Старый фильм да на новый лад?

Дата: 30 Января 2023 Автор: Виктор Верин

Я стал смотреть фильм «Бессмертные» (2021), не зная еще о чем он и кто его постановщик, исключительно из-за того, что увидел в каком-то рекламном материале в интернете то, что в главных ролях задействованы Сергей Пускепалис, Юрий Стоянов, Фёдор Добронравов, Роман Мадянов. Интересные актеры… Но, уже спустя несколько минут после начала просмотра, во мне возникла борьба желаний – продолжить наблюдать за игрой актеров или выключить смартфон, попытавшись загасить раздражение, вызванное неуместной попыткой пересказа сюжета фильма «Белорусский вокзал» (1970, реж. А. Смирнов) на новый лад, перенеся события в наше время, заменив ветеранов Великой Отечественной войны ветеранами афганской. Досмотрел. Раздражение только усилилось.


 

Кто и зачем это делает? Режиссер Тигран Кеосаян, известный по «сатирической» телепрограмме «Международная пилорама». Сценарий - Илья Рубинштейн, Тигран Кеосаян. Продюсер - Давид Кеосаян, Рубен Кесоян, Александр Просянов. Композитор - Александра Кеосаян.  Похоже на семейный подряд Кеосаянов. И все бы ничего, если бы, как говорится, на пользу делу.


 

Вот ведь в далеком 1967 году Эдмонд Кеосаян, отец Тиграна Кеосаяна, снял же замечательный фильм «Неуловимые мстители» по мотивам повести П. Бляхина «Красные дьяволята». Сумел, не смотря на использование внешних эффектов и расхожих штампов, показать в фильме не просто приключения героических подростков в годы гражданской войны, но сохранил реалистичность их характеров, мотивацию поступков и, в конце концов, культурную основу, определяющую то главное, благодаря чему и ради чего человек не отторгает себя от общества, продолжая стремиться к совершенству мира и себя, как его частички. В «Неуловимых мстителях» есть и литературная основа, и образ юного советского человека, и национальные черты участников исторических событий.

А уже три года спустя Эдмонд Кеосаян на киностудии «Арменфильм» обращается к национальной культуре, создает психологическую драму «Когда наступает сентябрь» с Арменом Джигарханяном в главной роли, «Звезду надежды» по роману С. Ханзадяна «Мхитар Спарапет» о борьбе армян с турецкими завоевателями. Режиссер обратился к своим национальным корням, попытался продолжить традиции своего народа, показать их преемственность и развитие. И, наверное, это верное решение.
 

А что же «молодое» постсоветское поколение в лице Тиграна Кеосаяна? Зачем он снял «Бессмертных»? На протяжении всего фильма его герои почти постоянно пьют то водку, то коньяк из ведра. Жизнь, по сути, ни у кого из ветеранов не задалась – одиночество, неудачи, тюрьма, болезни, старость, надвигающаяся… Самый удачливый из них, претендующий на сочувствие зрителей, добился власти и богатства через бандитские тернии и наркотики, как обезболивающее средство от смертельной болезни, в финале фильма подписывает завещание о распределении всего своего немалого имущества среди фронтовых друзей в равных долях. Вот он – итог жизни и ее смысл?..

 Напоминает мне это череду перестроечных фильмов, где соревновались в том, кто больше вывалит грязного белья, наскребет мусора в истории нашей страны и в жизни сегодняшнего общества, кто более сможет показать человеческие пороки и вывернуть наизнанку все понятия, сделав белое черным, ужасное прекрасным, подлое благородным, жалкое великим…. Конечно же, каждый художник видит то, что способен увидеть. Один видит красоту и очищающую силу шторма, а другой – лишь ветер, сырость, мусор. Гениальность художника в умении разбудить чувства человека, не прибегая к эпатажу, не разрушая естественный мир человека, а находя те самые единственные слова, цвета, движения, которые делают видимым видимое, прекрасным прекрасное, великое великим в каждом человеке, живущем по совести, в каждой частичке живой природы, в каждом мгновении исторической памяти и культурных традиций своего народа.  Несомненно, у всех народов есть то, что называется общечеловеческие ценности – жизнь, здоровье, мир, любовь, дружба, семья, дети, родители… Но мне кажется, что если ко всему этому добавить еще знание своей национальной культуры, тот громадный опыт человеческих отношений, передаваемый из поколения в поколение, то, может быть, и не рождались бы столь плоские образы современников, где все черном цвете.
 
На мой взгляд, даже если не брать во внимание заимствование сюжета, у Тиграна Косаяна не хватает полутонов. Все как-то грубо и топорно. Вспомнилось по этому случаю, как пришлось мне быть как-то свидетелем совместной работы двух известных драматурга и продюсера над сценарием сериала: вот здесь нужно динамики добавить, а здесь надо слезу выжать, здесь по хронометражу пора кого-либо убить или избить, а вот тут нужно женщину в кадр и так далее. Сюжет и характеры выстраиваются заведомо для создания внешних эффектов, направленных на эмоциональное воздействие на зрителя.  Речи не идет о проникновении в образ. И в этом не вина актеров. Сложно существовать иначе в созданном режиссером пространстве. Поэтому и получаются герои, которые мотивируются к поступкам количеством выпитого спиртного…

 Леонид ПАВЛЮЧИК в очерке  «Бессмертным» бессмертие точно не грозит» (газета «Труд» )пишет:  "Я догадываюсь о замысле Кеосаяна. Наверное, он хотел показать те жизненные сложности, которые выпали на долю воевавших в Афгане ребят. Возможно, пытался создать на экране портрет «потерянного поколения», выброшенного на обочину жизни происходившими в стране переменами, но в итоге выстоявшего, не сломавшегося. Однако сумбурный, напичканный внутренними противоречиями сценарий, когда персонажи то рисуются отъявленными проходимцами и пошляками, то героизируются (в финале они, проспавшись после вчерашних попоек, вливаются в шествие «Бессмертного полка»), подкосил интересный замысел на корню. А вялая режиссура и карикатурная, утрированная игра актеров (бедного Мадянова зачем-то выкрасили в клоунский рыжий цвет) довершили дело и превратили фильм в убогое зрелище. Бросающее тень не только на и без того не белоснежную репутацию Кеосаяна, но отчасти и на фильм «Белорусский вокзал».

В фильме «Белорусский вокзал» не звучат выстрелы, нет военных сцен, но полное ощущение того, что фильм о войне. Из современных фильмов, наверное, можно назвать только один такой фильм - «Линия Марты» (реж. Олег Газе), снятый на киностудии Ленфильм в 2014 году с Алисой Фрейндлих и Василием Лановым, когда осознание ужасов войны, блокады, приходит зрителю через призму обыкновенной сегодняшней жизни, в которую проросла историческая память сквозь судьбы нескольких поколений.

 
И возвращаясь к старой сказке да на новый лад. Нужно ли это делать? Неужели нет современной литературы на эту же тему? Неужели нет сценаристов, способных создать сценарий в творческом содружестве с режиссером? Или вопрос не в писателях, а в продюссерах?

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход