«Экономика должна быть экономной»

Дата: 11 Марта 2018 Автор: Кириллов Анатолий

Такую оригинальную апофегму сконструировал в свое время любитель длинных речей Леонид Ильич Брежнев. Что вызвало у советской интеллигенции шуточный сарказм. Как это экономика должна быть экономной? Экономика по своей сущности сама по себе подразумевает экономное и рациональное использование производительных и материальных средств и природных ресурсов. Зачем такое удвоение и усиление понятия экономики?
 
Мог ли он предположить, насколько окажется дальновидным, произнося такое бесхитростное изречение. В наше сумбурное время понятие сущности экономики вообще потеряло свой изначальный смысл. Экономика начинается с учета трудозатрат и норм оплаты труда на производимую продукцию. Без этого невозможно судить об эффективности производства и вообще и об экономике как таковой. Без объективного сравнения экономических показателей не может быть поступательного движения. Сущностное понятие эффективности экономики в рыночных условиях было подменено внешними факторами конкуренции и спроса. Подменой натуральной эффективности на выраженную в рублях. Продали выгодно и дорого товар, получили хорошую прибыль, хлопают в ладоши. А где эффективность, выраженная в уменьшении трудозатрат и себестоимости продукции, увеличении производительности труда?
 
Вот эта петля гистерезиса: «экономика должна быть экономной», делает в сознании человека замедление, замещение понятий. То есть сначала нужно осознать, что такое экономика, а потом с политических высот заявить что она (экономика) должна быть экономной. Придавая себе политическую значимость и первоисточник экономического развития.
 
Такое действо «петли гистерезиса» действует и поныне. Обширный фон современных информационных систем затуманил причину истинных мотивов экономических преобразований от простейших понятийных смыслов к более насыщенным и многообразным. Действительно, когда малограмотность, голод, холод и пр. ставят перед экономикой очевидно рассудочные задачи с очевидно причинно обусловленными связями на первое место выходит политическая воля управляющей парадигмы управления. Несмотря на различные внутренние катаклизмы и воздействие внешних факторов на принятую политико-экономическую систему, она успешно развивается и движется вперед.
 
По мере решения прямых очевидных задач развития экономики страны, когда решены задачи достаточного материального благополучия общества, действующая политико-экономическая система приходит в состояние неопределенности. Материальные потребности общества с развитием новых технических средств  могут расти до бесконечности. С другой стороны – пропал доминирующий побудительный мотив к материальному обеспечению – голод, бедность и пр. Современный человек имеет достаточное минимальное количество произведенных продуктов питания и технических средств, чтобы можно было существовать в прямом смысле. Выщелочились практические побудительные мотивы развития производства. На первый план вышло субъективное понятие «благополучия», связанное с психологией восприятия и приобретенными привычками и стереотипами потребления.
 
Политическая воля в управлении экономикой потеряла утратившую актуальность идеологическую основу и начала продуцировать новые идеи из внешней необходимости и имитировать деятельность. То есть необходимость возникает не из практики и хозяйственной деятельности, а делает петлю гистерезиса. Политическая воля должна осознать «нужность» и только затем согласно опять же в большей степени политическим потребностям (а иначе не может быть, когда политика первична) спустить «нужность» на нижние этажи управления и реализации. Идет замедление и рассеивание энергетического потенциала общества на необходимые преобразования.
 
Для того, чтобы политика исходила из экономики, она должна опираться на экономику не с помощью формальных показателей, а на реальные цифры валового объема производства. Здесь просматривается небольшая хитрость. Чтобы владеть такими показателями, нужны соответствующие органы управления с людьми, разбирающимися в вопросах экономики. Но в условиях, когда политика стала первопричиной экономических преобразований, карьерный путь  непосредственных хозяйствующих исполнителей на политический олимп  перекрыт созданными бюрократическими барьерами. Исполнительная власть превращается в некий политический инструмент, а не хозяйствующий элемент управления.
 
В далеком 1968 году на кафедре политической политэкономии Московского горного института нам читал лекции доцент Либерман. На одной из лекций он начертил мелом на доске оси декартовых  координат. И с воодушевленной обреченностью сказал:
– Запомните в нашей стране, вы как специалисты, в своем карьерном росте сможете двигаться только по оси ординат, поднимаясь по должностным ступенькам наверх.
 На горизонтальной оси абсцисс он поставил мелом жирный крест.
– Вы никогда не сможете двигаться горизонтально, и, повышая свой профессиональный уровень стать значимой фигурой на производстве. Эта дорога для вас закрыта…
 
Для молодых студентов смысл сказанного был не совсем понятен, и воспринялся как красивая преамбула для привлечения внимания студентов. Вообще он читал лекции интересно. Приводил много примеров из личной практики.  Через некоторое время он с кафедры исчез. Прошел слух, что его рассчитали…
 
Смысл сказанного доцентом был осознан позже, когда стало понятно, что специалист, совершенствуя свой профессиональный уровень, не может стать значимой фигурой и влиять на политические процессы. Не может занять место политического управляющего элемента, каких бы высоких результатов не добился в своей деятельности. И это не просто логическая цепочка, построенная виртуальным анализом, а суровая обыденность. Обыденность, которая превратилась в тормоз движения для успешного и талантливого практического деятеля.
 
Причины банально просты. Как только руководитель имеющий опыт хозяйственной работы попадает на политический олимп, он начинает просчитывать возможные варианты реальных практических действий, учитывать денежные затраты исходя из опыта, а не эфемерных  благих намерений. Тем самым он становится опасным для сложившегося бюрократического аппарата, существующего и жирующего за счет формальной, показной работы.
 
Примеров  множество. В свое время в Москве под давлением общественности предложили сократить количество разрешенных мигалок, устанавливаемых на авто. Ставили мигалки, кому не лень. Демократия! По решению правительства количество разрешенных  было ограничено до тысячи. Чисто бюрократическое решение, без всякой практической  осознанности.
 
Понятно что «мигалки» устанавливаются на спецтранспорт и правительственные машины соответствующего уровня. Рассуждая логически, нужно утвердить регламент, положение, определяющее круг должностных лиц, имеющих право на установку на авто спецсигналов. А сколько их будет, решит практика. Но этого не происходит. Значит, будут давать разрешения по чьему-то наитию: «Вот одним можно, а другим нельзя». И никто из власти не покраснеет, не постыдится за такие публичные решения и фейки. И тут же будут вести разговоры о борьбе с коррупцией…
 
И так во всем. Напрочь отсутствует практическая логика хозяйствования. Будь то сокращение штатов чиновников на 20%, борьба с коррупцией, инвестиции, приватизация, импортозамещение и пр. Политический стиль руководства не вникает в существо внутренних экономических проблем. Потребности хозяйственных решений возникают в процессе деятельности, а не в русле формально декларируемых установок.
 
Как-то в средине 1990-х наш завод посетил американский миллиардер. Хотел выкупить все производство.  У него 20 заводов и он занимается бизнесом.  Мотается по белу свету. Приехал один на своей машине без личного водителя и охраны. Конечно, личный водитель и охранник у него есть. Их он оставил в гостинице отдыхать после длительной поездки. В США у него большая 5-ти комнатная квартира. Никаких коттеджей. Ему просто некогда ими заниматься. Он увлечен организацией производств  различных видов новой продукции. Встретили его как обычно с шампанским, посадили из цеха красивую «секретаршу» и пр.
 
Зная наши порядки, – он засмеялся над нашей убогостью и сразу попросил провести его на заводскую территорию. Профессионально осмотрел цеха, наличие кранов и средств механизации. Технологическое  оборудование для него не проблема. Завезет любое. Попросил общий план расположения завода и детально ознакомился с ним.  Оказалось у нас нет своих прямых подъездных  ж/д путей. Сообщение идет через узловую станцию. Затем отцепленные вагоны скопом перегоняются на соседний завод. Там сортируются и только потом попадают к нам. При погрузке в вагоны продукции много времени отнимает оформление погрузочных документов на раскрепление грузов. Поскольку станция не своя, нужно вызывать станционного смотрителя, который не всегда бывает свободен и пр…
 
Мала площадь складских помещений и склада металла. Пробежался по АБК. Мы стояли на лестничной площадке и курили. Он посмотрел на нас как на дикарей. Затем зашел в кабинет к генеральному директору и объявил свое решение – отказ от покупки. Основной довод – не устраивали площади складских помещений и подъездные  ж/д пути. На все у него ушло около трех часов. Ни каких менеджеров, советов директоров и прочей бюрократической волокиты. Это очень дорого для делового предпринимателя: «Экономика должна быть экономной». Сел в машину и без всяких почестей уехал.
 
Довелось наяву оценить его практическое видение производства. Транспортировка и лишняя перевалка грузов при неудачной схеме может в разы превышать себестоимость продукции. И он это сразу детально просчитал. Трудно себе представить  в такой роли кого-то из наших «олигархов»  и «бизнесменов», а тем более «политиков». Скромных, деловых и не праздных мещан по своей идеологии.
 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1421)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход