Друг друга тяготы носите!..

Дата: 16 Декабря 2015 Автор: Лащёв Олег

      Очерк о  крестном  ходе, состоявшемся  29 ноября 2015 года в  селе Сухарево Валуйского района   Белгородской области

с Иерусалимской иконой Божией Матери

 

 

 На фото: иерусалимская икона Божией Матери

 

  День выдался пасмурный и ветреный. В Сухарево я не в первый раз, но именно в этом крестном ходе, да ещё и  в  такое  холодное время года  принимаю участие впервые. Мне и другим участникам предстоит пройти девять километров  со  списком  с Иерусалимской иконы Божией Матери  по  горе Голгофе  и  по окрестностям Нового Иерусалима. Да, да -я не оговорился . Дело  в том, что Иерусалим, о котором пойдет ниже речь, находится не в знойной Палестине, а в нашей области, в Валуйском районе Белгородской области.

    Сделаю отступление о предыстории праздника. Именно здесь, в 2008 году стараниями настоятеля Введенского храма села Сухарево иеросхимонаха Феодора, прихожан, паломников началось строительство монастыря  Воскресения Христова Града Обительного Иерусалима Нового. Для православных христиан Иерусалим имеет не только историческое, культурное, но  и мистическое значение. Духовный Иерусалим - это  земля, где будут жить люди с преображенным сердцем, всецело любящие Бога, Его Пречистую Матерь и друг друга. Место для строительства Нового Иерусалима было выбрано на самом высоком холме, возвышающемся над окрестностями села. Сейчас это место получило  название – гора Голгофа, в воспоминание крестных страдании Сына Божьего. В настоящее время архитектурно-ландшафтный ансамбль обители, хоть и в миниатюре, но представляет собой подобие Иерусалимских святынь, выполненных из дерева и  камня: это и Кувуклия с приделом Ангела, святые врата обители, башни, храм Рождества  Иоанна Крестителя, Голгофа, Камень Помазания… 

 

на фото: общий вид на Новый Иерусалим

 

      В 2012 году Иерусалимской православной паломнической общиной "Елеон 2000" (Иерусалимский патриархат) в дар Воскресенскому монастырю села Сухарево Валуйского района  был принесен список  с Иерусалимской иконы Божией Матери. 1 декабря 2012     икона  Божией матери прибыла на Валуйскую землю. С этого времени установилась традиция отмечать это радостное событие крестным ходом. В этом году   иеросхимонах Феодор благословил провести крестный ход чуть раньше, в воскресенье 29 ноября, так  как   1 декабря  выпадало на  будний день.

     В 10 часов утра под несмолкаемый колокольный звон  мы, неся в руках хоругви, кресты, иконы и главную святыню,  - Иерусалимскую Икону Божией Матери - двинулись  в путь. Перед шествием мне поручили нести одну из хоругвей. Не предполагая, что мне выпадет такая честь, перчатки я оставил дома, ведь синоптики обещали днем около нуля. Беру в руки хоругвь с изображением Святой Троицы. Древко хоругви достаточно тяжелое. Встречный ветер обжигает  пальцы. Первые метры крестного хода даются тяжело, в голову лезут навязчивые мысли: «зачем ты сюда приехал в такую погоду», « ты заболеешь», « ты не выдержишь». Понимаю, что исконный враг рода человеческого не дремлет. Понемногу  заставляю  себя молиться, подпевая певчим: «Радуйся радосте наша, покрый нас от всякого зла  честным своим омофором». К счастью, один из участников поделился со мной одной из перчаток, поэтому стало  полегче.   Двигаемся вниз. По ходу движения обозреваю окрестности. Вид с возвышенности  изумительный. Слева виднеются  холмы в паволоке тумана, покрытые  вечно зелеными соснами. Внизу   раскинулось село, а за ним - бескрайние поля, которые  сливаются   с небом. На краю села  величаво отдыхает белый  Введенский храм. Он ждет богомольцев.

 

 

   на фото: отец Фёодор (в голубом облачении)  

 

Первая остановка  именно у Введенского  храма. Отец настоятель прочитал часть акафиста Иерусалимской Иконе Богородицы, Воскресное Евангелие и окропил присутствующих святой водой. Крестный ход двинулся дальше по селу. На каждом перепутье дорог села  батюшка останавливается, читает Евангелие, кропит богомольцев и воздух святой водой. На обочине   встречаются редкие постоянные жители села. Некоторые из них крестятся, другие  в недоумении. Думаю про себя:  « Вы даже не подозреваете, какая вам выпала радость жить в таком месте  и с  таким священником». Большинство участников крестного хода  съехалось  из разных районов  Белгородщины, но есть богомольцы и из других областей, даже из Москвы. Местных совсем немного. Воистину: «нет пророка в своем Отечестве». Останавливаемся у въезда в село. Очередное Евангелие и окропление. Нас ожидала небольшая остановка в пути, так как, по традиции, участники Крестного хода должны пройти под иконой, установленной на деревянные носилки, которые четверо мужчин держат на своих плечах.  Подходит  молодой парень. Предлагает  вместо меня понести хоругвь. Испытываю противоречивые чувства.  С одной стороны, идти без хоругви, конечно, легче, но с другой – как-то не хочется показаться слабаком. Все-таки решаю отдать хоругвь просящему, ведь ему надо тоже  насладиться торжеством. Успокаиваю себя тем, что надо сделать несколько фотоснимков, да и при необходимости могу попросить мне вернуть  православное знамя. Крестный ход возвращается в обитель другой дорогой, в обход села, через поле. Мысленно прошу у Бога разума, здравия, терпения себе, жене, детям и родственникам. Думаю, что о том же молятся и все остальные. Делаю несколько фотоснимков, попутно любуясь пейзажем. Замечаю, что нас, оказывается, сопровождают  четыре всадника на конях. Одним  из наездников является молодая женщина, сидящая в седле достаточно уверенно.         Воскресенскому монастырю принадлежит около десятка коней и сам отец-настоятель является любителем верховой езды.  На фоне бескрайних  просторов по-особенному воспринимаются   стихи  Ф.Тютчева: 

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

 В Россию можно только верить. 

 

   Впереди  у нас остановки у двух Поклонных  Крестов. Эти кресты ранее  установил со своими прихожанами отец Феодор. Останавливаемся  у первого Креста, молимся. Обращаю внимание, что у одного мужчины, несущего хоругвь  с Ликом Спасителя, на руках  нет перчаток. Предлагаю  временно  понести  хоругвь.  Он соглашается, и крестный ход двигается дальше. Меня догоняет незнакомец, сует в руки теплые перчатки. Ну, теперь совсем легко! Все участники шествия попеременно подменяют друг друга в несении хоругвей, икон, крестов, поют церковные песнопения. Последняя остановка у  Поклонного Креста. Батюшка дочитывает акафист. Передо мной стоит   белгородец с очень  усталым лицом. Выясняется, что он  всю ночь простоял на богослужении в храме, не спал ни минуты. Отец Феодор в последний раз окропляет всех святой водой, причем больше всех достается белгородцу для подкрепления его сил. Меня просит вернуть  православное знамя с Ликом  Спасителя    прежний  хоругвеносец. С неохотой возвращаю.  Ищу глазами тех, кого можно подменить в несении хоругви. Рядом  шествует    пожилой человек лет шестидесяти пяти. Он соглашается отдохнуть и вручает мне хоругвь с ликом равноапостольного князя Владимира. Последний отрезок пути оказывается самым сложным. Движемся в гору при встречном ветре, который остервенело  вырывает из рук наши святыни. Тело  начинает пробирать холод. От свиста ветра почти не слышно  певчих. Надо петь  самим. Моим попутчиком оказывается тезка, и хоругвь у него тоже голубого цвета. Нараспев много раз  читаем  молитву: «Богородице Дево радуйся…». Постепенно  холод из тела уходит, на душе становится легко и радостно. Заворачиваем в небольшую посадку, выходим из нее, и перед нами   уже виднеется Новый  Иерусалим. Зрелище величественное. Монастырь кажется парит на фоне серого неба среди разорванных облаков.

     Хоругвеносцы останавливаются, так как немного оторвались от остальных. Взглядом отыскиваю парня, которому отдал  хоругвь  еще в середине пути. Вид у него торжественно-серьёзный. Кажется, он готов пронести ее, если надо, еще несколько километров. Нас догоняют богомольцы и отец  Феодор, который  возглашает:

-Христос Воскресе!

-Воистину Воскресе !

      Батюшка: «Христос Воскресе»

-Воистину Воскресе !

     И последний раз: «Христос Воскресе!»

-Воистину Воскресе!

     Батюшка улыбается: « Как вы сразу возрадовались!» Улыбаемся и мы.

      Под праздничный трезвон входим в обитель. Смотрю на часы: 14.30. Крестный ход  уложился в четыре с половиной часа. Торжественно  входим в  храм  Рождества  Иоанна Крестителя. Все собравшиеся в храме кажутся близкими друзьями. Молитва настоятеля перед Образом Богоматери и проповедь. Из проповеди   запоминаются слова  о том, что человек не может взять на себя многие простые вещи, если ему не даётся свыше. Надо надеяться, верить и терпеливо ждать Воскресения Святой Руси. Вспоминаю стихи Сергея Бехтеева, написанные им в мятежном 1919 году:

 

Пронесется над Русью малиновый звон,

Утопая в лазурях небес,

И поведает миру подлунному он,

Что народ православный воскрес!

 

     Батюшка  благословляет собравшихся и просит принять участие в совместной трапезе. Внутренне удивляюсь   крепости его  духа:  ночная служба, исповедь, причастие, крестный ход. А ведь  ему - 70 лет! Отобедав, с чувством глубокого умиротворения,  прощаюсь  с обителью и с новыми друзьями. Со своими земляками  сажусь в  машину. На обратном пути размышляю о том, что сейчас много говорится  о  построении солидарного общества. А ведь ничто так не соединяет людей, как совместное преодоление трудностей в движении к единой  цели. В голове всплывают и долго  звучат апостольские слова: «друг друга тяготы носите  и тем исполните закон Христов».  

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1836)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход