Фестивальный клапан для пара

Дата: 26 Ноября 2018 Автор: Виктор Верин

Ранее, сталкиваясь с активными участниками множества фестивалей поэзии и авторской песни, мне представлялось, что именно здесь  сохраняется народная культура, что именно здесь  крепнет творческое единство и формируется общественная мораль, основанная на искренности, таланте, бескорыстии и неравнодушии активной части современных авторов, которые в патриотическом порыве готовы сорваться на край света для того, что бы донести до людей свои чувства и мысли. Ведь они так им нужны, необходимы, потому что воспевают любовь, дружбу, преданность, честь, мужество, доброту, красоту, Отечество… Казалось бы, что вот они - новые светочи в мраке наживы. Вот кто противостоит пустой болтовне и сетованию на засилье либеральными тусовками всего официального культурного пространства.  Вот кто сможет, уже объединившись во многотысчные фестивали, сказать громко свое слово и вернуть народу то художественное творчество, ту поэзию, которые отражают его культуру.

 

Но, время показало, что я заблуждался… Практически все фестивали не несут никакого организующего начала, а, скорее, наоборот. Участники их собираются пообщаться друг с другом, распить бутылочку-другую, попеть песен, вручить друг другу дипломы, а если есть у фестиваля бюджет, то с выгодой поделить его и заработать на хлеб насущный.  Этакий клапан для выхлопа пара повседневных проблем.

 

Ни один фестиваль не перерос в  постоянно действующее творческое или общественное движение национального масштаба, которое могло бы отстаивать, продвигать мировоззрение его участников.

 

Ни один фестиваль не стал смотром отечественной поэзии, подводящим итоги за определенный период на всей территории страны и дающим путевку в жизнь новым авторам, выявляя и подтверждая значимость для литературы тех, кто получил всенародное признание, отмечая то творчество, которое действительно популярно у читателей, а не только у коллег по литературной кухне.    

 

Даже на теоретическом уровне, организаторы фестивалей не смогли инициировать  значимых и широко доступных  обсуждений обозначенных на мероприятиях проблем литературного процесса в современных общественных отношениях. Правда, здесь речь не идет о приверженцах доминирования европейских и мировых ценностей над национальными, так называемых , «западниках» или «либералах», которые как раз  через конференции, семинары, различные форумы выходят на создание действенных структур, способных эффективно сотрудничать на любом уровне как с органами власти и местного самоуправления, так и с различными общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, продвигая к массовому потребителю творчество своих авторов, формируя мораль общества в соответствии со своими представлениями о природе человеческой культуры.

 

Когда же речь идет об организаторах и участниках фестивалей «патриотического» толка, вполне достаточно самого процесса, приятного творческого общения, того, что собравшись раз в год, можно выговориться всласть, попеть, попить и почитать стихи…  Найти хотя бы пару часов в месяц, что бы  собраться для выработки какого-то единого мнения по тому либо иному вопросу, что бы сформировать мощное представительство для продвижения своих идей, своего видения современного литературного процесса, как зеркала отечественной культуры, общественной жизни… Что вы, это не для нас. Не барское это дело. Мы уж лучше поплачемся в рубашки друг другу, что проклятые либералы все захватили и нам только «фестивалить» и остается, да концертами разовыми перебиваться, квартирниками всякими и прочее.

 

Да, впрочем, и особого различия между фестивалями уже и не заметно.  Даже если и присутствуют в их названиях слова, которые должны якобы говорить о приверженности их организатовров каким то культурным традициям российским, славянским, советским… То чаще всего, это просто слова, за которыми нет никакого конкретного наполнения, ибо все тот же нейтральный набор тем, все те же, порой, участники.. И убери названия, так и не узнаешь на каком фестивале находишься. Разве что только место да атмосфера дружеской тусовки…

Почему так? Ведь среди авторов, которых условно можно отнести к «почвенникам» и сейчас есть много людей умных, талантливых, энергичных. Ведь даже Союз писателей России, тоже, вроде позиционирует себя как более патриотическим нежели космополитическим.  И возможности для работы у него есть – деньги, какие ни какие, помещения, организация, что главное. Но, видать, и здесь та же беда, что и у фестивальных деятелей – отсутствие единства, нежелание тратить свое время на деятельность, не приносящую никаких результатов здесь и сейчас, нет представления о необходимости работать на перспективу. Нет представления о том, что организаторские свои способности и возможности, помимо проведения концертов и фестивалей, нужно использовать так же и для  того, что бы заставить считаться с собой, заставить работать на себя, в том числе, те структуры и институты, которые обеспечивают деятельность всего механизма управления общественными процессами.

 

Проще говоря, художественное творчество, в частности, литературное творчество, может быть товаром, который продается и создается на потребу покупателю, а может быть тем, что  через образное восприятие формирует у вас представление о прекрасном и ужасном, добром и злом,  справедливом и несправедливом…. И таким образом влияет на человека и человечество.

Только как автору нужны определенные условия, события, впечатления, чтобы у него родился тот либо иной творческий замысел, образ, герой, сюжет, так и для созданных произведений, порой нужны условия, что бы они не затерялись на безграничных просторах интернета и фестивальных мероприятиях, а что бы они дошли до адресного читателя, что бы прозвучали в нужное время и в нужном месте, что бы были изданы, представлены, оформлены, поняты, приняты….

 

Ведь как ни крути, а в основе любого творчества лежит слово. В основе любого дела лежит слово. И даже если вы не произносить это слово вслух, не пишите его на бумаге, оно живет у вас как мысль, как чувство, находясь еще в зародыше.

 

Но, порой, эта мысль, это непроизнесенное слово,  заставляет человека совершать ничем не оправданные поступки, ибо кажется ему, что мысли его самые важные, что он поэтому просто должен быть во главе какого-то объединения, что бы учить, руководить, направлять или самому реализовывать свои творческие идеи, не слушая ничьих советов, не обращая внимания ни на критику, ни на какие-то иные возможности. Да что вы? Какие могут быть совместные усилия? Будет он еще на кого-то тратить свое время? Здесь-то он «уважаемый человек», сам себе – хозяин, главный – одним словом. А кем он будет среди таких же «главных»? Вдруг  кто-то окажется более убедительным? Вот эта боязнь собственной несостоятельности, так же как и мессианство, или непоколебимая уверенность в своей исключительной гениальности, на мой взгляд, к сожалению, весьма и весьма распространены в среде современных авторов. И это тоже одна из причин, которая не позволяет им объединить свои усилия.  

 

И неправда, когда говорят, что всегда так было. Наоборот, посмотрите на золотое время нашей литературы – на 19-20 век.  Наши классики постоянно пытались объединиться не просто, что бы приятно провести время, но что бы издавать журналы, поддерживать начинающих авторов, продвигать свои творческие и общественные идеи. И даже без интернета их слова слышал весь мир. Ибо слова порождают действия, а действия порождают слова. Следовательно, каковы действия ваши, таковы и слова….

А слов-то что-то и не слышно за  пределами  многочисленных  авторских  объединений, проектов, театров, конкурсов, альманахов, фестивалей, форумов,  студий, мастерских, гостиных, салонов, клубов, баров, кафе, академий, университетов, премий, союзов и прочее, и прочее, и прочее….

 

Современные "профессиональные" литераторы и другие "профессиональные" деятели культуры, на мой взгляд, при оценке художественного творчества, все более и более погружаются в мир субъективного восприятия формы, а не содержания, эмоции, а не чувства, интереса, а не идеи... Поэзия в их определении мельчает, рассыпается на виды и подвиды, где прекрасное подменяется толерантностью, возвышенное - напыщенностью, изысканное - безвкусицей и всеядностью, бесстрашие и отвага - хамством и пошлостью и т.д. и т. п. А еще это неудержимое стремление облагодетельствовать кого-то своим дипломом, званием, медалью. Уже на всех не хватает кандидатов в лауреаты... Сколько их этих "поэтов года", "лучших поэтов", "королей поэтов"... Мнение читателя  нынче не в чести. Да редкий теперь это вид человеческий – читатель. Как ему можно доверять? Не лучше ли самим себя оценить? Поэт поэта только и может понять…. Мне кажется. Что подобные разговоры от собственного бессилия. От желания как-то оправдать отсутствие читательского интереса к своему творчеству. Когда-то было время, когда все эти конкурсы и звания рассматривались всего лишь как одна из форм популяризации творчества авторов, как некая игра. Но, похоже, что игра становится реальностью и уже пытается вырабатывать некие критерии литературы. Если есть в наличии административный или денежный ресурс, то, что ж им не распорядиться...

 

Такое положение дел еще и из-за отсутствия должного внимания к отечественной современной литературе со стороны государства.  Ведь только в единой государственной структуре возможно осуществление какого-то всеобъемлющего анализа и практической реализации не разовых творческих проектов, а живого и управляемого процесса постоянного взаимодействия  различных частей общества,  в том числе, в среде писателей и читателей – от раскрепощения, развития и реализации творческого потенциала личности, до совершенствования общественных отношений на основе национальной культуры, в основе которой сострадание, сопереживание, сочувствие, а не коммерческая выгода, тщеславие, формализм.

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (232)

Новинки видео


Другие видео(121)

Новинки аудио

Утро вечера мудренее (стихи А. Овсянникова)
Аудио-архив(105)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход