Министр признал кризис высшего образования, но двойку за это он поставил Болонскому соглашению

Дата: 25 Ноября 2022 Автор: Малашенко Валерий

   Учреждения высшего образования, и в особенности университеты, являются сообществами ученых, которые сохраняют, распространяют и свободно выражают свое мнение по вопросам традиционных знаний и культуры и приобретают новые знания, не будучи стесненными установленными доктринами. Приобретение новых знаний и их применение являются главным предназначением таких учреждений высшего образования.

Декларация Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры" (Париж, 9 октября 1998 года)
 
                   

   Кризис высшего образования и Болонское соглашение                           

 Считается, что одним из основных показателей состояния интеллектуального развития страны является количество студентов. В 2012 году Россия с 45 студентами на 1000 человек населения, была впереди многих стран мира.  Но к 2021 году, отстав от Китая с 31 студентом, от всех Европейских стран, имеющих 33 - 58 студентов и более чем в два раза от США с 62 студентами, Россия с 28 студентами переместилась на самый низ мировой статистики.

 О кризисе российского высшего образования можно судить и по выполнению значимых государственных проектов. Один из таких широко разрекламированных, находившийся под контролем президента России, Проект «5-100» согласно которому 5 российских университетов должны были войти в первую сотню ведущих университетов мира, подтвердив тем самым высокий уровень высшего образования России. На реализацию этой задачи Правительство выделило более 80 миллиардов рублей, но ни один из 21 университета-участника Проекта «5-100» так и не попал ни в первую, ни во вторую сотни ведущих университетов мира.
  

Провал проекта отметил спикер Государственной Думы Вячеслав Володин и признала Счётная палата России. А после  приостановки участия российских вузов в Болонском соглашении министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, а также ряд политиков признали катастрофическое снижение качества российского высшего образования, но, почему-то, обвинили в этом Болонское соглашение.

 Председатель Союза ректоров России, ректор МГУ В. Садовничий вообще заявил, что всегда был против Болонского соглашения и считает, что «копирование Болонской системы существенно понизило качество образования в России».  Экс-премьер России Сергей Степашин обвинил Болонский процесс в утрате важнейших достоинств «классического советского образования». Некоторые говорили, что «четырех лет бакалавриата недостаточно».  Другие, что  Болонское соглашение «плодит недоучек».

 Итог подвёл Валерий Фальков, признав (наконец-то) кризис российской высшей школы и неожидано предложил поставить Болонской системе двойку: «За менее чем 10 лет «болонка» успела дискредитировать себя в такой степени, что на высшем государственном уровне необходимо поставить ей «двойку».

Коммерциализация стала основной деятельностью российских вузов
       

    Коммерциализация российских вузов была задумана в 2006 году, когда при активном участии Министерства образования был принят Закон «Об автономных учреждениях», в котором предусматривалась возможность использования собственности государственных вузов для оказания услуг в сфере науки и образования.  Но, только в феврале 2009 года после принятия Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» некоторые федеральные университеты получили статус «автономных». 
   

Но, это была не автономия принятая Великой Хартией европейских университетов в 1988 года «Чтобы соответствовать требованиям окружающего мира, исследования и обучение должны быть морально и интеллектуально независимы от всех политических властей и экономического давления», а  автономия, предусматривающая  экономическую и финансовую самостоятельность вузов, в том числе право самостоятельно и бесконтрольно осуществлять закупки различных товаров и услуг, а также возможность использования собственности государственных вузов для создания различных хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств.

  Коммерциализация вузов получила мощнейший импульс после принятия в декабре 2012 года Закона  «Об образовании в Российской Федерации», который включил в число её участников не только автономные, но и бюджетные вузы, которые получили право без согласия собственника их имущества, лишь с уведомлением Министерства образования и науки,  быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и партнерств.  Правда с оговоркой.  Деятельность этих обществ должна заключаться  в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ  для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

В Законе так и написано исключительные права на которые принадлежат вузам, но в том числе совместно с другими лицами, что несказанно увеличивает возможность руководителям вузов привлекать в число учредителей хозяйственных обществ и партнёрств родственников, друзей и расширить свои коррупционные возможности.  

В соответствии с Законом денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении бюджетных и автономных вузов тоже  разрешается вносить в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ,  привлекая других лиц в качестве учредителей хозяйственных обществ и вместе с ними распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах.
При этом, доходы созданных с использованием собственности государственных вузов коммерческих структур поступают в распоряжение вузов, руководители которых могут без доверенности представлять их интересы, совершать сделки и утверждать внутренние документы и бесконтрольно тратить эти доходы, фактически превращая  собственность государственных  вузов в личные коммерческие структуры. Допуск профессорско-преподавательского состава к этой коммерции не предусмотрено.

Как преподаватели вузов оказались самыми бесправными российскими работниками?
 

  Как известно, качество высшего образования зависит от многих факторов, в числе которых квалификация и опыт преподавателей, их человеческие и педагогические способности стоят на первом месте.
    Учитывая разнообразие правового положения преподавательских кадров учреждений высшего образования в различных странах, в частности в зависимости от того,  распространяется на них или нет  действие положений, относящихся к государственной службе и  признавая решающую роль преподавательских кадров в совершенствовании высшего образования и важное значение их вклада в развитие человечества и современного общества и считая необходимым повысить роль профессорско-преподавательского состава вузов, Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла  в ноябре 1997 года Рекомендацию «О статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования».

     Рекомендация представляет собой комплекс взаимосвязанных положений, выполнение которых должны обеспечить преподавателям вузов «справедливую и открытую систему служебного роста,  бессрочные контракты, эффективную и справедливую систему оплаты труда, уверенность в своём будущем». При этом, заключение бессрочных контрактов являются одной из основных гарантий занятости, сохранения талантливых преподавателей, защиту от произвола».  Согласно  Рекомендации «О статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования», необходимым условием развития высшего образования является предоставление преподавательскому сообществу независимости, а вузам автономии.  

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому соглашению.  Российские дипломы были признаны на глобальном рынке труда, российские вузы приняли участие в проектах финансируемых Европейской комиссией, а студенты и преподаватели в обменах с европейскими университетами. Россия приняла активное участие в построении единой европейской зоны высшего образования, как ключевого направления развития мобильности, большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования, повышения качества образования и роли университетов в развитии европейских культурных ценностей.

  Реализация Программы «Развитие образования» на 2000 - 2005 годы и утверждённого в 2005 году президентом России Национального проекта «Образование»,  участие в Болонском соглашении обеспечило качественный рост профессорско-преподавательского состава вузов и повышение качества образования. 

  В 2012 году, российская высшая школа  была на пике своего развития. В вузах России проходили обучение 6490 тысяч студентов,  2382,5 тысяч из которых за счёт бюджета, работали 342,0 тысячи преподавателей,  в том числе 45,0 тысяч докторов наук, 183,0 тысячи кандидатов наук, 35,6 тысяч профессоров, 115,2 тысяч доцентов. Выпуск бакалавров, специалистов и магистров  составил 1397,2 тысяч.

   Возможность практически бесконтрольно тратить огромные средства и получать доходы от созданных на базе собственности государственных вузов в коммерческие структуры, превратили российские вузы в привлекательные «кормушки», к руководству которыми устремились (и весьма успешно) менеджеры, часто не  имеющие ни опыта работы в высшей школе, ни соответствующих знаний, а порой и необходимого атрибута руководителя вуза учёной степени, что породило рост коррупции в сфере подготовки и защиты диссертаций.

  В сентябре 2019 года эксперты сообщества «Диссернет» опубликовали доклад с шокирующими фактами: «Среди руководителей 676 изученных университетов выявлено 64 ректора с плагиатом в собственных
диссертационных работах, 32 ректора-диссеродела, 31 ректор с некорректными научными статьями и сделан вывод - «имитация науки давно распространилась на всю систему высшего образования». 
 

       В докладе также было отмечено: «Министерство науки и высшего образования России фактически демонстрирует солидарность с ректорами-плагиаторами и увольняет только тех, кто стал неугоден по каким-либо другим причинам».  Но, Министерство образования и науки не только демонстрировало солидарность с ректорами-плагиаторами,  но и активно «помогало» им «искоренять «инакомыслие» в вузах, обеспечив возможность целенаправленно сокращать преподавателей недовольных новыми порядками в вузах. Именно для этого Министерство в 2015 году утвердило новое «Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу» в соответствии с которым конкурсы стали проводить не избранные коллективами вузов Учёные советы,  а назначаемые приказами «коллегиальные органы» в которые привлекались  самые лояльные профессора и доценты. Приоритетами успешного прохождения конкурса в этих «органах» стали не знания, умения и компетентность преподавателей, а их лояльность и уровень почтения к руководству.  Ну, а в первых рядах сокращённых оказались  самые недовольные преподаватели.    

    Декларируя наращивание и наиболее полное использование интеллектуального потенциала  нации, Министерство образования и науки во все Программы и Планы стало вводить мероприятия, направленные на снижение численности студентов и сокращение преподавателей вузов. Так, в Планах мероприятий (дорожная карта) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» 2012 года  и 2014 года и Программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы было запланировано к 2018 году уменьшить количество студентов и увеличить число студентов в расчёте на одного преподавателя        с 9,4 в 2012 году до 13 к 2020 году.

   И, если к 2018 году практически ни одно из мероприятий, в том числе мероприятие на которое было потрачено более 80 миллиардов рублей и находящееся под контролем президента России - создание условий для вхождения к 2020 году 5 вузов-лидеров в первую сотню ведущих мировых университетов выполнены не были, план по снижению численности студентов был перевыполнен на 173,1% . За этот же период, в связи с изменением норматива формирования бюджетных мест – не менее 170 на каждые 10000 человек проживающих в России, на норматив прописанный в Законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года - не менее чем восемьсот на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в России, количество бюджетных мест в российских вузах, уменьшилось на 477,9 тысяч. 

Выполнение  Закона «Об образовании в Российской Федерации», реализация Планов мероприятий и Программы «Развития образования» на 2013-2020 годы внесли в хаотичный процесс сокращения студентов  и преподавателей «академический» порядок.   И процесс, как говорится, пошёл!

За период руководства Министерством образования и науки Д. Ливановым система высшего образования «потеряла» 184 вуза, 1723,5 тысяч студентов, 476,5 тысяч бюджетных мест, 62,3 тысячи преподавателей, в том числе 2,6 тысяч докторов наук, 23,1 тысячи кандидатов наук, 4,9 тысячи профессоров  и 15,1 тысяч доцентов.

Психологи, занимающиеся трудовыми отношениями на производстве, отмечают: «У человека, потерявшего работу, изменяются стиль жизни, его ожидания, цели и ценности. Он теряет веру в некое соглашение с работодателем, по которому демонстрация работником лояльности предприятию и старание на работе отзовутся хорошим заработком, повышением в должности и уверенностью в завтрашнем дне». Именно так отреагировали на массовое сокращение и преподаватели российских вузов.

Бедными преподавателями управлять легко, но качество образования с ними не повысить

  До 2011 года оплата труда преподавателей вузов осуществлялась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) введенной в 1992 году постановлением Правительства «О дифференциации в уровнях оплаты труда бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». В соответствии с ЕТС, все должности работников образования в зависимости от сложности работ и квалификации были распределены по 18 разрядам. Например, разряды преподавателей вузов оплачивались  от 8 до 17 разряда, а оклады ректоров вузов по 17 или 18 разряду и лишь ненамного отличались от ставок ведущих профессоров со степенью доктора наук. При этом, ставка первого разряда ЕТС устанавливалась Законом, а увеличение размеров окладов решениями Правительства.

 В 1994 году постановлением Правительства «О материальной поддержке профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего образования» преподавателям имеющим учёные звания были установлены надбавки в размере 60% к должностному окладу профессора и 40% доцента. Были установлены  и доплаты и за учёные степени – доктору наук в пятикратном, а кандидату в трёхкратном минимальном размере оплаты труда. С 2004 года доплату докторам наук установили в сумме 7000 рублей, кандидатам 3000 рублей в месяц. Оплата труда по Единой тарифной сетке была понятной, предсказуемой и относительно справедливой.

В 2011 году Единая тарифная сетка (ЕТС) была отменена и появилась Новая система оплаты труда, в соответствии с которой формированием оплаты труда работников вузов, стали заниматься ректора вузов, получившие неограниченные возможности экономического воздействия на преподавателей. При этом, ректорам вузов вводились «некоторые» ограничения по установлению окладов - не более чем в 8-кратный размер от средней заработной платы профессорско-преподавательского состава вуза, а должностные оклады проректоров и главного бухгалтера вуза на 10-30 процентов ниже должностного оклада ректора.
Бывший в 2008 году заместителем министра образования и науки Владимир Миклушевский, в интервью

Учительской газете объяснил причину введения Новой системы оплаты труда тем, что «Единая тарифная сетка, введенная  в 1992 год таила в себе достаточно серьезный недостаток, связанный с тем, что она действовала единым порядком по всей стране, независимо от отрасли и региона и не учитывала особенности, связанные с функционированием той или иной отрасли и региона». 

 Вторая причина, озвученная замминистра была ещё «интересней»: «В старой системе оплаты труда не существовало причинно-следственной связи. Как бы ты хорошо ни работал, ты получал ровно столько же, как и остальные. Это, с одной стороны, формировало абсолютно дестимулирующее  отношение у тех, кто работает хорошо, с другой - мы создали ситуацию, когда человек мог абсолютно ничего не делать».
 Установленный Новой системой оплаты труда порядок формирования оклада ректора в 8-кратном отношении  к средней заработной плате профессорско-преподавательского состава вузов, окладов проректоров и главных бухгалтеров вузов на 10 – 30% ниже оклада ректора, даёт ответ кого В. Миклушевский считал «хорошо работающими». Ну, а кто ничего не делал, оказалось большинство преподавателей, заработная плата которых стала расти темпами, не превышающими инфляцию, да  и то выборочно, в зависимости от приближения преподавателя к «престолу» ректора.  А чтобы ещё больше принизить статус преподавателя вуза, с 1 февраля 2013 года были отменены выплаты докторам и кандидатам наук за учёные степени. И хотя эти выплаты были включены в должностные оклады преподавателей, через пару лет они растворились в различных «совершенствованиях» систем оплаты труда.

 Для решения проблемы низкой оплаты труда преподавателей вузов в мае 2012 года президент России издал Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Указ обязывал Министерство образования и науки обеспечить ежегодный рост средней заработной платы преподавателям вузов и к 2018 году довести её размер до 200% от средней заработной платы в регионе, в котором находится вуз. И с 2013 года руководители вузов начали рапортовать о повышении средней заработной платы преподавателей, а в 2018 году доложили -  средняя заработная плата преподавателей достигла  200%  от средней заработной платы в регионах, в которых находятся вузы. Но, большинство преподавателей вузов России так и не увидели ни повышения заработной платы, ни роста благосостояния.

  При этом,  введённая в 2011 году Новая система оплаты труда имеет явные признаки дискриминации преподавателей вузов по критерию «места жительства», что нарушает некоторые статьи Трудового кодекса и даже Конституции России. Так, в статье 3 Трудового кодекса  «Запрещение дискриминации в сфере труда» сказано «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества, в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника». Как видите: «никто не может получать какие-либо преимущества в зависимости от места жительства».

   Но, согласно Новой системы оплаты труда ставка преподавателя выполняющего одну и ту же работу, по одной и той же квалификации, допустим в Москве, может быть в несколько раз выше ставки преподавателя в Старом Осколе, что нарушает  пункт 3 статьи 37 Конституции России «Каждый имеет право на  труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации» и статью 22 Трудового кодекса РФ «Основные права и обязанности работодателя», обязывающая работодателей «обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности».  Но, к сожалению, работодателями преподавателей  государственных российских вузов является не государство, как во многих цивилизованных странах, а руководители вузов, но и в этом случае хотя бы ставки преподавателей в филиалах расположенных в регионах должны быть такими же как у преподавателей в головных вузах.
 

    Да и сам показатель «средняя заработная плата», как и средняя температура по больнице, не может служить ориентиром. При этом, для достижения нужного размера средней заработной платы профессорско-
 преподавательского состава, экономисты и бухгалтера вузов научились фальсифицировать расчёты, переводя преподавателей на 0,5 или даже 0,25 ставки,  что позволит «установить» нужный для расчёта оклада ректора размер средней заработной платы профессорско-преподавательского состава вуза. 
 

При обсуждении 16 сентября 2020 года проблем высшего образования в Государственной Думе, спикер Думы Вячеслав Володин спросил министра науки и высшего образования, почему «Зарплата  ассистента, доцента в разы, иногда в 15 раз меньше, чем у ректора, проректора и люди не идут работать в вузы даже доцентами?» И предложил «Мы можем с вами записать, чтобы ректор получал премию  в том случае, если он будет заниматься повышением оплаты труда рядового преподавательского звена

И Валерий Фальков  признался «Вопрос не в бровь, а в глаз. По нашим мониторингам вузы выполняют майские указы президента по зарплатам за счет заработков 30% членов коллектива». И сразу выдал предложение: «Мы предлагаем выплачивать стимулирующие доплаты ректорам, если в это число входит не менее 50% преподавателей вуза. Если вы меня поддержите, я подпишу этот приказ сегодня же».
Представляете примитив мышления министра самого, по идее, интеллектуального Министерства России?
 

 Не 30%, а целых 50%!? Как видите, министру совсем не важно, что не попавшие в привилегированные 50% преподаватели будут продолжать жить на нищенскую заработную плату.
И потом, зачем министру поддержка спикера Государственной Думы чтобы подписать приказ?

Но, Валерий Фальков, по-видимому, поддержку получил и уже 4 декабря 2020 года в оценке эффективности вузов и их руководителей появился показатель «Доля педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава, средняя заработная плата которых по итогам календарного года составляет  200% и более от средней заработной платы в субъекте». И если в вузе более 50% преподавателей будут иметь 200% от средней заработной платы в регионе, вуз получит 25 баллов!  Представляете 25 баллов!!! И это при том, что за очень большое цитирование статей вуз получает всего лишь 10 баллов?
 

       В феврале  2021 года министр утвердил ещё одно «Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки  и высшего образования Российской Федерации по виду экономической деятельности «Образование», в котором представлены «смехотворные» минимальные оклады преподавателей вузов: доцента в размере 29400 рублей,  профессора - 33400 рублей, декана, имеющего высший 6 квалификационный уровень -  37800 рублей в месяц.

Представляете, как смеялись, читая это положение наши друзья из Таджикистана, приехавшие строить Москву, заработная плата которых начинается с 80 тысяч рублей?
 И, конечно же, большая часть этого «Примерного положения…» была опять посвящена «отеческой заботе» министра о доходах ректоров вузов. Здесь всё достойно - размер оклада ректора ограничивается, но 8- кратным размером от средней заработной платы профессорско-преподавательского состава вуза. Плюс, множество дополнительных выплат в размере месячного оклада - при вступлении в брак, рождению ребёнка, утраты имущества и т.д. Простым работникам вуза тоже прописаны «иные выплаты социального характера». Например, в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам, в связи с получением наград и даже если ему после 10 лет усердной службы захочется в положенный длительный до одного года отпуск, оплата будет, но только при наличии средств в  фонде оплаты труда, а конкретно опять от воли ректора.

И, если до 2011 года оклады ректоров и проректоров вузов формировались, как и у преподавателей на основе Единой тарифной сетки и были лишь немного выше, чем у профессора с учёной степенью доктора наук, то после 2011 года руководители вузов получили «8-кратное преимущество». Во многих вузах ставка профессора не превышает 50 тысяч, доцента 40 тысяч рублей в месяц, а ввиду снижения количества студентов и 38% роста норматива численности студентов на одного преподавателя, многие профессора и доценты вынуждены работать на 0,5 или даже на 0, 25 ставки, получая практически нищенскую заработную плату.   

В период с 2012 по 2021 годы, численность студентов в российских вузах сократилось на 2440,7 тысяч, на 121,1 тысячу стало меньше преподавателей, в том числе на 10,4 тысяч докторов наук, на 12,2 тысячи профессоров, на 54,5 тысячи кандидатов наук, на 30,9 тысячи доцентов. 

  Существенно снизилось качество обучения, падает престиж высшего образования, в некоторых вузах количество студентов-двоечников  составляет более  60%.   В 2021 году выпуск бакалавров, специалистов и магистров сократился в 1,64 раза до 849,4 тысяч.

Массовое сокращение профессорско-преподавательского состава, бедность большинства преподавателей  привело к уничтожению отлаженной многими годами системы взаимоотношений в вузах, усилила власть ректоров и административного аппарата, существенно снизило мотивацию преподавателей, превратив интеллектуальное образовательное поле российской высшей школы в «поле чудес, в стране…».
 
 

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (314)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход