В издательстве РОСА вышла книги Г.Г. Дадамяна «Атлантида советского искусства. 1917–1991. – Ч. I. 1917–1932» (576 с.: ил., ISBN 978-5-6045268-6-6).
Это второе издание, подготовленное по инициативе Высшей школы деятелей сценического искусства «Школа Г.Г. Дадамяна», переработанное и дополненное.
Монография посвящена истории художественного процесса, его связям с идеями своего социального времени. Задача исследования заявлена автором как стремление понять и описать перипетии развития художественного процесса за годы советской власти преимущественно через призму ощущения художником своего времени и тех общественных идей, в контексте которых создавалось искусство, понять логику развития последнего, неотделимость и зависимость от контекста его социального бытования.
Книга не претендует на исчерпывающий бесстрастный многосторонний объективный анализ советской эпохи и ее отображения в искусстве, о чем сам автор и предупреждает в предисловии к изданию. «При всем старании быть максимально объективным в реконструкции прошлого, очевидно, что повторить подвиг Мюнхгаузена и вытащить себя за волосы из ментальности своего времени, его исторического контекста – невозможно. Хочу поэтому оговориться, что все изложенное – моя личная авторская история, обдуманная и прожитая мною вместе со страной, мой личный опыт понимания хода исторического процесса. Заранее принимая все критические замечания по поводу авторской субъективности (хотя, видит Бог, я старался быть объективным!), возможных неточностей и т. д., могу сказать словами А. Твардовского:
… А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу». По многим оценочным суждениям автора, действительно, хотелось бы возразить, уточнить, дополнить иной точкой зрения, иными фактами, но, возможно, как раз такой субъективный анализ советского искусства при наличиив книге множества ссылок, дает стимул для самостоятельного изучения заявленной темы, более близкого знакомства непосредственно с художественным и документальным наследием того времени, которое позволит каждому внимательному читателю сделать свой вывод.
Дадамян Геннадий Григорьевич Родился 1 апреля 1938 года в Баку. В Москву переехал в 11 лет.В 1960 г. окончил Московский экономико-статистический институт по специальности "Экономист". С 1965 по 1971 г.г. работал младшим научным сотрудником в Центральном Экономико-математическом институте Академии наук СССР. В 1971 г. перешел в Институт истории искусств (ВНИИ искусствознания МК СССР), в котором проработал более 20 лет. С 1976 г. - профессор кафедры менеджмента Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Кандидат экономических наук с 1968 г. Заслуженный деятель искусств РФ (1999 г.). Лауреат премии "Театральная Ника" (1993 г.). Автор свыше 140 публикаций и 5 монографий. В 1988 г. организовал Высшую Школу деятелей сценического искусства
Содержание От автора ................................................................................................................4 Введение ................................................................................................................. 9 Глава I. О методологии научного изучения истории искусства …...................... 11 Глава II. Что такое парадигма? ……………......….........................................................26 Глава III. Парадигма I. 1917–1919. Общественная жизнь и идеи социального времени: митинговый анархизм ……..…………..............….......................33 Глава IV. Парадигма I. 1917–1919. Образ культуры – «Мы сами Шекспиры»............................................... 82 Глава V. Парадигма II. 1920–1925 гг. Общественная жизнь и идеи социального времени: утопический рационализм ...............…….………………....................................................... 146 Глава VI. Парадигма II. 1920–1925 гг. Образ культуры – «Улучшаем Шекспира для нас» ...............................201 Глава VII. Промежуток. 1926–1932.Общественная жизнь и идеи социального времени – «обытовление революции» ....…...................……………….. 294 Глава VIII. Культурная жизнь в годы промежутка. «Шекспир – это Шекспир» ............................................................................ 364 Персоналии ....…...................………………………......................................... 465 Приложение. Признаки и «образы» парадигм .......................................... 553