Жизнь Серафимы Платоновой

Дата: 13 Апреля 2016 Автор: Леонтьев Сергей

       Рассказ о жизни Серафимы Платоновой мне хочется начать с воспоминаний самой Серафимы Филипповны, которые записала её старшая внучка Наташа. 
       

        Её младенчество выпало на предвоенные годы. Это время, в котором ещё отсутствовало многое из того, что сейчас окружает нас. Не было сложной техники и электронных средств связи, в селах только появлялись первые радиоприемники, на лошадях ездили чаще, чем на автомобилях. У работающих, особенно в сёлах, было очень много ручного, тяжёлого труда. Страна работала, стараясь развить свой экономический и военный потенциал, встретить во всеоружии любого противника, а тень войны уже накрывала страну. Напряжённо трудились и большие города, и такие маленькие сёла, как входившее в состав Курской области Нижняя Атаманская, где в большой трудовой крестьянской семье Устиновых 10 апреля 1938 года родилась дочь, которую назвали Серафимой. Отец и мать работали в колхозе не покладая рук, стараясь обеспечить детей всем необходимым.
        Три годика с лишним было маленькой Серафиме, когда грянула война. Со слезами и с надеждой на возвращение провожали семьи своих мужчин на фронт, защищать Родину пошёл и отец семейства Устиновых. Воевал он достойно, не раз был ранен, а однажды военные дороги чуть не привели его снова в родное село, но оно в те дни было уже занято немцами, и встреча не состоялась. Перенёсший ранения и контузию, отвоевавший своё отец, вернулся домой, и его с объятиями встретили мать Серафимы, все родные. И они рассказывали ему, как в эти лихие годы несли тяжкий крест оккупации, выживали, работали для фронта.
Отшумели грозные годы, вернулись домой фронтовики, росли дети в семьях участников войны. В 1946 году Серафима пошла в первый класс начальной школы. Но не были легкими и эти послевоенные годы – весной 1947 года пришел голод, и она, так же, как её сверстники, вынуждена была приостановить занятия в школе. Но всё же – мирная жизнь брала своё. Серафима продолжила занятия в родной школе, снова ходила на уроки, с интересом слушала учителей. Уже в те годы, будучи ученицей, она, как и все дети, работала в колхозе: копала и убирала картошку, укладывала сено. Её маленькие ручки не боялись взрослого труда. Старательную девочку приметили, и однажды её даже взяли работать няней в детском саду. Привычная ко всему, она носила воду на коромыслах, убирала, стирала. 
Она была хорошей помощницей для своей матери – помогала ей разносить почту, несмотря ни на что приходилось очень много доставлять корреспонденцию адресатам.
        Семилетку Серафима Устинова закончила в 1953 году и поступила в Старооскольскую школу в слободе Гумны. Затем, из‑за нехватки мест, её перевели учиться в школу №2. Школа находилась в городе, и ученикам того времени приходилось ходить туда пешком. Занятия начинались во вторую смену. Ходили по любой погоде – бывало и под дождём, и в сильный ветер. Чтобы просто дойти нужны время и силы, а потом ещё и уроки надо слушать!
        Ну а зимой, когда бушевали метели и трещали морозы, обучающиеся снимали в городе квартиры у хозяев и до выходных оставались в городе. Жила Серафима трудно: один рубль давали родители на неделю. Килограмм масла стоил в то время 60 рублей, а сеанс в кино – 20 копеек. А хотелось юной ученице и покушать, чтобы на учёбу сил хватало, и кино новое посмотреть. Как могла, делила она деньги, и в те годы снова и снова проявляла совсем не детскую серьёзность, самостоятельность и ответственность. Училась хорошо, учителя хвалили её за выполненные домашние задания.
       Повсюду нужны были хорошие счетоводы-бухгалтеры, и с окончанием школы она пошла на курсы бухгалтеров. По окончании курсов стала устраиваться на свинопункт бухгалтером, но по просьбе пожилой женщины, место которой Серафиме предложили, она отказалась от этой работы. В этом поступке проявилась и ответственность перед другими, и человечность, и сочувствие к пожилому человеку. Впрочем, это было летом, и работа не заставляла себя искать. Серафима сушила в колхозе яблоки, затаривала мешки с зерном. А в сентябре её назначили начальником Нижне-Чуфичевского почтового отделения, где она и проработала до 1961 года.
Устраивалась и семейная жизнь. В 1960 году, после рождественского поста, её посватал Василий Семёнович Платонов. У неё не было планов немедленно заводить семью, но, подумав о том, что все её подруги уже семейные, молодая девушка согласилась. Свёкор, Семён Иванович, предложил молодым поскорее зарегистрироваться, а не тратить на размышления три дня после сватовства, как полагалось по обычаю. Попросили председателя колхоза зарегистрировать пару «одним днём», и тот согласился. Так и вышло, что замуж не спешила, а зарегистрироваться – сама просила.
         Семейное счастье. Говорят, что для мужа и жены оно заключается в детях. И в этом смысле Серафима Филипповна познала его в полной мере. 
       В ноябре 1960 года у неё родился первенец – сын Сергей, в июне 1962 – дочь Татьяна. Когда дочери не было ещё и двух месяцев, Серафима Филипповна устроилась на работу в сберкассу, подменять контролёра-кассира. Вместе с прибавлением в семействе у Серафимы Филипповны прибавлялись и успехи в её трудовой биографии. В 1964 году родилась дочь Ирина. Воспитывать детей и подниматься по ступеням трудовой биографии – нагрузка, которую не каждая выдержит.

       Кормить детей, обстирывать, воспитывать, учить правильно себя вести, помогать готовить уроки – это само по себе целая «трудовая смена». И на неё она «заступала» после напряжённого трудового дня на производстве! Она всё выдерживала! В 1966 году стала работать в Старооскольском филиале рабочего снабжения железной дороги – счетоводом, поступила заочно в Курский торговый техникум, чтобы выучиться на бухгалтера. Через год по беременности взяла академический отпуск на один год, и только после рождения дочери Людмилы в 1968 году окончила обучение заочно. Её познания и опыт пригодились для работы на предприятиях: она трудилась сначала бухгалтером хлебозавода Старооскольского филиала рабочего снабжения железной дороги – ОРСа, затем была назначена старшим бухгалтером, вела экономическую и плановую работу, составляла планы и калькуляции. И еще раз – отпуск по беременности. В 1977 году у неё родился сын Павел. И после этого она проработала десять лет до пенсии, и ещё «прихватила» три года после наступления пенсионного возраста.
        За время работы в ОРСе Серафима Филипповна перенимала профессиональный опыт у начальника Старооскольского филиала Георгия Дмитриевича Еремина, главного бухгалтера Тихона Никитовича Коротких, начальника филиала рабочего снабжения Тамары Васильевны Ореховой, начальника торгового отдела Валентины Петровны Пахомовой, и сама была наставником, учила начинающих работников.
        Только в 1990 году для Серафимы Филипповны наступило время заслуженного отдыха. Знакомые говорили, что такой работой, такой жизнью она трижды его заслужила. Работая на производстве и воспитывая детей, никогда не забывала она о том, что с работы на земле всё началось. И у себя на участке в деревне, и под окном многоквартирного дома растила прекрасные цветы, ухаживала за растениями. И разве могла она, деятельный и общительный человек, выйдя на пенсию, ограничиться узким кругом собственных забот? Она всегда была, и в пожилые годы не переставала быть центром притяжения всей своей родни, «заводилой» родственных праздников и семейных занятий. Многое можно вспомнить. Ежегодные сборы семьи на посадку и уборку картошки проходили шумно и весело. Остались в памяти детей и внуков, и комичные моменты: ироничные замечания отца сыновьям о слишком частом затачивании лопаты и хождении за питьевой водой, попытки открыть в земле тайники и многое другое.
           Всю свою жизнь посвятила Серафима Филипповна семье и труду, учила, кормила, одевала и обувала, много шила и перешивала.
А какими занимательными были праздники! Сладости, подарки, получаемые от родственников и коллег, всегда делились поровну среди детей, иногда – в весёлых играх. Например, в одной такой игре среди детишек распределялись пряники, конфеты, мандарины...
Ведущий, кто-то из ребят, закрывал глаза, а Серафима Филипповна доставала припасённое и спрашивала: «Кому?» И тот называл имя счастливого обладателя.
        – Трудно перечислить всё то, что для нас делала мама с наших ранних лет. Она добрая рукодельница – шила для нас, пекла, стирала, и учила нас не быть белоручками, работать и учиться, – говорит её дочь, Татьяна, – Она помогала нам готовить уроки и внимательно всё проверяла. Мама преклонялась перед знаниями, учёбой – и старалась привить нам эту любовь. Она добивалась того, чтобы все мы, её дети и внуки, получили высшее образование – так и вышло, все ее дети закончили вузы в разных городах страны. Удивительно, как её на всё хватало. Выйдя на пенсию, завела в деревне хозяйство, у нас были коровы, куры, всегда свежие овощи и фрукты. У неё была хорошая память, она хорошо помнила любимые стихи Пушкина… Помню, как все мы ёлку наряжали вместе с ней и радовались, и ничего не изменилось, когда мы были уже взрослыми. Мама – это связующее звено между всеми нашими родственниками. Её братья и сёстры были разбросаны по разным городам страны – и все они приезжали к нам в гости и на встречи – из Мурманска, Волгограда и Красноярска. Мама учила нас, детей, заботиться и помогать друг другу, не бросать в беде, быть вместе, не терять родства и дружбы – не все матери это умеют.
       Подобно тому, насколько требовательной она была к себе, так же она относилась к своим близким: не допускала у них вредных привычек. Зато книг в дому было много, стремление к доброму знанию поощрялось и словом и делом. Великий русский писатель Антон Чехов говорил, что в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, душа, и мысли. Серафима Филипповна старалась хорошо и по моде одеваться, носила высокие каблуки, была отлично причёсана. И этот принцип –  быть красивым – передала своим детям...
        Богатство её души находило разные способы выражения. И однажды к ней пришли стихотворные строчки, и она их записала. Поначалу совсем бесхитростные, наивные. Потом – ещё и ещё. И вот – открылась новая страничка в её жизни – творчество. Для неё стихи были способом растревожить душу, она не ставила перед собой задачу заниматься литературной учёбой, совершенствовать форму и способ выражения, технические детали стихосложения. Хотя при её таланте и душевных силах ей это было по плечу. Её стихи публиковали старооскольские газеты. Шли годы, заветная тетрадь полнилась новыми строчками. При жизни она не думала издавать их отдельной книгой. Но после её ухода отпечатки её души – в этой книге. 
        О чём она писала? О своём трепетном отношении к природе, к божьим радостям – солнцу, свету, зелени, дождям и громам. И, даже не занимаясь литературным образованием и учёбой, порою по наитию создавала интересные образы. Например, представляя читателю картинку грозы, она изображает молнию и гром сестрой и братом, которые весело беседуют. Очень интересный образ, не часто его встретишь даже в изданной поэзии! Трогают до слёз её стихи, посвящённые внукам, писала она посвящения своим детям. Волновали автора стихов наши обыденные горести и проблемы, болела её душа в земной жизни за нашу страну, за её страдальцев и простых людей. Много писала она о Великой Отечественной войне. И гнев к обидчикам земли нашей возникал в её стихах... Звучит в её строчках живая история, искренне написанная биография человека, вложившего свою жизнь в добро и продолжение жизни всего человечества.
       

        Однажды, собравшись с духом, она пришла со своими стихами в старооскольскую организацию Российского общества современных авторов (РОСА). Показала их редактору издательства РОСА Сергею Галиченко. Потом беседовала с другими пишущими, показывала свои строчки им. С первых же встреч она подружились с членами объединения, а люди в нём – разных возрастов, вкусов, с разным опытом литературного творчества. И её полюбили в РОСА – за понимание и умение выслушать человека, за жизнелюбие и бодрость.
        – Её общительность, сердечность привлекали к ней многих, – говорит Сергей Викторович. – Серафима Платонова никогда не отрекалась от душевной молодости и всегда подбадривала своих новых друзей, если это было нужно. Никаких ссылок на возраст и болезни. Любознательность, общительность и стремление узнать новое – вот её черты, которые не всегда обнаружишь даже в молодом человеке. А в ней это было. И, конечно, ей помогал общаться с людьми большой жизненный опыт, это – опыт душевного общения.
        Добрые слова о Серафиме Филипповне говорят и другие члены объединения. Узнав о том, что она ушла от нас в мир небесный, старооскольский композитор и исполнитель Игорь Таранухо написал песню, посвящённую её памяти.
– К сожалению, часто бывает так, что мы посвящаем кому-то свои строчки уже тогда, когда человека нет, – сожалеет он. – Но я благодарен ей за то, что она была в судьбе нашего творческого коллектива.
       Жизнелюбие и общительность Серафимы Филипповны не ограничивали её интерес только художественной литературой, она активно сотрудничала с прессой, давала интервью, и особенно часто в этих интервью звучали её сердечные слова, адресованные ветеранам войны. 
Её поколение называют «детьми войны», и она не забывала, что такое война и кто избавил её детей и внуков от угрозы фашизма. 
Тяжёлую дорогу боёв прошёл её отец, его братья, и она всю жизнь почитала не только своих фронтовиков, не давая и другим своим ровесникам забывать святые места и даты.
        10 апреля 2016 года ей исполнилось бы 78 лет.
        За неё продолжают жить её дети, внуки и правнуки. По дорогам жизни идут сыновья Сергей и Павел, дочери Татьяна, Ирина и Людмила, внуки Наташа, Валерия, Инна, Марина, Юлия, Андрей, Иван и Фёдор, и уже глядят на свет правнуки Оленька, Ярослав, Мирославна и Валерия.               Жизнь продолжается.

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход