Распределение работ и распорядок дня у крестьян Курской губернии

Дата: 18 Августа 2016 Автор: Мухина З.З., Пивоварова Л.Н.

Из монографии "Курские крестьяне в пореформенной России
(вторая половина XIX – начало ХХ века)" 
 http://goo.gl/8OngyE   купить книгу можно здесь


Всю свою жизнь русский крестьянин проводил в труде, который тесно смыкался с народной хозяйственной культурой. Крестьянская жизнь была упорядоченной и единой: труд, отдых, будни, праздники были закономерны и естественны в своей очередности.

Будние дни мало чем отличались друг от друга. Распорядок трудового дня в семье определялся вечером  предыдущего дня.

Весной и летом трудоспособные члены семьи большую часть времени проводили в поле, лугах, огородах. В этот период взрослые вставали очень рано, стараясь использовать как можно полнее световой день и более удобное для выполнения тяжелых работ утреннее время. Раньше всех (в 3–4 часа) поднимались женщины, на которых лежала обязанность растопки печи, приготовления пищи. Затем, около 5 часов, вставали остальные члены семьи, за исключением детей, которым разрешалось поспать подольше. Сразу же после подъема все взрослые члены семьи умывались, молились, завтракали и принимались за работу.

В период напряженных сельскохозяйственных работ обедали прямо в поле. Обедали обычно в 12 часов (в полдень). Обед в поле приносили дети или кто–либо из женщин. В тех случаях, когда дома никто не оставался, еду брали с собой. В 5–6 часов вечера «полдничали». Ужинали («вечеряли») в 8–9 часов вечера. Летом в страдное время ужинали позже, после окончания работы.
Характер будущих занятий и загрузка каждого члена крестьянской семьи были строго ориентированы на естественное половозрастное разделение труда между мужчинами и женщинами, с одной стороны, и лицами разных возрастных категорий – с другой.

Мужскими считались работы в поле и лесу (заготовка дров, строительного материала), женскими – домашние работы, уход за скотом, некоторые полевые занятия, а также домашние ремесла (ткачество, прядение, шитье, вышивка, плетение кружев). Дети привлекались к выполнению как  хозяйственных, так и домашних работ (подробно об этом представлен материал в III главе данной книги).

 Основные полевые работы начинались ранней весной и продолжались до поздней осени. Мужчины выполняли почти все полевые работы: пахали, жали, косили, удобряли поля и т. д. Кроме того, они должны были ухаживать за лошадьми, заниматься строительством и ремонтировать постройки, инвентарь, заготовлять дрова и т. п. «После тяжких летних занятий, – пишет А. Дмитрюков, – они в это время [зимой – З.М.] обмолачивают хлеб, возят оный в Черниговскую, Орловскую и другие губернии, где только есть значительные цены; делают сани (называемые здесь: дровни), колеса, самопрядки, плетут лапти, и нанимаются в извоз, во все места в России, и даже за границей».

Каких-либо существенных различий в распределении работ между взрослыми мужчинами одной семьи не было. Они выполнялись по указанию главы семьи, который учитывал нужды хозяйства и индивидуальные особенности работника. Но трудовая нагрузка у мужчин, по сравнению с женщинами, в течение недели распределялась более или менее равномерно. «Деление работ по принципу только мужские или женские – пишет В.Ю. Лещенко, – ограждалось от нарушений и сохранялось предписаниями, основанными на взглядах о ритуальной нечистоте и греховности женщин. Одно присутствие женщины при выполнении ряда земледельческих работ способно погубить будущий урожай».

Выполнять мужчине, даже мальчику, женскую работу по дому считалось зазорным. Жители села в повседневной жизни старались придерживаться этих неписаных правил из-за боязни осуждения и насмешек со стороны односельчан. Нарушение этих правил допускалось лишь для холостяков и вдовцов.

Материалы исследований показывают, что в крестьянской семье, в отличие от мужчин, женский труд мало ценился, хотя роль женщины в крестьянском хозяйстве второй половины XIX в. оставалась существенной. На долю женщины приходились наиболее тяжелые и трудоемкие работы по домашнему хозяйству: распределение и ведение домашних работ, приготовление пищи, обработка и заготовка сельскохозяйственных продуктов как для повседневного употребления, так и впрок, уход за скотом и птицей, доение коров, огородничество, содержание жилища и т.д.
В летнее время крестьянки принимали участие и в полевых работах: в заготовке корма для скота, в уборке урожая, молотьбе, в обработке льна и конопли и других работах.
Корреспондент Этнографического бюро сообщает, что летом во время тридцатиградусной жары «хорошая рабочая баба может нажать пять копён и навязать десять копён хлеба в продолжение дня. (В каждой копне по 52 снопа. — Прим. корр.)  В тех местах, «где имелись конопляники или посевы льна, в их обязанности входили уборка, вымочка, сушка и другие операции, необходимые для производства пеньки и сукна». Весной и осенью крестьянки «стригут овец».

После окончания работ в поле, женщины, вернувшись домой, выполняли все необходимые ежедневные работы по хозяйству и дому (дойка коров, кормление скота, подноска воды и т. п.).
Девушки должны были следить за чистотой в доме, помогать матери и невесткам по дому (подметать пол в комнате, убираться, ставить самовар), за исключением приготовления пищи и выпечки хлебов, которыми занимались в семье другие женщины. Девушка-невеста к этому времени должна была усвоить все обязанности замужней женщины и приобрести необходимые для этого трудовые навыки, овладеть опытом матери в отношении ведения домашнего хозяйства. Одной из основных обязанностей незамужних девушек было приготовление приданого: нужно было прясть, ткать, шить и вышивать. Им необходимо было подготовить много подарков для раздачи во время свадьбы родственникам жениха, а также своим родным. Невеста, не имевшая положенного по традиции приданого, считалась лентяйкой.

К выполнению работ по дому и хозяйству привлекались и старики. Они выполняли подсобные работы во дворе и доме, были помощниками женщин. Обычно старуха присматривала за детьми, качала люльку с младенцем, кормила цыплят и домашнюю птицу, приглядывала за печкой, а старик был постоянным сторожем в доме, присматривал за лошадьми, иногда правил борону и плел лапти детям. Так, корреспондент Этнографического бюро из Курской губернии сообщает: «По большей же части старики, старухи, достигнув пятидесятилетнего возраста, считают вправе устранить себя от тяжелой работы, если есть кому заменить их в семье. Старуха, удалившись таким образом от дел, хозяйничает дома: топит печку, метёт пол, доит коров, смотрит за детьми, а в долгие зимние вечера прядет красна (Красна это полотно, которое ткут на ткацком стане, длинною в 70 локоть Прим. корр.. Старики и старухи работали в доме пока хватало сил.
 
Участь неизлечимо больных и дряхлых стариков была незавидной, особенно летом. В такую пору их оставляли на печи с краюхой хлеба и кружкой воды до вечера. «Есть старик, так бы убил, а нет старика, так бы купил» , – говорилось в народной пословице

Следует отметить, что четкое распределение работ в основном соблюдалось в больших семьях. В малых семьях муж, жена и дочь нередко подменяли друг друга: девушки при необходимости косили, молотили, пахали.

Некоторые виды работ выполняли все члены семьи вместе. Так, обычно вывозили на паровые поля навоз, накопленный в крестьянских дворах: мужчины «наметывали» навоз на телеги, дети отвозили их на лошадях на поля, там женщины сгребали его с телег железными крюками и раскидывали вилами по полоскам поля. Мужчины «заваливали» навоз, повторно распахивая свой надельный участок. Коллективными были работы и на сенокосе. Разделение труда между мужчинами и женщинами нашло отражение в народных пословицах: «От хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки дымом», «Жена пряди рубашки, а муж тяни гуж» и др.

Осенью и зимой характер трудовой деятельности членов семьи менялся. Большинство мужских работ было сосредоточено около дома (молотьба, обработка зерна, подвоз корма для скотины и т. д.). Исключение составляли только те виды работ, которые были связаны с заготовкой или подвозом дров, извозом и другими работами на стороне.
Это накладывало определенный отпечаток на распорядок дня крестьянских семей. Распорядок дня в крестьянских семьях Европейской части России, включая Курскую губернию, был почти одинаковым.

В осенне-зимний период женщины все свободное время занимались домашними работами. Наиболее тяжелым днем у женщин была суббота. В этот день топили баню или мылись в печи, убирали помещение, стирали и т. п.

В осенне-зимний период в связи с сокращением  продолжительности дня подъем, завтрак и начало трудового дня смещались по сравнению с летом часа на три: время обеда оставалось неизменным, а ужинали значительно раньше, в 6-7 часов. После ужина дети и старики обычно ложились спать. Перед сном любимым занятием детей было слушать сказки, которые им рассказывали старики.

Трудоспособные члены семьи после ужина занимались различными работами, которые, как правило, продолжались до полуночи. Мужчины в это время ремонтировали сбрую, инвентарь, изготовляли посуду. В их обязанность входило также обеспечение всех членов семьи верхней одеждой. Каждый мужик в селе обладал навыками плотницкого, слесарного, гончарного, скорняжного ремесел. И только для изготовления сложных деталей, осуществления работ, требующих профессионального мастерства, он обращался к сельским умельцам: кузнецу, печнику и т. п.

Кроме обычных работ по дому и хозяйству каждая замужняя женщина должна была еще работать на свою семью, одевать своего мужа и детей. Иногда им приходилось «одевать свекра или неженатого деверя или какого-нибудь другого члена семьи из холостых». Они также должны были заготовлять для всей семьи нижнюю одежду. Женщины в вечернее время пряли, ткали, шили или вязали на потребности своей семьи. Женщины часто собирались вместе на «попрядухи», чтобы было легче выполнять бесконечно однообразную работу. Надо иметь ввиду, что процесс ткачества требовал от крестьянки огромных физических сил. «Прилежные крестьянки» в среднем за три зимних месяца ткали от 50 до 80 аршин холста (т.е. от 36 до 57,6 м). Обычно на изготовление рубахи уходило не меньше, а иногда и больше месяца.

Девушки проводили длинные, осенние вечера на посиделках, где они совмещали свои работы с играми, песнями, танцами.
Несмотря на то, что зимой и осенью в распорядке дня не было той напряженности, какая отмечалась летом, трудовая нагрузка членов семьи была весьма значительной. Многочисленные обязанности заполняли весь день.

Распорядок дня в крестьянской семье менялся в предпраздничные и праздничные дни. Объем работ у всех членов семьи увеличивался: необходимо было вымыть избу, приготовить пищу, закончить необходимую работу, так как в праздничные дни и воскресенье работать запрещалось.

Материалы исследования показывают, что повседневная хозяйственная жизнь крестьян Курской губернии была ритмичной, распределение работ и распорядок дня в семьях не отличались  от повседневной жизни крестьян других губерний России, основным занятием которых являлось земледелие.

 



См.: Булгаков Г.И. Указ. соч. С. 105.

См.: Ефименко А.Я. исследования… С. 79.

См.: Булгаков Г.И. Указ. раб. С. 104; АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 32. Л. 38.

См.: Лещенко В.Ю. Русская семья (ХI – ХХ вв.) СПб., 2004. С. 415; АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 352. Л. 11; Д. 100. Л. 20–21.

Дмитрюков А. Указ. соч. С. 269.

Лещенко В.Ю. Указ. соч. С. 422.

См.: АРЭМ. Ф. 7. Оп. 2. Д. 1276. Л. 13–14.

См.: АРГО. Р. 19. Оп.1. Д. 23. Л. 5; Машкин А.С. Указ. соч. С. 100-101.

РКЖБН. Т. 6. С. 30.

АРЭМ. Ф. 7. Оп. 2. Д. 1088. Л. 12.

Булгаков Г.И. Указ. соч. С.106.

См.: ГАКО. Ф. 68. Оп. 11. Д. 44. Л. 4.

Краеведческие записки. Вып. 2. Курск, 1963. С. 180.

РКЖБН. Т. 6. С. 30.

Народные судебные обычаи по указаниям судебной практики // Сборник народных юридических обычаев / Под ред. С.В. Пахмана. Т. 2. СПб., 1900. С. 317.

См.: Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. СПб., 2005. С. 191.

См.: Лещенко В.Ю. Указ. соч. С. 416.

Даль В.И. Пословицы...  Т. 1. С. 290.

АРЭМ. Ф. 7. Оп. 2. Д. 439. Л. 1; Д. 446. Л. 1.

Ефименко А.Я. Исследования… С. 79; Энгельгардт А. Указ. соч. С. 197.

Там же. С. 79-80.

См: АРЭМ. Ф. 7. Оп. 2. Д. 451. Л. 3.

Зотова И.П. Ремесла и костюм // Прекрасна ты, моя сторонка… / Народные традиции села Подольхи Прохоровского района: сборник статей и материалов. Белгород, 2004. С. 33.

Милов Л.М. Великорусский пахарь… С. 352.

Зотова И.П. Указ. соч. С. 33.

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(83)

Новинки аудио

Our hands have met Tomas Hood. Музыка и исполнение Ольги Слободкиной-von Brömssen
Аудио-архив(97)

Альманах КЛАД Газета  Русская ярмарка талантов
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход