Обзор фестивальных спектаклей

Дата: 17 Апреля 2017 Автор: Ремес Ирина

Берешь в руки афишу XIV Международного сказочного театрального фестиваля, внимательно ее изучаешь… и готовишься душой принять щедрую порцию искусства. В этом году организаторам фестиваля вновь удалось сформировать разно­образную программу, в которой солировали столичные театры, новоуренгойские служители Мельпомены и их коллеги из Серова, а особую изюминку и международный статус фестивалю придали приглашенные гости из Болгарии. Но обо всем по порядку…
 
«ГАДКИЙ УТЕНОК» (6+)
Кукольную драму по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена на музыку Петра Чайковского на новоуренгойских подмостках поставила приглашенный режиссер из Сербии Эмилия Мрдакович. Ей прекрасно удалось соединить датскую фантазию и русскую музыку. Атмосферные куклы в форме башмаков, как отсылка к профессии отца-сказочника, появление на сцене образа самого писателя и неизменно волнующая детские сердца трогательная история в талантливом исполнении кукольников «Северной сцены». Тут невольно крикнешь: «Браво», что и делали зрители. Обсуждение этой сказки детским жюри было весьма эмоциональным. Юные ценители театрального искусства твердили, что эта история рекомендует впустить в сердце добро и безус­ловную любовь. Спектакль войдет в репертуарный план театра,  и его смогут посмотреть все желающие.
– Очень красивый спектакль, в котором хорошие актеры де­монстрируют потрясающую работу с куклами. Меня впечатлили технические возможности цехов: свет и звук – на высоте, – высказывает свое мнение о спектакле «Гадкий утенок» известный театральный критик Наталия Каминская.
 

«КОШКИН ДОМ» (3+)
Опера для детей – такого на «Я-мал, привет!» еще не было. Сказка Самуила Маршака не только «выш­ла» из книжки и телевизион­ного мультфильма на камерную сцену, но и «запела», причем, под живой оркестр. Хочется отметить невероятное обаяние, музыкальность и высокое актерское мастерство солистов Московского Государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац. Кстати, роли котят в опере режиссер предложил исполнить трем воспитанникам Образцового вокального коллектива «Алфавит» КСЦ «Газодобытчик». Всего одна репетиция – и новоуренгойские дети поют в спектакле так, что не отличишь от опытных артистов.
– Снимаю шляпу перед руководителем «Алфавита» Людмилой Ушанлы. Ее подопечные нас впечатлили. Очаровательные, музыкально точные, эмоциональные, талантливые – они исполнили свои роли идеально. Наш театр работает в определенном жанре, и нам не кажется, что опера сложна для детского восприятия. Наоборот, она помогает что-то понять, что-то почувствовать, пережить… Нас давно звали на этот замечательный фестиваль, но плотный график театральной жизни не позволял приехать. В этом году все случилось, и мы смогли сами оценить его радушную, уютную, в чем-то семейную атмосферу, о которой идет молва по всей стране, – рассказывает помощник режиссера театра Дмит­рий Дьяченко.
 

«РЕВИЗОР» (14+)
Классическая комедия, но в оригинальном исполнении Областного государственного театра кукол из Москвы. Премьера 2016 года. На сцене два плана – «живой» актерский и кукольный. Это добавляет еще большей комичности гоголевскому тексту. Интересно наблюдать не только за развитием событий, но и за неуемным полетом режиссерской мысли. Ты знаешь, что случится дальше, но не знаешь, как именно. Это держит зрителя в определенном тонусе. 
– Симбиоз куклы и человека – это сложный, но интересный процесс. Трудно было научиться переключаться с актера на кук­ловода и обратно. Впрочем, главный на сцене – не актер и не кукла, а смысл, который заставляет зрителя сопереживать, получать эмоции… Куклы же привносят в комедию изюминку, новые краски и более выпуклую образность, – считает актер Александр Третьяк.

 
«НЕ ЕЖИК» (4+)
Этот спектакль критик Олег Лоевский назвал «попсой», сделанной в лучших традициях российских театров юного зрителя. Претензии касались работы режиссера, художника-декоратора, костюмера… Эксперты в области театра твердят, что храмы искусства должны быть в непрерывном поиске новых форм подачи материала зрителю, чего они не обнаружили в «Не Ежике». Зато детям и их родителям эта премьер­ная постановка Областного государственного театра кукол очень понравилась. Малыши искренне сопереживали главному герою сказки, а после финала еще долго рассуждали на серьезные темы, поднятые в рамках театрального пространства. И даже взрослой публике «Не Ежик» показался умным и нескучным. Этому впечатлению способствовал и фьюжн актерского и кукольного существования на сцене, добавивший сказке образности, драматургии и остроты впечатлений.
– Попасть на «Я-мал, привет!» – это большая честь для любого театра, ведь сюда съезжаются самые лучшие. Фестиваль объемный, разноплановый, здесь работают с детьми, много мастер-классов. Отмечу безупречную организацию и теплую атмосферу. Нам удалось не только себя показать и на коллег посмотреть, но и съездить на Полярный круг, побывать на Празднике народов Севера, – делится впечатлениями актер Николай Мигов.
 

 

 

«УМКА» (5+)
Северная тематика смотрится колоритно не только на столичных сценах. Спрос на хороший спектакль для детей велик. И вот родители усаживают своих дочек и сыночков в театральные кресла. На сцене появляются герои известной сказки Юрия Яковлева в исполнении артистов Московского областного государственного теат­ра юного зрителя. Вновь наблюдаем популярную у режиссеров смену кукольного и актерского планов. Детвора на ближних рядах вовлеченно следила за развитием событий трогательной истории, а вот «галерка» через несколько минут после начала спектакля явно заскучала под убаюкивающее музыкальное сопровождение и приглушенный свет. В более камерной обстановке и впечатление было бы иное. Ведь дети любят уют ограниченного пространства, потому и мастерят себе сказочные домики, например, под столом, отгораживаясь от огромного мира.
– Спектакль «Умка» – премьерный, ему всего три месяца. В нем звучат серьезные философские темы, поэтому он более интересен детям старшего дошкольного возраста. Мы обратили внимание, что новоуренгойцы очень отзывчивы к искусству, тепло реагируют. Все премьеры театра лично отсматривает наш руководитель Нонна Гришаева. «Умка» ей понравился. Она отметила современный язык постановки, интересные режиссерские находки, – рассказывает директор театра Игорь Колобов-Тесля.  


 

 

«ФИГУРЫ» (0+)
Вот уже несколько лет подряд «Я-мал, привет!» радует спектак­лями для младенцев. Специальный проект для самых маленьких на этот раз представил Театр драмы имени Чехова из Серова. Попытка «поговорить» с малышами напоминала урок геометрии. Даже члены детского жюри, средний возраст которых шесть лет, после «Фигур» признались, что не все поняли в этом спектакле, что уж говорить о минимальной заявленной возрастной категории. Пока ниша «Baby-lab» остается в нашей стране на уровне эксперимента. Российские режиссеры продолжают совершенствовать искусство создания гармоничного театрального пространства для младенцев.
 
«ДЕЛО ЧЕСТИ» (16+)
Еще один спектакль серовского театра. Чтобы попасть в зал, сначала надо преодолеть натуральную декорацию у входа – металлическую клетку, олицетворяющую казенный дом и охраняемую колоритным персонажем с резиновой дубинкой за поясом. Низкий заборчик перед первым рядом превращает зрителей в присяжных заседателей. Перед началом спектакля тот самый охранник энергично разбивает дубинкой свой телефон, предупреждая, что такая же судьба ждет каждый мобильный, «случайно» зазвеневший во время спектакля. Действенный прием. Зрители послушно отключают сотовые, одновременно погружаясь в атмосферу остросоциальной пьесы, в основу которой легли реальные события. Криминальная история повествует про убийство 16-летней девушки. Драматический сюжет усиливается безупречной актерской игрой. Взрослые не играют в подростков, они перевоплощаются в них. Поэтому в кульминации спектакля так трогательно, проникновенно у Александры Незлученко, играющей роль пятнадцатилетней Улли, текут откровенные слезы. Катарсис зрителям обеспечен. Уже после спектакля актриса поделилась, что каждый раз пропускает историю через себя, поэтому и не сдерживает эмоций. Актуальность затронутых тем впечатлила в том числе жюри бабушек, и они номинировали постановку на специальный приз фестиваля. Критики и в этой режиссерской работе нашли повод для обсуждения.
– Замечания авторитетных театральных критиков Олега Лоевского и Наталии Каминской очень ценны для каждого режиссера. Именно благодаря такому профессиональному взгляду со стороны и без того постоянно трансформирующийся театральный продукт становится еще ближе к совершенству,–  сказал режиссер спектакля Петр Незлученко.
 

«СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ» (4+)
Спектакль привез Московский детский камерный театр кукол. Бережное отношение к народным и литературным традициям сказа, неспешность его повествования, чистая режиссерская работа, качество исполнения фольклорных песен – все это создало на сцене неповторимую атмосферу, которую высоко оценили и большая половина детского жюри, и теат­ральные критики. «Серебряное копытце» получило сразу два дип­лома фестиваля.
 
«РЫБАК И ЗОЛОТАЯ РЫБКА» (4+)
Режиссер и актер театра «Aladdin» Димитар Тодоров на фестивале уже во второй раз. Димитар говорит, что «Я-мал, привет!» сильно изменился в лучшую сторону, стал многограннее, объемнее. В Новый Уренгой он привез сказку по мотивам пушкинской истории. Постановка оказалась яркой, нескучной при своей поучительности и при этом понятной всем даже на болгарском языке. Критики отметили профессионализм режиссуры, а также обаятельность и мастерство актера. В свою очередь, Димитар во время круглого стола дал русским коллегам несколько творческих советов. В частности, маэстро рекомендовал им изменить технику поцелуев кукол во время спектакля: как и люди, они должны слегка наклонять голову, чтобы получилось правдоподобнее.
         
«ПАРАШЮТИСТЫ»
В репертуарный спектакль «Северной сцены» приглашенные педагоги московского интегрированного театра-студии «Круг» добавили эпизод с новыми актерами – коллективом художест­венного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Сюрприз» Дома детского творчества. Премьере предшествовала большая работа. Это и семинар для новоуренгой­ских педагогов, открывающий все секреты использования теат­ральной деятельности – средств реабилитации, развития, включения в культуру, а также непосредственно работу с особенными детьми.
– Процесс коррекции поведения особенных детей в пластическом театре происходит моментально за счет их включения в моделируемые на сцене жизненные ситуации. Такая творческая коммуникация творит чудеса, способствует их адаптации, – рассказывает Наталья Попова, режиссер студии «Круг».  
 
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Пять фестивальных дней пролетели на одном дыхании. Живое театральное искусство подарило всем прикоснувшимся к нему мир красоты, гармонии, волшебства, а также научило мечтать, заставило задуматься о чем-то важном… Все когда-то заканчивается. Впрочем, в нашем случае закрытие театрального фестиваля – это старт подготовки к следующему, кстати, юбилейному. Пятнадцатый «Я-мал, привет!» по задумке организаторов станет еще более ориентированным на подростковую аудиторию. В планах уникальные мастер-классы для артистов и зрителей; работа с детьми по написанию пьес, которые тут же сыграют профессио­нальные актеры; перформансы в стиле sitespecific, когда театральное пространство переносится из зрительного зала, например, в магазин, на улицу или офис; организация театрализованного квеста и, конечно, лучшие спектакли. «Я-мал, привет!», ждем возвращения! 

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1194)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход