Вспоминается далекие годы детства. На соседней улице жил немой рыжий. В то время ему было около двадцати лет. Высокий здоровый детина с кучерявой рыжей шевелюрой. Как-то услышал от ребят, что он сильно злится, когда его дразнят – «рыжий», не имея возможности ответить или выругаться. Не любитель дразнится, мне любопытно захотелось увидеть, как он злится. Как-то встретив его на улице, я издалека стал кричать на него, – «Рыжий, рыжий!». Он схватил камень и бросил в мою сторону. Запомнилось выражение его лица. В нем не было злобы, а было простое желание каким-то способом среагировать на обиду. В прошествии лет мне было неловко за свой поступок.
Человек так устроен, что ему присуще чувство своей причастности к обществу, в котором он живет. Отличительные признаки, не вписывающиеся в общий уклад, традиции, становятся предметом неприятия и порицания. Многое зависит от поведения самого индивида. Здесь грань чувственного восприятия очень тонка. Внешний вид лишь предлог для неприятия. В пределах любой национальности, общности людей имеется большое разнообразие типажей. Высокие – низкие, толстые – тощие, с разным цветом волос, ушастые, носатые и прочее…
Однако эти внешние разновидности не является предметом общественного неприятия и вписывается в картину жизни. Если человек не выделяется своим поведением от общей массы, то он может быть и рыжим, и толстым, и прочим, и даже «белой вороной», над которой будут незлобно смеяться или подтрунивать. Как правило «белая ворона» сама обращает внимание на свое отличие и незримо изменяет свое поведение, провоцируя на неприятие.
Основной, глубинной причиной отторжения и неприятия в человеческих сообществах является отличительное поведение индивида. Безусловно, включающее в себя его культуру, характер, манеры, язык.
Вероятно, это связано с выработанным коллективным бессознательным архетипом поведения наших далеких предков, когда люди жили племенами и общинами. Групповые обычаи и традиции отрабатывались в жестких внешних условиях. Удачный результат положительного нового опыта при изменении поведения одного индивида в условиях неразвитых орудий труда и способов охоты был очень редок и непредсказуем для дальнейшего использования. Что такое хорошо, а что такое плохо – в природе условно и имеет обширный диапазон возможных поведенческих реакций. Человек только после полученного опыта и сложившихся традиций и обычаев дает оценку поведения другого соплеменника.
Изменение отработанных эволюцией поведения и связанных и ним обычаев в большинстве случаев грозило гибелью популяции. Поэтому «белые вороны», как источник изменения поведения подавлялись, или отторгались, поскольку несли угрозу жизни общины, племени. С развитием общественных отношений и усложнением многообразных связей между людьми у индивидуальностей появились ниши, в которых они смогли выживать и существовать. В назревший исторический момент развития человеческих сообществ, когда количество таких творческих индивидуальностей составило достаточный предел, началась цепная реакция развития культуры, техники, общественных отношений. Остальная и основная масса людей продолжала жить, подражая уже полученному опыту поведения, трансформируя его в национальные традиции и обычаи.
Изложенная исходная предпосылка концептуально в сжатом виде предполагает понимание механизма развития общественных отношений в различных социальных средах в рамках психологии поведения и сложившихся архетипов внутри общественных групп людей. Точнее один из механизмов развития человеческих сообществ.
Есть объективные причины изменений в поведении людей и общественных отношений, связанные с внешней средой, техническим прогрессом, политикой и экономикой… Но, не поняв психологию поведения отдельных личностей, мы не сможем разобраться в сложном процессе эволюции человека. Порой даже генетика бессильна перед устоявшимися традициями и обычаями людских сообществ. И что первично в процессе эволюции генетика или тип поведения трудно с определенной уверенностью доказать. Генотип человека отрабатывает свое новое поведение и признаки в уже имеющихся традициях и обычаях. И какой бы мощной генетикой он не обладал, не все устои общества можно отринуть и подчинить другой отличительной психологии поведения. Многое зависит от сочетания случайных факторов, как внешней среды, так и от разнообразия самих отдельных личностей. В смысле их психологии поведения, характеров и типов мышления.
Дарвинская теория эволюции человека, построена на естественном отборе и генетических мутациях, используя логику детерминизма как некого причинно обусловленного механизма.
Допуская варьирование случайных мутаций генотипов в рамках благоприятных условий и среды, она не рассматривает психофизику поведения человека, которая может иметь свой набор признаков, не записанных в генетическом коде и не быть связанной с изменяющейся внешней средой, в том числе и социальной. Психофизика человека и его поведение в различных сочетаниях представляют собой своеобразный пространственный фантом, который ни в каких биологических программах не записан, но объективно воздействует на развитие и эволюцию человека как индивида и как существа коллективного в рамках общественных образований и отношений.
В «естественный отбор» не преднамеренно, в рамках логики прошлых поколений заложена интересная хитрость, которая в настоящем нередко используется в спекулятивных целях. Институт частной собственности построен на логической дефиниции: выживает сильнейший и умнейший, который может совершенствовать свои генетические признаки и передавать их по наследству.
Оставим в стороне механическую составляющую «естественного отбора», которая не всегда адекватна принятой логике теории эволюции. Мутации генетических признаков по наследству могут приводить к тому, что у сильнейшего и умнейшего рождаются дети с отклонениями не совместимыми с их возможной практической деятельностью. Подобные наследственные казусы явились одной из причин отказа от института монархии. Не может жизнь современного государства и народа зависеть от случайно неудачно родившегося неполноценного наследника престола.
Спекулятивная хитрость в другом. В изменении и отработке поведения в рамках уже имеющихся генотипов и даже традиций. То есть мы можем наблюдать личность, имеющую прекрасные физические и умственные данные. Хороший семьянин, не выделяющийся в своем поведении от общепринятых норм. Есть небольшая отличительная особенность. Он честный и принципиальный человек. Попав в среду властного управления, где ложь и беспринципность норма, он становится тем самым «рыжим».
В случайно сложившихся исторических обстоятельствах преимущество могут получить не сильнейшие и умнейшие, а наглейшие и попросту мошенники. Не потому что они обладают преимуществами по сути, а потому, что для них создались благоприятные условия. Бесполезно им что-то доказывать на языке человеческой логики и морали. На основе своего поведения они отрабатывают свои новые генетические признаки. Совесть, порядочность, чувство рациональной меры, которые отрабатывались веками, как способ сосуществовать, отходят на второй план. Перестают быть значимыми.
В широкой народной среде они (совесть, порядочность, чувство рациональной меры) еще пока сохраняются, поскольку сами по себе не являются благими признаками поведения и духовной ипостасью. Корни совести, порядочности, чувства рациональной меры и разумной логики лежат глубоко в архетипах поведения человеческих сообществ и популяций. Опираясь на отработанные архетипы поведения можно вести успешную практическую деятельность, приспосабливаясь к новым условиям внешней среды, как природной, так и социальной. Религия, обычаи и традиции – это уже рожденные эволюцией внешние формы и способы объективно отразить и сохранить в сознании человека свою действенную сущность.