В современном многоголосом мире так просто затеряться, сбиться с пути, утратить веру в себя и свои идеалы. И здесь воистину спасительным средством для нас становится искусство: вечные темы, мотивы и образы наделяют душу человека невиданной силой, жаждой жизни и борьбы за непреходящие ценности, помогают на секунду остановить свой бег и увидеть красоту повседневной жизни, обрадоваться маленьким чудесам, окружающим нас повсюду, но так часто остающимся незамеченными. Сохранить в человеке Человеческое, не потерять себя, пробиваясь сквозь паутину модных веяний и негатива – это так важно сейчас, в XXI веке. Хотя, нельзя не отметить, эта задача стояла перед людьми во все времена.
Обращаясь к поэзии, мы становимся свидетелями невероятных метаморфоз, превращающих мимолетное мгновение в вечность, «прикасаемся» к высшей тайне, прозреваем. О поэты, классики и современники, они такие разные, их творчество так многолико и разнопланово. Но объединяет их одно – умение видеть: видеть всё и всех, писать и говорить об этом, без стеснения, без оглядки, без страха; показывать нам то Прекрасное или Ужасное, что мы самостоятельно не в состоянии рассмотреть и постичь; показывать нам нас самих, такими, какие есть, без оправданий и мишуры. Фома Аквинский считал, что источник красоты произведения заключён в его творце, именно поэт рождает эстетику своего творчества, используя музыку слов и образную систему. Такова и наша современница – поэтесса Вера Котенёва, высекающая из искры будней пламя, согревающее сердца поклонников её стихов.
Поэзия Веры Котенёвой проверена временем и читателем. Её стихи охотно заучивают наизусть дети, они трогают до слёз женщин и восхищают некоторых мужчин. Стихотворения Веры Котенёвой легки по форме и глубоки по содержанию, несут в себе интересную, многоплановую смысловую нагрузку. Требовательный читатель также отметит добросовестное следование литературоведческим нормам, которыми сейчас повсеместно пренебрегают. Здесь и с рифмой, и с образной системой всё просто. А простота всегда привлекает. Здесь и эпитеты – «поток обновляющий», «страсти буйные», «нежарких речей», «сердца жар мучительный»– некоторые из которых подвержены инверсии. Эти словосочетания безусловно, усиливают эмоциональное восприятие стихов. Сравнение «Мы торопим года, / Как в погоне коней» («Ожидание») передаёт динамику произведения, отражает смены циклов человеческой жизни. От строчек веет экспрессией, стихотворение интересно и довольно самобытно.
Есть в этих стихах и другие тропы, которые не оставят равнодушным искушенного читателя. Удивительное свойство – при всей простоте, даже прозаичности содержания и полном отсутствии гротеска – ненавязчивая, едва уловимая гипербола. Такие эпитеты выглядят очень эффектно, способствуют выразительности поэтического текста. У Веры Котенёвой только так: если песнь, то «незабвенная», если печаль, то «вселенская», если молитва, то «горячая», если совесть, то «полузабытая», если солнце, то «щедрое». Олицетворения способствуют созданию образности: «тоненькие веточки [ивы] грустны», «вдруг пришли стихи», «[Россия] смотрит взором больного ребёнка», «старость дома не застанет», «ночь ... бросит тёмную шаль».
Умело использует автор и стилистические фигуры. Яркий пример – стихотворение «Безмерный риск…». Синтаксические конструкции просты и линейны, как мысль автора и сама жизнь, отдельные строчки напоминают лозунги, а многочисленные производные от слова «безмерный» не только не являются ошибкой с позиции литературоведения, но представляют собой интереснейшую анафору, несущую и интонационную, и серьезную смысловую нагрузку:
Безмерный риск, Безмерный труд, Безмерно прост, Безмерно крут. Безмерный жар – Уже пожар, Безмерный холод Ещё страшней, Безмерно не ешь, Безмерно не пей. Безмерная грусть Отступит пусть, И хохотать безмерно Выглядит очень скверно. Безмерные деньги Губят людей, Не лучше и бедность без меры, А как опасна Безмерная власть, В истории есть примеры. Безмерная горечь, Безмерная сласть... Чтобы в безмерность стиха не впасть (Краткости больше веры), Над словом имей, человече, власть... Только люби без меры!
Про «Оду поэтам провинции» хочется сказать отдельно. У меня была возможность сравнить черновик с готовым, обработанным стихотворением, которое впоследствии опубликовано в 13-ом выпуске альманаха «Клад». Есть любопытные моменты. Например, строка «грозясь зажечь стихотворенье» в черновом варианте выглядит так: «грозясь зачать стихотворенье». Глагол «зачать» (устар.) в значении «начать» в контексте всё-таки уступает по смыслу глаголу «зажечь», т.е. создать не просто что-то новое, а фееричное, подобное пламени, фейерверку. Ведь стихи нужно именно зажигать, только тогда они найдут своего читателя. Ещё один пример: «стоит в углу безмолвен, тих – / Намёк на образ или стих». В черновом варианте вместо «безмолвен» – «бесплотен». И здесь, по-моему, исправлено зря. Ведь «тих» и «безмолвен» – практически синонимы! Налицо избыток смысла. А бесплотность намёка никто не поставит под сомнение: логично и понятно. Во второй строчке первоначальный вариант: «стоит в углу бесплотен, тих – / Намёк на строчку или стих». Исправление абсолютно логично. Ведь одно из значений существительного «стих» – строка в стихотворении.
Метафора «Наше мирозданье – / Непрочное созданье» в стихотворении «Рассветы и закаты» воспринимается неоднозначно: с одной стороны, отражает философскую позицию поэта, а с другой – несовершенство рифмы. Хотя, может быть, это задумка автора? Есть в творчестве Веры Алексеевны и примеры неоправданных повторов местоимениий:
И зависть гадюкой-змеёю Шипя уползёт в тёмный лес, А жизнь твоя светлой зарею Твой дух вознесёт до небес. Свободной от скверны душою Ты будешь любить всех людей. Довольная миром, собою – Ты станешь всем ближе, милей.
В стихотворении «Зависть» повтор слова «мысль» кажется необоснованным, создается излишнее нагромождение: «Мысли от Бога не спрячешь – / Грешные мысли свои...». Конкретизация первой строки во второй, возможно, была бы более выразительной в случае однократного использования данной лексемы, при условии замены её в начале стихотворения.
Вера Котенёва – русский поэт, она навеки связана со своим народом, её душа болит и плачет о каждом, чьё счастье «пропито и пропето». В стихотворении с говорящим названием «Во мгле» она признает страшную правду и не стесняется посмотреть ей в глаза, предчувствует невзгоды и смело озвучивает: «Мы в плену у досадных причин, / Мы во мгле», «Мы невольники мелких страстей, / Мы невольники лжи и обмана…», – и тут же пытается определить дальнейшие события: «Простоту ли свою проклинать / Или рвать злого дьявола сети?»
Поэзия Веры Котенёвой интертекстуальна: в ней прослеживаются некрасовские, пушкинские, есенинские, мандельштамовские мотивы. Здесь есть и неоспоримые достоинства, и незначительные недостатки, лишний раз напоминающие нам из какого «сора» растут стихи. В этих строчках нет ничего случайного, всё служит единой цели: донести до читателя авторское восприятие действительности, определить в многообразии тем, образов и смыслов свой творческий путь, чтобы уже не сойти с него, смело следуя к новым поэтическим вершинам, оттачивая слог и «зажигая» сердца.