«Кто виноват?» и «Что делать?» в современном мире

Дата: 13 Февраля 2021 Автор: Шелейкова Нина

1. Основные мировые и российские проблемы.
2. Издержки современного сознания.
3. Образ будущего и работа с молодёжью. «Что делать?»
4.  Сможет ли КПРФ существенно влиять на происходящие в России процессы?   
 
         

   В материале «Анализ акции протеста 23 января 2021 г.» во многом уже были перечислены основные проблемы современности и пути их решения. Более подробный анализ происходящего представлен  в нескольких книгах автора, Н.И. Шелейковой, сведения о которых можно найти и в Интернете. Основной особенностью этих аналитических материалов является их системность на основании использования «спектрального подхода», как элемента «Спектральной логики» В.П. Грибашёва.
   
                    

  1. Основные мировые и российские проблемы    

        

Обобщая мнения многочисленных экспертов и привлекая собственный опыт, перечислю основные проблемы и противоречия, с которыми  уже сейчас столкнулись как Россия, так и человечество в целом:

 1. Природная среда обитания и материальные ресурсы жизнедеятельности: Происходит резкое изменение природных условий, прежде всего, за счёт изменения климата на планете; сокращение привычных природных и энергетических ресурсов, осложнение доступа к ним при росте объёма их потребления.
        

   2. Геополитика и проблема безопасности. Основными факторами здесь являются: нарушение мирового геополитического равновесия после распада СССР, усиление империалистической (неравноправной) глобализации, рост влияния Китая и других развивающихся стран мира,  исламских государств при стремлении США сохранить свою гегемонию и сформировать однополярный мир, выстроенный на основании иерархической модели общества, наличие «горячих точек» на планете и возможность их «расползания»; дестабилизация Украины и противопоставление её интересов интересам России; терроризм и международная преступность.  Всё больше людей понимает, что «нет крепости, которая не могла бы пасть», растёт общий страх перед будущим. Проблема безопасности всё в большей степени связана и с природными факторами, изменением климата на планете. Нельзя сбросить со счёта даже инопланетное вторжение.

3. Техносфера и наука: возможен спад мирового экономического и технического развития; наблюдается перевес негативных факторов научно-технического прогресса над позитивными. Свёрнуты многие космические проекты, тормозятся проекты по развитию альтернативной энергетики. Развитие военных технологий и техники уничтожения обгоняет внедрение достижений науки и техники в мирные сферы жизнедеятельности;  цивилизация пошла по пути развития не знаний, а средств коммуникаций и передачи информации. Были заложены основы концепции «устойчивого развития» и идеологии Римского клуба с «пределами развития», так как техническое и научное развитие, промышленность не сообразуются с возможностями биосферы Земли.

4. Производство и распределение благ, потребление: производство и распределение любых благ и товаров осуществляется во многом неравномерно и несправедливо, подчинено стремлению к прибыли и является ресурсозатратным и неразумным, не учитывает возможности биосферы Земли и реальную (духовно-материальную) структуру потребностей человека. Наблюдается паразитирование финансово-кредитной системы на общественном производстве и бытии, отрыв её от реальной экономики. Сформировалась оплата труда, неадекватная затратам жизненной силы и квалификации; происходит «виртуализация» экономики, всей жизни общества и реальности.
     

    5. Общественные отношения: в обществе наблюдается усиление вражды, агрессии и конкуренции. По-прежнему - над сотрудничеством и другими конструктивными общественными отношениями преобладают подчинённые и иерархические отношения между людьми и слоями общества; происходит накопление материальных, властных, образовательных и других преимуществ одними («эффект Матфея») за счёт узурпации права на жизнь и развитие других. Произошёл отказ от идеалов совершенного общества, основанных на принципах гармонии и сотрудничества, соборности и братства, соразвития, преобладают тоталитарные и неравноправные модели жизнеустройства. Современная тенденция – разъединение людей, либо поверхностное их объединение на информационном, «виртуальном», уровне, что ведёт к духовному аутизму, ограниченной и обманчивой самодостаточности и фактическому одиночеству.
       

  6. Воспроизводство человека и его качества. Продолжается процесс отчуждения человека от природы и общества. Преобладает обесценивание человеческой жизни, превращение её в ресурс, средство для немногих и товар (заявления о ценности жизни и борьбе с короновирусом, как защита жизни людей,  противоречат реальным жизненным фактам). Над тенденцией к развитию и самосовершенствованию преобладает стремление к бездумному гедонизму, функционированию и потреблению; происходит разрушение, распад целостности структуры личности человека, гармонии её составляющих. Культивируется индивидуализм или безликий, бездумный конформизм.

7. Власть и управление. С одной стороны, повышается сложность управленческих задач. Но при этом почти отсутствуют модели управления, адекватные сложности существующих проблем, организации социальных и природных систем, внутреннего мира человека. Преобладает тяга к простым управленческим решениям и моделям реальности. Происходит узурпация власти немногими при стремлении свести управление к силовым и регрессивным, упрощённым формам и методам. Суть нового «мирового порядка» - эксплуатация, неравноценный обмен, накопление преимуществ меньшинством за счёт большинства, отказ от нормального развития. Идёт психологическое и информационное зомбирование населения, процветает «манипуляционная» демократия. Из-за роста общего страха и растущих угроз безопасности возникает тяга к «сильной руке», жёсткой власти и создаются предпосылки диктатуры, прежде всего, националистической, которая призвана противостоять финансовой диктатуре империалистической глобализации и обеспечить защиту от мировых проблем и сложности мироздания.


 
                         

   2. Издержки современного сознания
       

  В работе «Вечный «старо-новый» мировой порядок» автор уже анализирована особенности общественного сознания:
        

1. Массовое сознание, как и сознание отдельного человека,   неоднородно, оно многозначно и многослойно, сочетает в себе элементы самых разных идеологий и систем представления о мире. Таким оно было всегда, но представители тоталитарных моделей общественного развития предпочитали это не замечать. Противоречивый исторический путь развития России и мира в целом, доступность информации об этом, развитие коммуникаций усилили эту тенденцию.
       

  2. Общественное и индивидуальное сознание противоречиво и по-разному оценивает любую проблему, включая вопрос о пути развития России (спектр мнений включает в себя: монархию, националистическую диктатуру, традиционализм, конвергенцию, либерализм, социализм), а также – событие, включая акции протеста в России и за рубежом.

         3. Большинство людей боятся, не хотят, не могут думать на сложные темы, предпочитают уйти от реальности и проблемы будущего в виртуальный мир, «игру», потребительство, простую жизнь. Распространённые установки сознания многих (большинства) людей: гедонизм, прагматизм, «пофигизм». И это объясняется не только уровнем сознания, но и ограниченными возможностями психики, необходимостью её защиты от стрессов и перегрузок.

         4. Для большинства людей характерно разочарование в политике и в любой идеологии, отстранённость или конформизм по отношению к действующей власти, стремление «быть посередине», так как большинство знает или догадывается о невозможности власти контролировать сложные  жизненные ситуации. Распространена позиция «двойных стандартов»: верить в одно, а служить другому; думать одно – говорить другое. При этом надо отметить, что многие люди при этом не утрачивают сложную и неоднозначную идентичность, а при взаимодействии с социальными структурами используют разные «вывески» и «роли».  

         5. Причина отсутствия должного контроля жизнедеятельности общества со стороны власти большинством трактуется чаще всего с позиций  негативных качеств представителей власти, нежелания её представителей осуществлять контроль, а не с позиций понимания сложности проблем управления, невозможности осуществления полного контроля.

         6. Несмотря на то, что в жизни всегда существует «зазор» между «есть» и «должно», наиболее «упёртые» граждане продолжают призывать власть к полному контролю, требуют «сильной руки», ждут от власти жертвенности, а сами не готовы к самоограничению и участию во власти, оставаясь неспособными контролировать даже собственное здоровье, настроение или ситуацию в семье.         

         7. Большинство граждан понимает, что прежние (декларируемые) идеологические подходы не в состоянии обеспечить должный порядок и контроль, поступательное, прогрессивное социально-экономическое развитие общества.

         8. Но, несмотря на то, что любой прогресс – «прогресс для немногих»,а в природе и обществе не существует абсолютного выигрыша, большинство людей в него верит.

         9. Существует свого рода «социальный заказ» на объединяющую идеологию и власть, которая воспринимается как некий «третий путь», олицетворяющий «новый мировой порядок», не основанный на приоритете отдельного идеологического подхода.

         10. Значимым  фактором общественного сознания, который далеко не всегда учитывается политиками, является низкая разрешающая способность при анализе конкретных политических событий и идеологий. Это свойство сознания не всегда позволяет отличать главное от второстепенного в политике и в общественной жизни. В результате, «складываются в одну корзину» разные характеристики политических сил и идеологий: ярлыки и названия; общественное мнение и молва; реальные цели, задачи, программа и лозунги, обещания; интересы, мотивы лидеров и рядовых членов; реальные действия и политические амбиции; опыт и результаты деятельности.

         11. Большинство людей не готовы к восприятию сложного представления о мире, то есть они ждут от политиков решения практических вопросов и реализации наиболее распространённых, привычных и даже неосуществимых ожиданий.

         12. Как показывают социологические исследования, почти любой политический режим держится на пассивных и аполитичных гражданах, хотя был установлен самоутверждающимися и активными гражданами. Наиболее активные граждане в современной России снова желают перемен, хотя это пожелание редко основывается на большом разуме, прозорливости, достаточном жизненном опыте и высоком уровне  нравственности.

              13. Общественное и индивидуальное сознание весьма инерционно и во многом стереотипно, ориентировано, в основном, на одномерные «модели мира»: тоталитарную и иерархическую; бинарную с осторожной верой в социальный прогресс.

              14. Структура любого социума достаточно стабильна и является своего рода «нормальным распределением» по основным уровням сознания, которые можно описать спектром:

1) стихийный,

2) изолированный, аполитичный,

3) согласный, околовластный,

4) самоутверждающийся,

5) сотрудничающий, коллективистский,

6) творческий,

7) подвижнический. 
             

15. Значительно повлиять на общественное сознание можно лишь «чрезвычайными мерами», точными технологиям или большим административным ресурсом. Но «чрезвычайные меры» дают кратковременный всплеск энергии, а длительный период «экстрима» истощает энергию (вот почему на «протестные» акции ходит не так уж много людей – у них на это нет ни сил, ни времени). Большой административный ресурс - это, прежде всего, вливание энергии, финансов или действенная угроза её потери (страх потерять работу, те или иные блага, накопления и т.п.). Любое изменение, нестабильность истощает запас свободной энергии, так как адаптация к новому (даже сулящему в дальнейшем большой приток энергии) является стрессом, «футуршоком».                 
        

Надо также выделить основные качества сознания мировой и отечественной политической элиты, свидетельствующие об обесценивании (девальвации) её власти и идеологий (эти качества лишний раз подтверждают, что в своей массе «власть» и «народ», по сути, «сделаны из одного и того же теста», обладают сходными взглядами и потребностями):
       

  1. Страх утраты власти,  высокого социального статуса и даже жизни на фоне всеобщего их обесценивания и непрерывной смены приоритетов жизни и социально-экономического развития.  
       

  2. Страх перед угрозой Третьей мировой войны, терроризмом и переделом мира.

         3. Признание кризиса основных идеологий, правовой и финансово-экономической системы, то есть основных конструктивных элементов нынешнего мирового порядка.

         4. Многочисленные неудачные (провальные) попытки найти решения многих проблем в рамках прежних тоталитарных, иерархических, бинарных или «прогрессивистки-оптимистических» моделей развития общества и отношений между странами и народами.

         5. Во многом необоснованные, популистские и оптимистические призывы и заявления о возможности непрерывного социально-экономического и технического прогресса, сохранения прежних приоритетов общественного развития и правовых норм жизни.

           6. Реальная (на практике) приверженность многочисленным прежним иллюзиям и ярлыкам прошлого: демократии, прогрессу, либерализму, свободе слова, социализму, гуманизму и т.п., их абсолютизация, не желание всерьёз анализировать их ограничения и слабые стороны. Не понимание относительности любых оценок и «моделей мира».

         7. Осознание реальной неизбежности применения в современном мире насилия, непопулярных в народе мер по ограничению свободы передвижения и свободы слова, разведки и «программирования общественного сознания» с целью защиты суверенитета своих стран и законной власти, благополучия большинства граждан.

         8. Во многом «голословные» заявления о необходимости перехода к многополярным моделям мироустройства при застревании на прежних моделях, муссировании прошлых обид, ошибок, промахов и слабых сторон своих политических оппонентов. Приверженность мышлению, основанному на тоталитарном, иерархическом и бинарном подходах.

         9. Вера в возможность идеального мира и универсальной идеологии, чьей-то окончательной победы и неограниченной власти, убеждённость в силе человеческого разума, прогрессе, в необходимости неограниченной экономической, территориальной или интеллектуальной, духовной экспансии человечества.

         10. Неумение и нежелание, отсутствие привычки и боязнь говорить народу правду, признаваться в ограниченности собственных возможностей. (Это во многом обоснованный страх, продиктованный отсутствием готовности общественного мнения и сознания большинства людей принять представление о более сложном строении мира). 

         11. Неизбежная угроза неконтролируемых человеческим сознанием перемен. Неготовность выйти за пределы обычного сознания и модели мира, понять извечную сложность организации мироздания и место в ней человека.

         12. Отсутствие системного мышления при разработке новой модели мира.

  13. Отсутствие методологии и практики «связи всего со всем»,  совершенных и доступных многим реальных методик работы на широком спектре мнений и представлений о мире.
 
         Автор неоднократно выделяла основные типы моделей мира, соответствующие основным типам мышления, которые определяют выбор и поведение человека, как на сознательном, так и бессознательном уровне:

         - стихийный (когда человек руководствуется случайными, неосознаваемыми импульсами и оценками),

         - тоталитарный (с верой в единственную и абсолютную причину и способ решения всех проблем),

         - иерархический (авторитарный) (в надежде на лучшего правителя с собственной малой долей ответственности за происходящее),

         - бинарный, дуалистический (возлагая ответственность за происходящее на «врагов», «зло», «естественный отбор» и вытесняя конкурентов на задворки истории), 

         - прогрессивистский (с верой в неодолимую силу научно-технического прогресса человечества, «устойчивое развитие», не размышляя о цене такого продвижения за счёт сил природы и других людей),

         - равновесный, системный (с попыткой найти способ согласования разных мнений и интересов при трезвой оценке потерь и приобретений каждого этапа развития),

                         - спектрально-целостный, который соотносит между собой все    прочие  подходы.

         Попутно хочу выделить ряд «нереальных» представлений о реальности, которые, в той или иной степени, свойственны практически любому россиянину: 

         - абсолютная вера в возможности человека и его разум, возможность власти над природой, миром и т.п.  («завоевание», а не освоение космоса; «мировая революция», мировое господство, власть денег, окончательная победа одной идеологии или одной страны над другой, физическое бессмертие), хотя мир, человек остаются неоднородными, «многоукладными»; усиливается смешанность идентичности человека; при этом вечность мира, наверное, обеспечивается разнообразием форм жизни и сознания;

         - стремление к неограниченной свободе, достижению социальной справедливости, равенства, братства (хотя свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого; человек не свободен от своих потребностей и нуждается в определённых условиях существования; справедливость связана с реальными потребностями и возможностями человека; равенство противоречит разнообразию форм жизни; братство ограничено конкуренцией и соревнованием); определение всех этих понятий зависит от «мишени наблюдателя».    
 
               3. Образ будущего и работа с молодёжью. «Что делать?»
       

  Общество во все времена было и остаётся многоукладным (соотношение укладов зависит от места и времени), а современный человек  обладает смешенной идентичностью. Но многим представляется, что мир сейчас находится если не в стадии «турбулентности», хаоса, то в стадии преобразования («перезагрузки») и т.п. Некоторые даже твердят о «конце света», сомневаются в возможности выживания для большинства человечества. Попытаюсь сформулировать основные отличия режима выживания от полноценной жизни для современного человека. Это:
        

1. Меняется структура Единого и Личного Пространства Жизни (ЕПЖ), то есть структура потребностей и возможностей большинства людей меняется в сторону увеличения значимости биологических потребностей и сокращения социальных и духовных.

         2. Сужается спектр жизненных интересов и целей, а реальный доступ к более полному пространству жизни становится проблематичным, которое всё больше замещается пространством виртуальным, воображаемым.

         3. Увеличивается число природных, техногенных и социальных угроз безопасности жизни в целом, как и количество защитных мер и энергии для их ограничения.

         4. Профессиональная и повседневная жизнь подвергаются большому числу изменений; всё труднее соблюдать стабильность и сохранять сложившийся образ жизни и психический настрой.

         5. Наблюдается рост числа больных, инвалидов; психических отклонений и количества людей, социально не адаптированных к условиям жизни, что создаёт дополнительную нагрузку на систему здравоохранения и  ведёт к засилию фармакологии.

         6. У большинства людей происходит сокращение свободного запаса энергии (адаптационного резерва); растёт число информационных и энергетических перегрузок, стрессов; происходит «уплотнение» времени, которого уже хватает только на выживание. 

         7. Политический режим большинства стран становится тоталитарным; у большинства людей утрачивается потребность в осмыслении (понимании) происходящего; социальная жизнь и связи между людьми утрачивают глубину и многомерность, упрощаются.

         8. Перспектива дальнейшей жизни для большинства людей не просматривается и составляет проблему.    
          Конечно, большинство мрачных прогнозов будущего грешат тоталитарным мышлением, так как их авторам видится одна, главная линия развития и выхода из кризиса.

Безоговорочным условием дальнейшей жизни человечества на Земле видится его непременное совершенствование и даже благополучие, хотя то и другое – вещи принципиально разные. Циолковский считал, что всё несовершенное на Земле должно быть заменено совершенным. Но ведь жизнь и её вечное развитие существуют благодаря разнообразию, то есть примитивные и сложные формы жизни сосуществуют в мироздании. То же и в жизни общества. Совершенный человек – это абстракция, так как совершенство в одном аспекте может противоречить другому. А если говорить о жизни и выживании, то надо признать, что понятие «ЖИЗНЬ» для разных людей будет также разным. А что делает человека человеком? Что есть «ЧЕЛОВЕК»? И можно ли всё в мире измерять человеком, а его жизнь во всех случаях ставить выше всего? Большинство представлений человека о мире и о себе, констатируют ограниченность человеческих возможностей, из которых возникает ряд психических проявлений: страх смерти, то есть угроза конца индивидуального существования; страх перед концом Света и гибелью мира; страх перед страданиями, включая муки родов и рождения, потерю близких; стремление обрести опору и смысл в жизни; тоска по совершенству; стремление к бессмертию; мечта об инобытии; страстное желание изменить свою земную жизнь, сделать её благополучной и счастливой.

         Логически из этого списка может вытекать целый перечень «мероприятий» или «проектов», «технологий» (реальных, полу-реальных и трансцендентных), которые возникают в противовес ограниченности человеческих возможностей (отчасти, как защитные психологические средства). Они складывались веками, на протяжении всей истории человечества, хотя среди них есть сомнительные или недопустимые. Среди них: вера в вечность мира и в его единство; вера (и её поддержание!) в посмертное существование человека и жизнь вечную; вера в Царство Божье, в рай или в ту или иную форму «инобытия» (включая «инопланетную», которую нельзя отрицать); вера в Бога, с его неограниченными или абсолютными возможностями, как в некую опору мироздания и человека; вера в возможность человеческого контакта со  Всевышним; вера в возможность контакта с «иными мирами» (через обряды «перехода», «крещение», «второе рождение», инициацию и даже смерть);  путешествие в столь недоступные места и путешествие во времени; вера в возможность контакта с родными и близкими после смерти; реальное расширение психических человеческих возможностей и освобождение от страданий посредством овладения теми или иными психотехниками или методиками перехода в «изменённое состояние сознания»; возможность улучшения человеческой природы или её более полного раскрытия, включая достижение физического бессмертия; возможность улучшения условий жизни человека и общества, достижение их благополучия за счёт изменения общественных условий, социальных преобразований и научно-технического прогресса.

         Надо отметить, что противоречивые и многообразные представления о реальности, «символы веры» иногда уживаются в одном человеке, поэтому фактор неоднородности Единого Пространства Жизни во всех его проявлениях приобретает решающее значение, для анализа и управления которым необходима «Спектральная логика». В этих условиях любые идеологические «ярлыки» по отношению людей и политических сил не отражают всей сложности этих объектов, как не отражает реальность жизни представление о мире и обществе, лишь как о месте для борьбы интересов и взаимоуничтожения (всегда есть обособление, изоляция, симбиоз, взаимопомощь и даже взаимная жертвенность). Необходимо не только учитывать «мишень наблюдателя», то есть позицию человека в дискуссии, но и понимать неоднозначность любой идентификации. Каждый человек – сложная, многомерная целостность, а каждое качество личности находится на том или ином уровне развития, что затрудняет, например, конкретную работу с молодёжью.

        В таблице 1 приводится лишь общая спектральная схема, с  помощью которой можно исследовать «Картину мира» или мировоззрение конкретного человека. Возможно, что применение цифровизации, которая, наверное, неизбежна, помимо организации тотального слежения за всем и каждым («нет ничего тайного, что не станет явным»), сможет полнее и многомернее помочь описать как Внутренне, так и Внешнее Пространство Жизни каждого человека (внутренний и внешний мир), исследовать связи между их составляющими (параметрами). Конечно, во всём этом есть угроза манипуляции, эксплуатации и других зловредных использований, что всегда было свойственно человечеству. Но «спектральный анализ» всё же позволяет человеку лучше понять самого себя и другого; выстроить спектр отношений с каждым, не ограничиваясь лишь конфронтацией и соперничеством.  Но при этом, конечно, неограниченная терпимость, как и полная свобода, невозможны (можно говорить о «необходимом и достаточном» достижении этих состояний). К тому же: понимание между людьми – это ещё не безоговорочное принятие другого! Надо учитывать возможности каждого, включая мировоззрение и реальный запас жизненной энергии («пассионарность», «адаптационный резерв»).             

        
  Таблица 1. Основные составляющие «Картины мира»
 

Представление о

мироустройстве

Представление о

происхождении мира

   Идеал

   власти

  Способ освоения

 мира

  Общественный

 идеал

Назначение человека,

    смысл   жизни

Движущие  силы

мироздания,  его  «назначение»

аморфное,

точечное

не известно

анархия

безорудийный

  семья,

подчинение

  старшим

 выжить

не известны

замкнутое

моноцентричное

возник

"ниоткуда"

или создан

   кем-то


патриархия

 ручными

орудиями

производ-ства

  стабильность

 жить по

  заветам

отцов, рода

природные

   силы,

  стихии

иерархическое

  создан

Богом и

высшими

 силами

монархия

  путём

присвоения

   чужого

    труда

сословная

иерархия

  служить

  иерарху,

правительству

     Бог

дуалистическое

  имеет начало и  конец

парламент

экстенсивный

 (освоение

пространства)

свободная

конкуренция

 бороться

 со злом,

 за лучшее

мироустройство

победа добра над

 злом, всеобщее

воскрешение

линейное,

прогрессивное

управляется

мировым разумом,

бесконечно развивается

  советы

индустриальный

   (НТП)

благосо-

стояние

общества

познавать,

осваивать  мир

эволюция

от простого

к сложному

относительное

динамическое,

равновесное

причины и следствия

взаимодей-

  ствуют


самоуправление


наукоёмкий

сотрудничество,

братство

  достичь гармонии

с  миром,

самосовер-

шенствование

вечные

перемены

спектрально-

  целостное

(системное,

квантово-

волновое)


мир и его

объекты вечны

в зависимости от места и

времени

  природо-

сообразный

в зависимости от места и

времени,

взаимопонимание

  постичь вечность,

  достичь мудрости

 вопрос для человека открыт

постоянно

     

    «Диагноз» полноты жизни каждого молодого человека, с учётом доминант сознания и других особенностей личности, может сочетаться с выбором дальнейшей перспективы жизни и развития, включая профориентацию и нахождение своего места в жизни. К сожалению, в этом вопросе современная психология и социология пока мало востребованы. Депутат ГД Б.Д. Менделевич выступил с предложением национальной программы «Охрана психического здоровья нации». Идея правильная, но хочу откровенно выразить ряд опасений в отношении успешности данного проекта, который, возможно, лучше назвать «Программа поддержания и укрепления психического здоровья граждан России». Опасаюсь, что вряд ли удастся коренным образом повлиять на психическое здоровье людей с помощью такой программы. И среди причин недостаточного воздействия можно назвать следующие:
      

   - Невозможность на данном уровне знаний о психике человека «докопаться» до причин психического нездоровья;

         - Отсутствие комплексного, системного подхода к определению  здоровья и психического, в частности;

         - Отсутствие понимания «нездоровья» как природного и социального явления, которое имеет право занимать своё место в Едином пространстве жизни, и проявляет себя в разных формах;

         - Неоднородность Единого пространства жизни и общества в плане различия понимания всех этих проблем, связанного с уровнями сознания, «моделями мира», образа жизни и т.п.;

         - Недопустимость (проблематичность) обсуждения данных тем на предельно откровенном уровне с привлечением не только специалистов, но и представителей разных слоёв общества, включая людей с психическими проблемами;   

         - Поднятая тема нуждается в предельно системном подходе рассмотрения, когда требуется не «линейная», «причинно-следственная» или «бинарная» логика, а «спектральная». Ведь психическое здоровье, состояние психики связано не только с генетикой, образом жизни человека, воспитанием и образованием, структурой потребностей, уровнем сознания, «моделью мира», но и с политическим строем и даже – космическим предназначением человека, смыслом его жизни на разных уровнях;

         -  Возможно использование данной программы в политических целях и для дискриминации людей определённых взглядов и  образа жизни.

         Но тему психического здоровья нации поднимать нужно, так как она продвигает человечество по пути самопознания, лучшей адаптации к нынешним условиям жизни и поиска новых ресурсов для более сознательного существования. Программа может вывести нас к более полному («спектрально-целостному») восприятию действительности, к смене парадигмы управления и образа жизни. Данную тему желательно обсуждать не только в привычных форматах ГД, но и в форме многомерных и разнообразных диспутов.

         Для работы с молодёжью (с привлечением представителей общественности, различных религиозных конфессий, разнообразных специалистов) можно предложить организацию диспутов, коллективное (в том числе и в СМИ) обсуждение следующих тем:

         - Что есть «человек»? Смешанная идентичность современного человека и модели её организации; мировоззрение и модель мира как выбор жизненного пути;

           - Воспитание в семье; формирование человека путём освоения основных этапов социализации, практических навыков (включая трудовое воспитание в школе, волонтёрство и служба в армии);

         -  Неоднородность Единого Пространства Жизни и её личностные и социальные проявления; эксплуатация человека человеком и перемена труда;

         - Понимание самого себя и другого; одиночество среди людей и поиск друга, партнёра в браке; поиск своего места в природе и обществе; ситуация бытия «не там и не с теми»;

         - Ограничение эксплуатации сил природы, экологическая культура и возвышение потребностей как отказ от избыточного потребления;

         - Познание человека и мира; поиск ответов на сложные вопросы бытия; душа и тело; зло и добро как противоположности и их синтез;

         - Здоровье и болезнь; поиск оптимального образа жизни;

         - Образ будущего для всего человечества и России; эра «Света» как полнота жизни человека;

         - Цифровые и аналоговые технологии; мир реальный и виртуальный;  

         - Мышление и логика как инструменты анализа жизни и управления; типы логик, моделей мира; средства и цели управления;

         - Исследование реальных и нереальных целей и программ; обсуждение запретных тем истории и явлений жизни; наука и «лженаука» -разные взгляды на проблему;

         - Поиск внеземного и Земного разума; контакты между мирами мироздания. 

         В своих книгах автор неоднократно ставила вопрос о смене парадигмы управления природой и обществом. Отчасти её можно называть «ноосферной» или «разумной». Основными условиями разумной парадигмы управления являются следующие:

         1. Переход от цивилизации материального потребления к цивилизации разумного самоограничения за счет совершенствования самого человека, системы образования и общественных отношений.

         2. Переход от человека ограниченного к разумному и целостному.

         3. Раскрытие внутренних, то есть духовно-нравственных возможностей человека.

         4. Организация природосообразного социума и жизнестроя людей, способных обеспечить более полное раскрытие возможностей каждого.

         5. Внедрение новых научных открытий для обеспечения ресурсо- и энергосберегающей экономики и стратегии развития человека и общества.

         6. Освоение на базе равноправного международного сотрудничества и научно-техничекого прогресса новых территорий, жизненных пространств и сред обитания (космос, океан, подземный мир, сферы "малых воздействий", "тонких энергий").

         7. Смена модели восприятия мира человеком, переход от линейной и диалектической логик к спектральной логике, на основе которой и должна строиться новая парадигма управления природой и обществом.
 
 
 
       4.  Сможет ли КПРФ существенно влиять на происходящие  в России процессы?   
 
            Отметим сильные стороны КПРФ:
       

  1. КПРФ привыкла обходиться малыми ресурсами и опираться на людей убеждённых и преданных.

         2. Большинство членов КПРФ - люди серьёзные, ответственные и сознательные.

         3. В составе КПРФ и депутатского корпуса есть люди «элиты», широко известные и популярные.

         4. КПРФ все эти годы была самой массовой, авторитетной и последовательной политической организацией России. Она владеет уже сложившимся имиджем, проверенным «брэндом»,

обладает «политической монополией» на коммунистическую идеологию.

         5. Во главе КПРФ стоит один из самых популярных и известных политиков современности - Г.А. Зюганов.

         6. Идеология КПРФ аккумулировала в себе наиболее значимые для России и русских понятия и ценности, она сочетает в себе традиции как российского, так и советского прошлого и устремлена в будущее. Идеология КПРФ обладает системностью, многоаспектностью и отвечает требованиям времени, соответствует стремлениям большинства социально активных людей страны.

          7. От программных заявлений других политических партий программа КПРФ отличается не только системностью, масштабностью, но и здоровой радикальностью. Она отвечает интересам страны в целом.

         8. КПРФ устойчиво привлекает симпатии не менее 15-25% населения России и имеет поддержку за рубежом.       

         На основании критических замечаний проанализируем также слабые стороны КПРФ:

         1. Сужение доступа к административным, финансовым, информационным и другим ресурсам. (В ГД фракция КПРФ в 2016 году уменьшила свой состав и состоит из 43 депутатов. В региональных законодательных собраниях, исполнительных органах власти коммунисты представлены на уровне 12-14  %).

         2. Административное давление со стороны Президента, Правительства и «партии власти»; материальная и правовая зависимость от них.

         3. Судебные тяжбы, запугивания и аресты некоторых лидеров КПРФ и активистов.

         4. Власть стремится создать конкурентов КПРФ, вытеснить из политического пространства, перехватить её   лозунги, «приватизировать» патриотические достижения СССР.

         5. Политические конкуренты создают «партии-обманки», иногда порочат КПРФ и её лидеров, хотя не обладают ни организованностью, ни влиянием, ни системностью КПРФ.

         6. Антипропаганда, обработка общественного мнения через СМИ идеями антикоммунизма.

         7. Наличие в опыте строительства социализма в СССР слабых и отрицательных сторон. (Они есть у каждой властной системы).

         8. Человеческие жертвы революций 1917 г. и Гражданской войны, жертвы политических репрессий в СССР.

         9. Подкуп, переманивание перспективных членов КПРФ.

         10. Раскол внутри КПРФ и утрата контактов с некоторыми известными и яркими, идейно близкими, личностями (например, А.И. Подберёзкиным, С.Ю. Глазьевым, А.Г. Дугиным и другими). 

          11. Принцип лояльности в качестве основного для работы в КПРФ иногда более значим, чем компетентность, профессиональность, работоспособность и, тем более, инициативность.

         12. Существует возможность внедрение «пятой колонны». В КПРФ есть люди случайные, идейно незрелые, ограниченные.

         13. В рядах КПРФ преобладают пожилые люди. Мало молодёжи и людей пассионарных, инициативных. Ощущается усталость многих коммунистов, неверие в свои силы, отсутствие живой инициативы и «огонька».

          14. Нередко снижение качества молодых кадров, их исполнительской культуры, дисциплины и работоспособности аппарата по сравнению с прежними, более пожилыми. (Критерий «молодости» не должен быть главным, так как амбиции  молодых часто не соответствуют их возможностям).   
       

15. Живая сила, труд рядовых коммунистов не всегда используется рационально и правильно. Истинный потенциал работников редко реализуется в должной степени и нужном направлении. Горизонтальные связи и принцип взаимообмена информацией не используются в достаточной степени. Есть взаимное непонимание и обиды на ближайшее и высшее руководство. Социально-психологический аспект отношений между членами КПРФ, в основном, не учитывается.

         16. Слишком большое значение придаётся только протестным действиям, хотя реально в них готовы участвовать 10-13% населения. Успешность отстаивания интересов своих избирателей сводится чаще всего к отдельным акциям. Не хватает системности и непосредственной работы с людьми. (У автора на эту тему есть модель «Социальная диспетчерская»).
        

17. Используется мало новых социально-психологических, информационных и управленческих технологий.
  

       18. В пропагандистской деятельности преобладает рассудочный подход; не хватает живых эмоций, юмора и творчества. Преобладают вербальные формы воздействия на избирателей, хотя большинство людей склонны к невербальному и образному восприятию действительности. Недостаточно задействован Интернет и скайп; мало видеороликов о жизни коммунистов, депутатов; нет диалогов с населением.  
         

19. Общественное мнение в целом не в пользу политики и коммунистической идеологии (большинство людей аполитичны и не верят ни в какую идеологию).

         20. Не все потенциальные и реальные сторонников коммунистической идеологии связывают её с КПРФ, считая её социал-демократической или даже «пропутинской».
         

21. Некоторые лидеры КПРФ не обладают должной популярностью, часто подвергаются публичному высмеиванию со стороны СМИ и деятелей культуры.         
КПРФ не сможет преодолеть свои слабые стороны и по-настоящему использовать сильные, если не станет координатором широкого спектра политических и общественных сил, не сможет показать неизбежность сочетания исторических традиций с советской, коммунистической практикой, обосновать сложную, противоречивую идентичность современного человека и выстроить её организацию.  Координатор должен иметь структуру, соответствующую сложности решаемых задач и осознаваемой уже большинством сложности мироздания.
   

      В организационном плане лидер КПРФ должен взять на себя роль координатора, собирателя разнообразных социально-экономических сил и течений общества. Для этого можно провести своего рода инвентаризацию, «смотр» разнообразных общественно-политических структур, выявить потенциальных союзников во всех слоях общества (в частности, через перечень адресатов фракции и Г.А. Зюганова - по визиткам, письмам и т.п.). Закрепить их за соответствующими работниками аппарата и советниками Руководителя фракции. Привлечь к сотрудничеству несколько новых лиц и лиц, утраченных в результате прежних разногласий. За основу сотрудничества брать не столько лояльность и согласие с идеологией КПРФ, сколько возможность взаимного развития для решения общих задач, способность к самоорганизации. Можно составить список малых и больших дел и проблем, классифицировать их по принципу значимости и важности.

В идеологическом плане предстоит признать многоукладность экономики и жизнедеятельности общества. Предстоит перейти и к иной парадигме управлении. Автор называет её «спектрально-целостной». Она предполагает допуск принципа относительности и неопределённости, внесения «мишени наблюдателя» при оценке тех или иных событий, ограничение иерархии и развитие горизонтальных связей внутри политических структур КПРФ, признание права на противоречия и инакомыслие; индивидуальный подход к проблеме развития и самосовершенствования человека с учётом конкретного уровня сознания.  

         Помимо возрождения державы, восстановления власти Советов, обеспечения внутренней и внешней безопасности жизни граждан и достойного уровня жизни людей, наведения порядка в финансово-кредитной системе, борьбы с коррупцией, пропаганды народных предприятий и честного труда, в  программе КПРФ могут быть отражены вопросы: разработка программ молодежного строительства типа МЖК; приоритетное развитие инфраструктуры села и малых городов, льготное кредитование сельского хозяйства; разработка комплекса социальных, психологических мер по профилактике преступности, создание альтернативной (сложившейся практике лишения свободы) системы наказания для неопасных преступников; развитие самоуправления и народной инициативы, «социальных диспетчерских» по связи всех со всеми на базе государственных и общественно-политических структур; создание гражданских институтов общественного мнения и возрождение некоммерческих клубов общения по интересам; возрождение и развитие системы многопрофильных и многовозрастных клубов и досуговых учреждений, в том числе, по здоровому образу жизни (в школах, вузах и т.п.); организация Движения социальных новаторов и создание служб для поддержки новаторов и внедрения новаций и изобретений; создание Национального банка идей и проектов, школ обмена опытом и т.п.; формирование и поддержка поселений и городов опережающего развития: технополисов, наукоградов и экополисов; развитие научно-технического и социального прогнозирования; коллективная работа над идеологией и системой управления для решения проблем Ш-го тысячелетия в форме деловых игр, КВН и т.п.

         Особенно важно осветить вопросы, связанные с ролью общественных отношений не только на производстве, но и в быту, необходимости внедрения лучших достижений психологии и экологической грамотности в школах, вузах, в клубных формах работы.        
                            
 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (434)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход