"Поэтическая репутация" В. Высоцкого сквозь прочтение стихотворения «Памятник»

Дата: 8 Декабря 2015 Автор: Жиляков С.В.

      Полемическое отношение к поэтической славе, а через ее образ и к «памятнику», начатое в русской лирике В. Маяковским и В. Каменским, поддерживается и продолжается в лирике В.С. Высоцкого. 

      В 1973 г. им был написан «Памятник», произведение, стоящее в ряду долговой многовековой традиции одноименного жанра. В нем биографическая тема переплетается с панегирической, открывается и по-своему решается проблема славы поэта.

                                            Я при жизни был рослым и стройным,

                                            Не боялся ни слова, ни пули

                                            И в привычные рамки не лез.

                                            Но с тех пор, как считаюсь покойным, –

                                            Охромили меня и согнули,

                                            К пьедесталу прибив ахиллес!

                                            Не стряхнуть мне гранитного мяса

                                            И не вытащить из постамента

                                            Ахиллесову  эту пяту,

                                            И железные рёбра каркаса

                                            Мёртво схвачены слоем цемента –

                                            Только судороги по хребту [2].

         Эти строки «Памятника» послужили заключением, согласно Е.И. Солнышкиной,  о том, что «жизнь несвободная для героя даже после смерти – тюрьма» [6, с. 172].

       Данное замечание верно в рамках рассмотрения темы свободы в творчестве Высоцкого. Однако альтернативный взгляд на «Памятник» в контексте традиции жанра представлен в выступлениях и работах В.А. Зайцева, Вл.И. Новикова, Г.Н. Токарева и Ю.В. Шатина [3, с. 65-70; 4; 7; 8]. 

     В частности, согласно В.А. Зайцеву, «Памятник» Высоцкого «модифицировался в новую форму «монолога памятника», которая приобретает черты исповедальности» [3, с. 69].  В стихотворении, с точки зрения Ю.В. Шатина, «последовательно  описывается весь путь, проделанный   жанром от мифологизации образа поэтической славы до демифологизации образа поэта» [8, с. 207].  И действительно, «Памятник» начинается с описания превращения лирического героя в монумент как символ вечности (описывается снятие посмертной маски), затем происходит открытие памятника, сопровождаемое песенным аккомпанементом:

Тишина надо мной раскололась,

Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет,
Мой отчаяньем сорванный волос

Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.

       Очевидно, здесь вплетается еще один тематический мотив, представленный оппозиционно, мотив лжи и правды. Лирическому герою не по вкусу его статус в роли стандартизированного памятника, тем более не похожего на живой оригинал. Он решает совершить обратное превращение – выломиться из образа памятника, сковавшего его личность и вернуться «к себе-истинному» [1, с. 27].

Командора шаги злы и гулки.
Я решил: как во времени оном –
Не пройтись ли, по плитам звеня? –
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном

И осыпались камни с меня.

Накренился я – гол, безобразен, –
Но и падая – вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой, –
И, когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров все же
Прохрипел я похоже: «Живой!»

И паденье меня и согнуло

И сломало,

Но торчат мои острые скулы

Из металла.

Не сумел я, как было угодно –

Шито-крыто.

Я, напротив, ушел всенародно,

Из гранита.

 

      Лирический герой Высоцкого добивается своего – низвергает памятник (темницу души) с пьедестала и вновь становится живым. Это отрицание, нежелание быть памятником связывает Высоцкого с Маяковским и Каменским и по-модернистки обытовляет миф, развенчивая его трансформативное начало. При всем при этом кульминация развития сценария этого действия достигает апогея именно в «Памятнике» Высоцкого. Не зря поэт описывает открытие памятника при искусственном пении его же «с намагниченных лент». Смерть искажает истинные прижизненные черты человека и возводит его в ранг кумира нередко путем лицемерного почитания и прославления.

      С нашей точки зрения, жанр «Памятника» модифицировался не только вследствие исторической смены литературных эпох (полемика с классикой несомненна), но также свою роль в этом процессе сыграло то обстоятельство, что В. Высоцкий, как и его творческие предтечи,  были ориентированы в своем творчестве на рецепцию их устной «живой» речи. Отсюда исповедальность, пророчество слова. В. Маяковский и Вл. Ходасевич выступали перед публикой с декламацией своих стихов, а Высоцкий исполнял свои песни под гитару (аэд, рапсод). В связи с этим мы выделяем оппозицию «памятник» – «антипамятник» в соотношении «письменное слово»  – «устное слово». С этой стороны понятным становится противление памятникам, как символам неживого, искусственного слова. Поэтому мало что остается от традиции кроме общей тематической направленности, а «память» структуре стихотворения полностью стирается. В традиции написания (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин) образ памятника – символ поэтической славы, поэтому он метафоричен и вместе с тем метафизичен (как абстрактна слава), то у Высоцкого памятник материализуется, конкретизируется, становится объектом. Отсюда и движение поэтической мысли уже обращено у поэта, в частности, на внешнюю описательную сторону памятника. Недоверие, высказанное Высоцким вечной славе, перемешивается еще с одной важной составляющей поэтического творчества – репутацией.

       Репутация – это не только мнение, честь, имидж, доверие, авторитет [5, с. 7-28], но и способность оставаться самим собой в лучших проявлениях, не потерять узнаваемое «лицо» и быть таким, каким тебя воспринимали современники. По своей убежденности В. Высоцкий, заложив идею несогласия с традиционной славой, отдаляющей поэта от народа, эгоизирующего его, остался, как и «при жизни», в «Памятнике», близким народу («ушел всенародно»), ярким поборником «диссидентской», оппозиционной программы по отношению к власти, также, как и к ханжеству самопрославления. Его кредо «поэтической репутации», вложенной в строки «Памятника», выглядит антагонистической и с точки зрения жанровой направленности модифицирует стихотворение в «Антипамятник».

      И вот, по прошествии тридцати пяти лет со времени смерти поэта В. Высоцкий сквозь прочтение «Памятника» вновь предстает в нашем восприятии непреклонным перед судьбой, неизменным перед самим собой, несгибаемый перед властью, вместе со своим народом. «Поэтическая репутация» Высоцкого не пострадала, а напротив – уцелела и упрочилась.

 

Литература

  1. Волкова, Н.В. Авторское «я» и «маски» поэзии В. С. Высоцкого: дисс. … канд. филол. наук / Н.В. Волкова.  –  Тверь, 2006.  –  21с.
  2. Высоцкий, В.С. Не вышел из боя / В.С. Высоцкий. – Изд. второе. – Воронеж.: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.  –  559 с.
  3. Зайцев, В.А. «Памятник» Высоцкого и традиции русской поэзии // Мир Высоцкого: исследования и материалы. Вып. III / сост. А. Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М., 1999.
  4. Новиков, Вл.И. Выступление в Музее Пушкина 22.11.1987 г. на вечере, посвященном пушкинской теме в творчестве В. Высоцкого. Расшифровка В.Н. Кузина. Фонд Комиссии по творческому наследию В.С. Высоцкого при Московском КСП.
  5. Сальникова, Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Сальникова. – М.: Юрайт, 2015. –  303 с.
  6. Солнышкина, Е.И. Проблема свободы в поэтическом творчестве В.С. Высоцкого:  авторефер. дисс. ...канд. филол. наук.  –  Ставрополь, 2004.  –  22 с.
  7. Токарев, Г.Н. «Памятник» В. Высоцкого в контексте литературной традиции // Эволюция художественных форм и творчество писателя: темат. сб. науч. тр. – Алма-Ата, 1989.  –  С. 100–111.
  8. Шатин, Ю.В. Поэтическая система Высоцкого // Купола: Лит.-худож. альманах. – № 1.  –  Новосибирск: Вертикаль, 2006.  –  С. 97–106.

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход