимать решения в условиях неопределенности.

«Спектральный подход» может быть использован для следующих задач:

          - системного анализа объектов и описания их неоднородности;
          - разработки альтернативных вариантов разрешения конфликтов;
          - оптимального распределения любых ресурсов (временных,
 финансовых, кадровых) и их потоков в любом социальном масштабе (примером может быть составление бюджета страны или региона);
          - для построения моделей жизнестроя и жизнедеятельности различных уровней социума и различных сфер деятельности;
          - для разработки единого символического языка взаимодействия при совместной деятельности людей из различных областей и сфер жизни;
          - для построения единой системы знаний о человеке, природе и обществе, на основе взаимодействия различных форм общественного сознания (науки, искусства и религии);
          - для организации творческих лабораторий по взаимодействию разнообразных видов деятельности и др.

          Но как не потеряться в Едином Пространстве Жизни, в многообразии его волн и спектров? Как преодолеть рост турбулентности, хаоса, в условиях которых существование каждого объекта делается особенно уязвимым? Иллюзия свободы и многообразие выборов, вариантов существования мешают избирательности, создают ощущение безнадёжности. Стремление к полноте жизни входит в противоречие с выживанием. Ведь пребывание такого объекта, как человек, в Едином Пространстве Жизни (ЕПЖ) может происходить по-разному. Это может быть и ускоренным распадом на составляющие, превращением в добычу пространства, в жертву чуждой жизни, либо погоней за вечным выигрышем, бессмертием с привлечением всё больших ресурсов. Это может быть и процессом развития, всё более полным осознанием своего места в мироздании, возвышением потребностей и развитием возможностей. Жизнь каждого объекта Вселенной всегда будет иметь временные и пространственные ограничения. Одни объекты неизбежно поедают, потребляют другие, ограничивают и ущемляют существование друг друга. Полная гармония, как и вечная жизнь отдельного объекта, невозможна, хотя может быть продуктивный, взаимовыгодный обмен, взаимодействие и даже жертвенность между отдельными объектами. В ряде случаев возможно достижение относительного благополучия объекта, необходимой и достаточной гармонии его составляющих, оптимального взаимодействия с окружающей средой, поиск своего места в ЕПЖ.

Формирование подобного равновесия для человека более успешно может осуществляться на основе знания спектрально-целостной природы объектов и их взаимодействия, разумного анализа положительных и отрицательных эмоций.

          Выбор всегда есть, если даже он не осознаётся. Выбор необходим, как и выстраивание вектора развития, поиска смысла жизни как для человечества в целом, так и отдельного индивида. Выбор – это цель, который связан не только с преодолением внутреннего и внешнего хаоса в жизни, их структуризацией и выстраиванием.

Это, во многом, и отказ от многомерности, объёмности жизни, её транценденции, безграничности. Путём концентрации на каких-то целях и задачах, путём выбора приоритетов, доминант развития и превращения других целей и желаний лишь в средства достижения выбранных целей.

          Учёный из Новосибирска Алексей Крысин обратил моё внимание на приметную особенность памятников Ленина. На них вождь почти везде с вытянутой вперёд рукой.

На фото Алексей Крысин                                    На фото памятник В.И. Ленину

Он «выпрямил улитку времени», - считает Крысин. Но объёмность, кривизна времени никуда и не уходила, а во все времена была многоукладность социальной жизни. Чтобы постоянно следовать одной цели, нужна огромная концентрация воли. Тем более, когда речь идёт о воли народа. Говорят, в СССР такая воля была, но она достигалась ценой превращения в средства достижения этой цели всего остального, включая жизнь несогласных с этой волей и целью людей. Высокая цель требует огромных жертв, их концентрации. Но любая власть для поддержания себя неизбежно отступает от провозглашённой ранее цели, так как мир всегда объёмен. В СССР это выразилось в переходе от военного коммунизма к нэпу; от воинствующего атеизма к поддержке православия.

В 90-е годы снова «всё смешалось в доме Облонских». Надо помнить также, что любая определённая, провозглашённая цель, на деле расплывчата. «Коммунизм», «марксизм-ленинизм» «Царство Божие», «счастье» и т.п.  – это цели всегда объёмные и многомерные, как сама жизнь. Ведь они не однозначны для всех и каждого, поэтому и спор об их целесообразности и средствах достижения никогда не утихнет. Целью «революции», например, для многих является достижение большей свободы и благополучия, справедливости, равенства и братства, понимание которых каждым тоже не однозначно. Но для главных революционеров целью может быть лишь свержение данного режима, правительства, их уничтожение, чтобы самим прийти к власти. Значит, всегда есть опасность, что в результате благого намерения сместить власть плохую, произойдёт её замена на власть худшую.

Из-за многомерности, объёмности жизни размывается не только любая цель, но и успех, победа. На это влияет не только «мишень наблюдателя», то есть изначальное различие оценки значимости победы, успеха. Ведь победитель, вдохновитель победы, проигравший или «дезертир», потерпевший будут по-разному оценивать победу. Да и сама жизнь, её логика, приход нового поколения с его обилием интересов, доступ к ранее закрытой информации, фактам, их неизбежная избирательность и претенциозная подача в СМИ, изменение характера оценки исторических событий и личностей, изменение всей парадигмы восприятия мира, постепенно размывают понятие «победа» или даже резко «извращают», переворачивают её оценку и значимость. И чем больше абсолютизировалось то или иное явление, личность, тем болезненнее сторонники, приверженцы определённых их оценок, фанаты и идеологи определённой точки зрения переживают крушение своих идеалов. Конечно, всегда есть и будут люди, которые сохранят верность прежним оценкам; будут политические силы, готовые поддерживать тот или иной даже исчерпавший себя миф.

     За примерами «размывания» оценок значимых политических событий ходить не надо. Это и взгляд, оценка Великой Октябрьской социалистической революцию 1917 года, её вождя В.И. Ленина. Это оценка величия СССР и роли Сталина в становлении державы. Это даже оценка Великой Победы 1945 года! И это, конечно, отношение к «перестройке» 1991-1993 годов. Везде были победители и потерпевшие; были сторонники определённых, жёстких, «чёрно-белых» оценок, но и не определившиеся в них; были явные и неявные перебежчики, «изменники»; были те, кто сознательно избегал любых оценок, как и те, кто наперекор всему хранили верность своим даже потухшим идеалам. Такова, увы, «логика жизни»!

          Надо, отметить, что смена оценок тех или иных политических явлений, событий и личностей не всегда связана с неизбежной трусостью, мимикрией, приспособленчеством прежних фанатов. Она связана и с необратимым развитием личности, его этапами, с изменением модели восприятия мира, её усложнением. На этом пути, как уже отмечалось, происходит не только размывание тех или иных оценок, обесцениваются те или иные ценности и вырастают новые идеалы, иллюзии, но часто происходит резкое их обрушение или переворачивание.

     И на этом пути диалектика – лишь элемент человеческого мышления, которая, несмотря на провозглашаемую её ценность, на деле не приветствуется власть предержащими, так как она эту власть также разрушает, хотя затем наступает желанный частичный «синтез» противоположностей. Старые ценности уживаются с новыми, формируется новая модель реальности. Чтобы избежать болезненного насильственного «переворачивания», надо обладать опережающим отражением действительности и постепенно переходить к «Спектральной логике», не забывая о необходимости согласования непрерывного и дискретного, вечного и преходящего, баланса традиций и новаций!

    «Ключ» к динамическому согласованию (гармонии) отдельных факторов внутреннего и внешнего жизненного пространства, а также согласованию внутреннего и внешнего пространства ЕПЖ даёт механизм положительно-отрицательных эмоций. Но этим «ключом» тоже надо уметь пользоваться, так как сам «знак эмоции» («положительный» или «отрицательный») хоть и свидетельствует о том или ином несоответствии, но может быть понят не только в соответствии с требованием времени, но и в зависимости от мотивации принимающих решения, стереотипов восприятия, многих случайных факторов.

    Стрессовая реакция на несоответствие тех или иных изменений, решений власти общественному мнению проявляется в форме: эмоций, оценок, умозаключений, агрессивных (в том числе и по отношению к себе) или резко избирательных действий, а также – апатии, уныния депрессии или изоляции, ухода от любого контакта, психического отклонения. Она может проявиться в соматической форме болезни, физического страдания и даже смерти. Человек, как известно психологам, сознательно воспринимает в основном информацию из зоны ближайшего развития.

     Дальние цели, задачи, глубинное понимание мира могут быть интересны не каждому и не всегда. Они могут не соответствовать энергетике организма, адаптационному резерву, структуре личности и, в частности, уровню сознания.  Всё это может стать предметом отдельного исследования при принятии управленческих решений любого уровня.

                                       

Список работа автора:

 

В.П. Грибашёв, Н.И. Шелейкова. Что такое: «Спектральная логика» и «Спектроглобус Грибашёва». М.: Беловодье, 2009.

Н.И. Шелейкова. Герои нашего времени. Спектр политических сил и русская идея. М.: Талицы, 1996.

Н.И. Шелейкова. “Спектроглобус”. Модель инструмента управления. Альманах РИА “Новости”, “Мир непознанного”, №№ 19-20, 1997.

Н.И. Шелейкова.  Семь уровней сознания людей и их социальные проявления". ХП Чтения памяти А.А. Любищева. Сборник докладов. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2000.

Н.И. Шелейкова. Спектральный ключ к современной парадигме управления природой и обществом. ХШ Чтения памяти А.А. Любищева. Сборник докладов. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2001.

Н.И. Шелейкова. Цветущая сложность разумной парадигмы управления природой и обществом и Проект "Применение спектрального подхода к анализу и регуляции социальных объектов".  Ульяновск, 2001.

Н.И. Шелейкова. «Женская логика» - спектральный ключ к современной парадигме управления природой и обществом. Материалы пятого Всероссийского постоянно действующего научного семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе» - «Фракталы и циклы развития систем». Томск, 2001.

Н.И. Шелейкова. Спектральный подход к формированию идеологии. Журнал "Национальная безопасность и геополитика России", № 1, 2001.

Н.И. Шелейкова. Нравственность - понятие не безразмерное. Журнал "Национальная безопасность и геополитика России", №№ 1-2, 2003.                                    

Н.И. Шелейкова. Перспектива перехода России и человечества к новой парадигме жизнедеятельности. М.: ЛЕНАНД, 2007.

Н.И. Шелейкова. Квантово-волновая парадигма жизнедеятельности. «Экономическая и философская газета», № 14, апрель 2007.

Н.И. Шелейкова. Жизнестрой на основе спектрального подхода и квантово-волновой картины мира. «Экономическая и философская газета», № 22-23, июнь, 2008.  

Н.И. Шелейкова. Это было так…История социальных новаций глазами очевидца: МЖК, фирма «СИ». М.: Издательство ЛКИ, 2008.

Н.И. Шелейкова. Диалоги на вечные темы. Книга не для всех. М.: Беловодье, 2011.

Н.И. Шелейкова. Размышления о человеке и мире на основе «Спектральной логики», Москва: Беловодье, 2014.

Н.И. Шелейкова. Вечный «старо-новый» мировой порядок. М.: Беловодье, 2015.

         

 

          Приложения:

 

       Таблица.1.  ПОЛНЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТ

  Этапы

   цикла

Функции

объекта

 Баланс

полюсов

  ( + и -)

   Цель объекта

    (+)

«Антицель»

 объекта

      (-)

Средство

(процесс)

     (+)

«Антисредство»

         (-)

появление

выживание

потребности-

возможности

(иметь – быть)

бытие,

существование

небытие,

 

потребление

  нужда, лишения

оформление

сохранение

безопасность       -  риск

безопасность

самоунич-

тожение

избегание угроз, осторожность

   риск

проявление

утверждение,определение  положения в

пространстве

служение- протест

благополучие удовольствие

наказание,

неблагопо-лучие

наслаждение,

удовольствие

страдание

активация

обмен, общение со

средой

коммуника-

тивность –

автономия,

изоляция

адекватное представление о себе и мире

ложное представле-

ние о себе и мире

отражение,

подвижностьоткрытость

 

косность,

негибкость,

закрытость

адаптация

изменение

развитие-

функциони-

рование

созидание

нового качества

бытия

отказ от

нового,

изменений,

застой

 

расширение

представле-

ния о мире,

творчество

 

сужение

представленияо мире,

рутинность

стабилизация

реализация

специализация- спектральная целостность

совершенст-вование

 деградация

вооружённость

средствами

разрушение средств

 увядание

самоограни- чение,

подвижни-

чество

самосохранение- жертвенность

передача

  опыта

нанесение

ущерба другим объектам

расширение «самости»,

трансцен-

денция

отказ от

мира, сужение «самости»,

"богоборчество"

                 

 

 

  Таблица 2. Основные составляющие «Картины мира»

Представ-ление о

мироуст-

ройстве

Представ-ление о

происхождении мира

   Идеал

   власти

  Способ

освоения

    мира

  Общест-

   венный

    идеал

Назначение

   человека,

    смысл   

    жизни

Движущие

   силы

мироздания,

       его «назначение»

аморфное,

точечное

не известно

   анархия

безорудийный

  семья,

подчинение

  старшим

 выжить

не известны

замкнутое

моноцентричное

возник

«ниоткуда»

или создан

   кем-то

 

патриархия

 ручными

орудиями

производ-ства

  стабильность

 жить по

  заветам

отцов, рода

природные

   силы,

  стихии

иерархическое

  создан

Богом и

высшими

 силами

монархия

  путём

присвоения

   чужого

    труда

сословная

иерархия

  служить

  иерарху,

правительству

     Бог

дуалистическое

  имеет начало и

  конец

парламент

экстенсивный (освоение

пространства)

свободная

конкуренция

 бороться

 со злом,

 за лучшее

мироустройство

победа

добра над

    злом,

всеобщее

воскрешение

линейное,

прогрессивное

управляется

мировым разумом,

бесконечно развивается

  Советы

индустриальный

   (НТП)

благосо-

стояние

общества

познавать, осваивать 

    мир

эволюция

от простого

к сложному

относительное

динамическое,

равновесное

причины и

 следствия

взаимодей-

  ствуют

 

самоуправление

 

наукоёмкий

сотрудни-

чество,

братство

  достичь

 гармонии

с  миром,

самосовер-

шенствование

вечные

перемены

спектрально-

  целостное

(системное,

квантово-

волновое)

 

мир и его

объекты вечны

 в зависи-

мости от

места и

времени

  природо-

сообразный

в зависи-

мости от

места и

времени,

взаимопо-

нимание

  постичь

 вечность,

  достичь мудрости

 вопрос

для человека

 открыт

постоянно

 

 

                  Таблица 3. ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНАЯ ПОЛНОТА ЖИЗНИ

Биологичес-

кий возраст

Потребнос-

ти   

Психичес-

кое               состояние

   Навыки,

    знания

  Уровень

деятельности

Доминанта

нравственности  

    Идеал

      жизни

                                                                                       младенчест-

во

биологичес-

кие  выживания

 смятение

 бытовые   навыки

  (обыватель)

 инстинктив

        ная

   нужда 

жить, чтобы

       жить

  детство

вооруженности, защиты

    страх,

подавлен-ность

    дилетант

    (ученик)

    условно рефлектор-

ная,

заученная

    страх

самосохране

       ние

 подростко

     вый

воспроизводства, подражания

  апатия,

безразличие

    практик

(подмас-

терье)

стереотип-

ная,

подража-

тельная

 влечение

  благополу-

        чие

  юность

самореали-

зации, значимости

  борьба,

  агрессия

    узкий

профессионал

  (мастер)

 предметная

  выгода,

  корысть

самореали-

зация, труд

 взрослый

общения,

нужности

деловитость

   широкий специалист

    (учёный)

целенаправ-

ленная, ра-

циональная

     долг,

   польза

социальная

справедли-вость

  зрелость

в новом, 

 в информа-

ции

увлечен-

ность

  новатор,

    творец

(художник) 

 поисковая,

конструирующая

 развитие

  познание,

 творчество

 старость

 в благе

(истине,

добре и красоте)

 озарение,

блажен-

ство

 универсал

  (мудрец)

 созидатель-

        ная

 жалость,

сочувствие

прекраще-

ние в мире страданий

 

 

 

Таблица 4. ПРОЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ ЖИЗНИ

 

Доминанта нравственности

Отношение к себе

Отношение

к  труду

(Отношение к богатству)

Отношение

 к власти

Отношение

к людям

Отношение к новому,

творчеству

(Жизненные

ценности)

Отношение

к Богу

 (Идеал)

  нужда

ущемление себя

как к злу

(как к счастью, награде)

недоверие

 

безразличие

равнодушное

(Природа,

Земля)

как к предмету, культу, обряду

(жить, чтобы жить)

страх, принуждение

принижен-

ность,

скованность

как к тяжкой обузе (как к достижению, завоеванию)

послушание,

покорность

обособление

недоверие

(Жизнь, Человек)

как к стихии, силе природы

(самосохранение)

  влечение

себялюбие

как к недостойному занятию (как к личному достоинству)

угождение,

показной службизм

скрытность

лицемерие,

барство

насмешки

глумление

(Семья,

Отечество)

как к догме,

преданию

(наслаждение,

благополучие)

  выгода,

  корысть

возвеличи-

вание себя

как к неизбежному делу (как к основе жизни)

протест, неповиновение,

стремление поменять власть

противопо-ставление,

вражда

узко

корыстное

(Власть,

Порядок)

как к закону, авторитету

(самореализация)

  польза,

    долг

трезвое,

критическое

вкус к работе

(как к наживному)

диалог,

взаимоуважение

 

сотрудничес-

тво, кооперация

уважительное,

использование

нового

(Народ, Труд, Справед -

ливость)

отрицание Бога как творца

(социальная

справедливость)

стремление

 к новому,

развитие

естествен-ное, спонтанное

стремление к

работе

(равнодушное)

участие во

власти

содружество,

содействие

стремление

внедрять в жизнь

(Знание,

Творчество

Совершенство)

как к личности,

нравствен-ному началу

(жизнь вечная)

 жалость,

сочувствие

адаптивное

радость труда

(отказ от богатства)

самоуправление

любовь, взаимная жертвенность

баланс новаций и традиций

(Правда, Добро, Красота)

как к правде, совести

(прекращение в мире страданий)

 

 

           Таблица 5. СПЕКТРЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ  ДЛЯ ОСНОВНЫХ УРОВНЕЙ СОЦИУМА

 

Человек 

  Семья

Община

Предприятие

Поселение

Страна

Человечество   

хорошее

здоровье

средства

существования, 

имущество,

сбережения

наличие

общей,

благоприятной

территории

нужные

ресурсы и

эффективное

их исполь-

зование

благоприятная среда обитания

достаток природных ресурсов 

благоприятная

космическая

    среда

безопасность

безопасное

и отдельное

жильё

порядок,

правовой

статус

 

соблюдение техники безопасности, охрана труда

обеспечение общественного порядка

обеспечение

национальной безопасности

отсутствие природных и техногенных катастроф

комфорт

     уют

общий уклад жизни

современное

оборудование

обеспечен-

ность инфра-

структурой

(ЖКХ,

транспортом, связью и т.п.)

современные производи-тельные  силы,

высокий уровень НТП

сохранение

биосферы

полезная,

любимая

работа

 дети

межсоседская

кооперация

производство

качественной

продукции

бездефицитный бюджет

финансово-

экономическая независимость

устойчивое воспроизвод

ство природных ресурсов

дружба,

любовь

хорошие

отношения

с родными

и друзьями

общие

потребности

и интересы

справедливые социально-трудовые отношения

гражданский мир и согласие

социально-политическая стабильность

баланс интересов

разных стран

ощущение

счастья и

целостности

бытия

свободное

время,  содержательный

   досуг

 

авторитетное общественное

мнение

квалифици-

рованные

 кадры и

перспектива

их роста

развитая

культурная

среда

высокое качество жизни населения

перспектива  устойчивого существования

и развития

перспектива,

смысл жизни

сплоченность

общие

жизненные

ценности

коллективное

решение

проблем

перспектива развития предприятия

действенное

самоуправление,

авторитетная

власть

правительство народного доверия

справедливое мироустройство

 

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (195)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход