Гоголь жив! Он шлёт нам представление по мотивам второго тома бессмертных«Мертвых душ», подтверждая классический булгаковский тезис: «Рукописи не горят»!
Спектакль Петербургского Театра Драмы и Трагикомедии «АРТЕЛЬ-СПб» (режиссёр и художественный руководитель театра Максим Фёдорович Веселов) представляет на собственной сцене (Санкт-Петербург, пер. Ковенский, д. 16) спектакль «Мертвые души. Том второй». Автор Н.В. Гоголь. Литературный реставратор Ю.А. Авакян. Автор инсценировки и постановщик Максим Веселов. Хореограф Александра Стрекаловская. Художник-постановщик Елена Павина.
Представленное на сцене театра драматическое произведение содержит пять отрывков – иллюстраций из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души. Том второй",воссозданных Ю.А. Авакяном 170 лет спустя. Спектакль или, если выразиться точнее – показы «иллюстраций к книге», сопровождается режиссерскими ремарками-спитчами-эссе,которыми М.Ф. Веселов предваряет и сопровождает ход действия пьесы.
Режиссер М.Ф. Веселов
Ремарки-эссе поясняют зрителю процесс восстановления-воссоздания второго тома Мертвых душ, рассматривают версии – зачем и при каких обстоятельствах Гоголем была произведена попытка сожжения произведения. В этих мини-трактатах спикера даже раскрывается очевидная тайна – что именно писатель попытался предать огню, и, наконец, утверждается вывод: автор никогда не уничтожит свое произведение… окончательно. В отрывке – иллюстрации № 1 зритель знакомится с персонажами: помещиком Тентетниковым(актер Кирилл Липатов) и бывшим чиновником,Павлом Ивановичем Чичиковым (актер Степан Киянов).
Актёр Кирилл Липатов в роли Тентетникова
Кирилл Липатов познакомил зрителя с нерадивым барином Тентетниковым, болезненно мечтательным, не способным на реальные действия. Комично-выразительная игра актера показала образ помещика - «коптителя неба», существа «не то доброго, не то дурного», но, персонажа – явно вызывающего симпатии зрителя хотя бы своею добротою, открытостью и чистосердечием. Степан Киянов мастерски раскрыл образ главного героя Павла Ивановича Чичикова, щегольски одетого, который после дальней и пыльной дороги умудряется выглядеть, как будто только что от портного и цирюльника.
Актер Степан Киянов в роли Павла Ивановича Чичикова
Наблюдая за игрой Степана Киянова, внимательный зритель удивляется, как искусно актер вжился в основной мотив всех действий и поступков своего персонажа Чичикова, осознал их двигательную пружину, его неодолимую страсть - стремление разбогатеть. Актер, играя образ Чичикова, достоверно показал повадки и поведение махинатора 19 века, позволил зрителю ощутить дух эпохи. Степан Киянов настоящий мастер. В каждом спектакле он всегда другой. Это очень сложно. Неудивительно, что зрительвсегда ждет, чем актер его порадует и удивит в очередной раз. В последующих отрывках – иллюстрациях зритель знакомится с помещиком Хлобуевым (Кирилл Липатов) и его женой Хлобуевой (актриса Вероника Гладышева).
Вероника Гладышева в роли Хлобуевой
«Хлобуева была хоть куда: в Москве не ударила бы лицом в грязь. Платье на ней было со вкусом, по моде. Говорить любила больше о городе, да о театре, который там завелся. По всему было видно, что деревню она любила еще меньше чем муж...», - так Гоголь описывает образ своей героини. А каков этот персонаж у Вероники Гладышевой? У зрителя не всегда получается смотреть на игру актера и верить в происходящее. Однако у настоящего актера все иначе. Жесты, позы, вербальные и невербальные способы подачи себя в игре Вероники Гладышевой позволяют поверить в образ Хлобуевой. Актриса «погрузилась в роль» и максимально сжилась со своим персонажем. Такая работа требует мастерства, опыта и внутренней работы над собой. Все это присутствует в превосходной актерской игре Вероники Гладышевой. Непростую задачу накормить на сцене Павла Ивановича Чичикова с блеском выполнила актриса Дарина Калияева (персонаж помещицы-гедонистки Полины Петровны Петух).
Создавалось впечатление, что актриса достигла цели выполнения этой сценической задачи подсознательно, еще до выхода на сцену и Чичиков (актер Степан Киянов) был «накормлен» на сценической площадке импровизационно – в зависимости от возникающих на сцене сиюминутных случайностей. Но, есть в театре правило: «Любая импровизация должна быть хорошо отрепетирована». И, когда вся сцена (комедийная!) отыграна актрисой на одном дыхании, в манере лёгкой импровизации, понимаешь – какой огромный репетиционный процесс стоит за этой лёгкостью.
Дарина Калияевав роли Полины Петровны Петух
Дарина Калиляева реализовала основное комедийное правило: если актер верит в ситуацию которую играет, то смех придет. Смех пришел, даже хохот. Актриса выполнила задачу. Аплодисменты зрителей, тому подтверждение.
Александр Ордин в роли Афанасия Васильевича Муразова
Актер Александр Ордин сыграл в спектакле роль своеобразного весьма положительного персонажа – выходца из крестьян, а ныне миллионера Афанасия Васильевича Муразова. Своей игрой актер проявил понимание обстоятельств, в которых существует сценический персонаж, проявил логику поведения и возраст его героя. Показал зрителю образ обстоятельного, всеведущего и абсолютно справедливого помещика-«старосты» Афанасия Васильевича. Вот она – надежда и опора страны по мнению Автора и тем трагичнее, что опора эта – старик, а замены уходящему надёжному поколению невидно… Крестьянская смекалка персонажа крепостного Семена в исполнении актера Ярослава Ткачука изрядно повеселила зрителя. Актер показал в образе Семена всю суть крестьянского мировоззрения при общении с барином. Вся палитра красок народной хитрости, смеси простоты и вопиющего невежества, доброты и открытости – раскрасили и украсили образ, который в итоге получился и забавным, и достоверным.
Ярослав Ткачук в роли Семёна
Особой оценки требует игра самой юной актрисы Олеси Веселовой (персонажи: крестьянская девочка Прасковья, дочь помещиков Хлобуевых, бесенок). В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он стремится воспроизвести литературные сюжеты, проявить творчество, получить яркие художественные впечатления, получить необходимый актерский опыт и умения. Эти желания и их реализация замечательно проявляются в игре молодой актрисы. Несмотря на свой юный возраст, она уже, без сомнения, профессионал. Играемые ею персонажи достоверны.Пластико-хареографический образ «бесенка» в исполнении Олеси Веселовой мистически дополняет общее впечатление сценического действа.
Ярослав Ткачук (Семён), Степан Киянов (Чичиков) и Олеся Веселова (Прасковья, Бесенок)
Режиссер спектакля и автор инсценировки М.Ф.Веселов сам сыграл на сцене двух персонажей: Архимандрита и Губернатора. Включившись в актерский процесс, М.Ф. Веселов направил его к определенной цели в соответствии с идейно-художественным замыслом произведения и спектакля. Следуя поговорке «Плох тот генерал, что не умеет стрелять», можно метафорически выразиться, что мы увидели в работе «генерала-снайпера». Слёзы сострадания на глазах Архимадрита, благословляющего Чичикова с бесом на плечах… и этот низкий дрожащий голос: «Не горюй, деточка. Иди путём тебе предначертанным и помни, что ничего в этом мире не происходит без соизволения Господа нашего. И чем сильнее болит твоё сердце, тем лучше – так ты научишься любить людей, деточка, и они научатся любить тебя…»
М.Ф.Веселов (архимандрит), Степан Киянов (Чичиков), Олеся Веселова (Бесенок)
Финальная речь Губернатора, саднящая сердце и будоражащая разум, просто не поддаётся описанию. Мысль Гоголя, обращённая к соотечественникам более 170 лет назад, разрывает время и звучит сегодняшней трагедией России. Автор – гений и прикоснуться к воскресшему творению гения – великая радость и честь.
М.Ф.Веселов (речь Губернатора). Слева направо: Д.Калияева, К.Липатов, Я.Ткачук, А.Ордин, В.Гладышева и О.Веселова.
Каким получился спектакль? Мало сказать что интересным. Это спектакль – размышление. Зритель не только позабавился на комедийных историях и задумался о вечном и пути нашей страны в этой вечности, он прочувствовал дух замечательного произведения, возродившегося в наше время как «Феникс из пепла». Очевидно, что сенсация возвращения из огня – состоялась. В отрывках - иллюстрациях спектакля зритель с удовольствием увидел оттенки русского быта и глубины русских характеров, комичные и трагичные эпизоды общественной жизни гоголевских времен, которые словно и не уходили с нашего двора по сей день. Аплодисменты артистам долго звучали в зале как награда за блестяще сыгранные роли в незаурядной постановке по мотивам поэмы Великого классика.
В заключение хочется добавить такую мысль. Мы с Вами горько переживали уход Евгения Евстигнеева, Сергея Юрского, Евгения Леонова и других, кому вослед шептали: «Уходит эпоха!..» Друзья, нет, эпоха замечательных актёров, колоссальной сценарной и режиссёрской работы – не покинула нас. Она просто выпала из фокуса коммерческих масс-медиа. Она продолжается здесь и сейчас, хотя бы вот и на подмостках уникального Театра Драмы и Трагикомедии «АРТЕЛЬ-СПб» в нашем славном городе Санкт-Петербурге. Всё в порядке, и Гоголь – жив, и культура – жива.