Мы учим любить свою малую родину

Дата: 8 Апреля 2019 Автор: Степанова Татьяна

Каждый человек живет в пространстве культуры, даже если не осознает этого. Культура – основа жизнедеятельности любого народа и его самосознания. Стержнем культуры является искусство; с помощью средств эмоционального воздействия оно создает модели будущего и в обществе, и в человеке, идеалы, которые зовут к возвышению.  Ценность искусства состоит не только в образной трансляции норм, правил, сколько в приобщении к высшим переживаниям, характерным для истинно человеческих чувств. Искусство называют эстетической школой нравственности.  Одна из функций искусства – раскрывать мир в его богатстве и целостности.

Н.А. Ильин писал, что: «…в вопросах цивилизации Россия примерно до середины XIX века была отсталой и примитивной, но никогда не была Россия бескультурной». [2, с.79] Искусство выступает в роли своеобразных весов между отвлечённым миром абстракций, умозрительных построений и миром чувственной конкретности, субъективных восприятий. Познавательная ценность искусства заключается, по Л.С.Выготскому, в его способности помочь человеку понять то, чего нельзя постичь разумом. А.Н. Леонтьев писал: «Искусство не информирует, оно движет людей, подвигает их, в смысле подвига, к жизни… Искусство – не только для человека, как значение, как познание. Искусство за человека, в этом его главное отличие». [4, с.138]

Одной из наиболее значимых задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, нахождение способов утверждения человека в позиции субъекта познания, общения и творчества. Это предполагает социальное, духовно-нравственное и профессиональной развитие личности, её способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности, максимальной реализации дарований.

Музыкальное искусство является самым доступным видом. Музыка есть язык человеческих чувств, а высокохудожественная музыка – язык чувств  благородных и, следовательно, приобщение к высокохудожественной музыке способствует развитию эмоциональной сферы, духовному, нравственно-эстетическому воспитанию.[3, с.92] Музыкальный критик XIX века А.Н. Серов акцентировал внимание: «Музыка – это область чувств и настроений, это в звуках воплощенная жизнь души». Музыкальное образование призвано воспитывать лучшие черты личности. Развить общество – означает воспитать каждого человека, дать ему духовно-нравственный стержень, обогатить его мышление. [5, с.17]

В новых социально-экономических условиях необходимы эрудированные молодые специалисты, которые обладают целостным мировоззрением, духовной, музыкальной  культурой, умеют самостоятельно систематизировать полученные знания, нетрадиционно подходить к решению различных вопросов.  Нужны учителя музыки, которые бы не только владели своими профессиональными музыкальными навыками (игра на инструменте, дирижирование хоровым коллективом), знали психолого-педагогические особенности детей разных возрастных групп, но и сами были бы яркими личностями, владеющими методами и приемами обучения и воспитания,   способными осваивать и применять новые технологии, исторический региональный материал, быть пропагандистами музыкальной культуры.   

Нельзя понять особенности процессов, происходящих в современном музыкальном мире, без знания исторической основы. Современному учителю всегда  необходимо помнить, что общество не стоит на месте: то, что было вчера, может не соответствовать задачам сегодняшнего времени. Но  очевиден постулат: из прошлого остается многое, что составляет ценность для будущего, ибо произошел бы разрыв времен.

Без глубокого всестороннего изучения песенного и музыкального фольклора, творчества музыкантов, композиторов, исполнителей, педагогов нельзя говорить о преемственности нравственных, духовных и музыкальных традиций народа.  Выдающиеся общественные деятели, педагоги, музыканты Б.А.Асафьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий подчеркивали важность использования музыкальных народных традиций в воспитании подрастающего поколения.

Без любви к Родине не может появиться личность способная оценить достигнутое в прошлые столетия, личность, которая будет востребована в XXI веке. Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную. «Родиноведческий принцип» пропагандировал К.Д. Ушинский. Он считал совершенно необходимыми занятия с учащимися «по истории своей ближайшей родины». Того же мнения придерживался писатель, философ, педагог Л.Н.Толстой. [6,с.20] Краеведение – это форма общественной деятельности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местные жители. Д.С. Лихачев определил: краеведение – «самый массовый вид искусства».

Круг вопросов  краеведения весьма широк: местная природа во всем ее многообразии, народонаселение, историческое прошлое края, хозяйство, фольклор, литература. Отсюда правомерно говорить о направлениях в краеведении, выделять краеведение историческое, географическое, этнографическое, литературное, музыкальное и другое. [6,с.6]

 Изучение музыкального искусства родного края является составной частью общего краеведения. В памятниках искусства раскрывается настоящее и прошлое нашей страны,  отражаются исторические условия и закономерности музыкального развития края и отечественного искусства в целом. [1,с.68] Постижение художественных ценностей края приводит к осознанию единой духовной основы национальной культуры. Музыкальное краеведение способствует развитию творческих и интеллектуальных качеств личности и является активным способом художественного самообразования. Музыкальный краеведческий материал дает не только фактические знания о музыкальной культуре края, но и позволяет научиться собирать, анализировать, систематизировать полученные данные.

Музыкальное краеведение – это изучение музыкальной культуры своего региона. Оно рассматривает истоки народного творчества; изучает традиции, обычаи и особенности, жанры музыкальных произведений и музыкальные инструменты, которые распространены в регионе; знакомит с творчеством  музыкантов: композиторов, исполнителей, пропагандистов-просветителей;  анализирует деятельность музыкальных образовательных учреждений и педагогов-музыкантов; современную культурную среду (фестивальное движение, конкурсы, творческие коллективы)   и ее влияние на подрастающее поколение. Белгородский край богат музыкальными традициями и яркими личностями. Это Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев – хормейстеры, дирижеры; Д.А. Усатов – певец, уроженец г.Алексеевка – педагог выдающегося русского оперного баса  Ф.И. Шаляпина; Е.И. Балабанова – певица частной русской оперы С.И. Мамонтова; А.Н. Чмырев – хормейстер  детского хора, для которого создавали песни А.И. Островский, В.И. Мурадели, О.Б. Фельцман, А.И. Хачатурян, А.Н. Пахмутова и другие композиторы.  

В Старооскольском педагогическом колледже на протяжении последних  десяти лет изучаются и рассматриваются вопросы музыкального краеведения, ведет работу студенческий научно-исследовательский кружок «Музыкальные традиции и инновации Старооскольского края», внедряются краеведческие материалы в ряд учебных дисциплин, разработана программа спецкурса «Музыкальная культура Белгородчины».

 Внедрение музыкального  краеведения в учебные и воспитательные планы средних профессиональных учебных заведениях при подготовки учителей музыки  может  быть представлено следующими формами:
·        Поисковая работа (опыт работы учителей музыки, музыкальных руководителей в ДОУ, руководителей творческих коллективов, изучение творчества композиторов, исполнителей);
·        Тематические концерты с литературоведческими комментариями;
·        Лекции-концерты для общеобразовательных школ и ДОУ;
·        Музыкальные  салоны и гостиные;
·        Проведение тематических классных часов;
·        Руководство педагогической практикой;
·        Работа над индивидуальными студенческими проектами (НИРС, УИРС);
·        Организация и работа научного кружка;
·        Проведение экскурсий;
·        Разработка и внедрение спецкурса или факультатива;
·        Использование музыкального краеведческого материала в учебных дисциплинах.

 

 

Музыкальное  краеведение необходимо будущему учителю музыки, т.к. оно способствует формированию профессиональных навыков, учит рассматривать музыкальную культуру региона в контексте мировой культуры, помогает изучить  историко-культурное наследие, воспитывает личностные качества. Через учителя музыки, его культуру, его компетенции наши дети узнают лучшие традиции и культуру своего края, смогут понять и полюбить свой край, а значит свою малую родину - Белгородчину.

 

Список литературы


1. Даринский, А.В. Краеведение./А.В.Даринский, - М.: 1985 – 112с.

2.Ильин, Н.А. Собр. Соч.: В 10 т. Т.II. Кн. II./Н.А.Ильин, - М.; 1996. С. 592.

3.Исьянова, Л.М.  А.Ф.Лосев: созвучное сокровенному./Л.М.Исьянова// Педагогика,- №5,- 2001.

4. Леонтьев, А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства/А.Н.Леонтьев // Избр. психол. Произв.: в 2 т. – М., 1983. – Т.2. – С.239.

5.Сраджев, В.П. Направленность личности на художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе./В.П. Сраджев,  О.О. Бороздина// Музыка в школе,- №3, -2007.

6. Строев, К.Ф. Краеведение./К.Ф.Строев, - М.: Просвещение, 1974. – 144с.

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход