В Московском областном театре кукол прошел VII Международный фестиваль «Театр кукол – без границ».
В программу вошли спектакли для детей со всей страны и эскизы по результатам лаборатории драматургов.
У фестиваля «Театр кукол – без границ» интересная судьба. Впервые Московский областной театр кукол провел его еще в СССР в 1989 году. Это был международный фестиваль, колесивший с гастролями по России, Польше и Финляндии. В последующие годы прошло еще две разъездных сессии, охвативших в том числе США и Египет, а после распада Союза фестиваль на долгие годы замолчал.
Возродился «Театр кукол – без границ» спустя 25 лет, к 80-летнему юбилею МОГТКв несколько измененном формате. Теперь основная задача организаторов – собрать в столице лучшие спектакли для детей всех возрастов из разных регионов России, а гастрольный акцент сделать на Московской области.
География фестиваля
В этот раз отправились в подмосковный Дмитров – город встречал фестиваль оркестром и устроил гостям настоящий праздник.
В Кремле Московский театр кукол показал «Снежную королеву» Майи Краснопольской, изобретательную бумажную историю в стиле домашнего театра, которая создается на глазах у зала.
В местном ДК зрители увидели «Слона» Белгородского театра кукол, яркий и трогательный спектакль с цирковыми трюками в постановке Петра Васильева.
Программа для московских зрителей оказалась ожидаемо шире как по географии, так и по возрастной категории.
На столичные гастроли пригласили Большой театр кукол из Петербурга с моноспектаклем «Жизнь» по Андрею Платонову, Ивановский областной театр кукол показал "Ладушки-ладушки" для самых маленьких,
а Челябинский театр им. В. Вольховского спектакль-страшилку "Гуси-лебеди".
Из московских театров помимо упомянутого МТК, в программу фестиваля также вошел спектакль Детского камерного театра кукол: на своей сцене он показал «Кентервильское привидение» Валерия Баджи.
на фото: Актриса Московского Детского Камерного театра кукол Ольга Шабалова
Принимающий же Московский областной сыграл «Сказку о золотом петушке» в постановке Дениса Казачука и «Ревизора» Карена Нерсисяна для детей постарше.
Кстати, специальными гостями фестиваля стали куклы первой постановки «Ревизора» в МОГТК, которым в 1933 году открылся театр. На четыре дня Хлестаков и городничий покинули запасники музея Тетра кукол им. С. Образцова и поселились в витрине родного театра по соседству с потомками.
Новая драма для театра кукол
Однако смотром уже признанных работ программа не ограничивается. Основная фишка обновленного фестиваля – творческая лаборатория «Маленькая драма», проходящая уже во второй раз. Новое время требует новой драматургии, недостаток которой остро чувствуется в образном и метафоричном мире театра кукол. В задачи проекта входит привлечение в театр кукол драматургов, создание новых пьес и инициирование их постановок. Кстати, первая лаборатория успешно справилась со всеми пунктами.
Лаборатории предшествовала драматургическая мастерская Михаила Бартенева, ее участниками стали современные драматурги из разных городов, пьесы которых ставятся в театрах России и не только. Итогом их работы стали четыре оригинальные пьесы для театра кукол: «Мой папа – Дед Мороз» Марии Огневой, «Жизнь» Юлии Тупикиной, «Мойры Петроградского района» Константина Федорова, «Эммануил» Анастасии Букреевой и Антона Барышникова.
По каждой из них приглашенные режиссеры сделали фестивальные эскизы. Такая постановка – важная проверка для автора пьесы, шанс посмотреть на текст со стороны, определить, насколько органично он смотрится в нетерпящем избыточности театре кукол. Каждый эскиз после показа был подробно разобран аналитической группой в составе критиков Павла Руднева, Алексея Гончаренко и драматурга Михаила Бартенева.
на фото: мастер-класс
Пьеса в действии
В этом году основной упор был сделан на пьесы для детей постарше. Это особенно важно, учитывая, что репертуар театров кукол редко может похвастаться разнообразием спектаклей категории 8+ или 12+.
Открыла лабораторные показы «Жизнь» Юлии Тупикиной в постановке Александры Ловянниковой. Подростковая история, где многообразие форм жизни и теорий ее зарождения сталкивается со стереотипным и однобоким представлением родителей о взрослении ребенка. Часто закрытые для обсуждения темы самоопределения и внешнего давления подаются в эскизе через знакомые образы комиксов. Демиурги-взрослые в прямом эфире создают на бумаге динамичный мир, в котором сосуществуют главный герой, мамонты, носки и хоккей. Формат анимации рисунков раскрывает и дополняет насыщенный и подробный текст пьесы, во всех смыслах оживляя его.
Драматург и режиссер явно смотрят в одном направлении – такой театр не идет на поводу у ребенка, но предлагает прожить волнующие ситуации. Он не дает готовых ответов, но обозначает неуютные вопросы. Это не театр-развлечение, но он говорит с детьми на знакомом и понятном языке, втягивая их в диалог с увиденным.
Пьеса Константина Федорова «Мойры Петроградского района» получилась насквозь кукольной. Затронутая тема зависимости и свободы приобретает особую интонацию, учитывая, что от каждого персонажа тянутся нити, сходятся в руках мойр, путаются и рвутся, а манипулируемый герой вдруг получает власть манипулятора. А кто управляет человеком, над которым вьется нить судьбы, как не кукловод? В эскизе Дмитрия Богданова эффект оппозиции творца и человека создается игрой масштабов: мойры в живом плане нависают над ширмой, где копошатся мелкие, однотипные и зависимые куклы. Именно эту пьесу взял в работу Московский областной, поручив постановку Александре Ловянниковой. Премьеру обещают ближе к зиме.
на фото: Заслуженная артистка России Людмила Мартьянова среди участников фестиваля
Лекционные откровения
Образовательный блок фестиваля представил премьеру лекции Павла Руднева «Театр как сновидение». В своем исследовании театровед обратился к работам Мераба Мамардашвили, Антонена Арто, Максимилиана Волошина, исследующим сновидческую природу театра.
Интересно представление Павла Флоренского о современном ему театральном процессе. Философ отмечал, что театр не может рассказать о божественном мире, поскольку человекоподобен, погряз в материи, пропитан человеческим существом.Точка измерения театра – человек, который не способен масштабироваться, поэтому театр не в силах показать величие трансценденции.
В небольшом предисловии к книге Н. Я. Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника» Флоренский размышляет о театре кукол и в нем находит необходимую ему безграничность. В частности, отмечает, что именно театр кукол имеет возможность преодолеть зависимость от материальности человека, поскольку может масштабировать человеческую природу. Он способен отказаться от рациональности и сломать зависимость от телесности.