Вечера над Тихой Сосной. Легенда о крылатом вахмистре

Дата: 8 Октября 2015 Автор: Калуцкий Владимир

 

 

 

      Нынешним летом случилось у меня особенно много встреч с людьми, кого любознательность и лёгкие ноги привели в наши места. И как-то в поездках и вечерних разговорах возникла общая мысль записать сокровенные сказания старины в небольших легендах, сделать их чем-то вроде визитной карточки Бирюченского края. Я долго отнекивался, ибо иметь дерзость говорить от имени истории мне не позволяют ни способности, ни знания. Однако же нынче, после ещё одной встречи с паломниками по Белогорью, я согласился записать дюжину преданий с тем только условием, чтобы их не относили ни к краеведению, ни к народному творчеству. Это просто мой вольный пересказ тех событий, о которых я слышал от старых людей, или читал в документах далекой поры. Я буду выдавать их по новелле в каждый вечер и надеюсь, что читатели простят мне незамысловатость рассказов. Приступим, помоляся.


...
     В наших семьях иногда хранятся предания, которых ни подтвердить, ни отвергнуть с порога нельзя. Ону из таких легенд поведал мне учитель Евгений Николаевич Конторович. Я привожу её со слов учителя и сразу предупреждаю, что проверкой этой легенды не занимался. Если кого заденет - в рассказе учителя много ниточек, за которые можно размотать клубок. Добавлю только, что разговор у нас зашёл в школе, где я рассказывал учителям и ученикам о нашем земляке - первом генерале русской авиации Шидловском .
Слушайте же.


     " Наш род идет с Тамбовщины и прозывался Васильевыми. Прадеда, Александра Алексеевича, так в армию и записали: рядовой Васильев. А через полгода он уже попал на Японскую. Там ходил в штыковую и дослужился до фельдфебеля.
В девятом году вышел срок службы, но прадед записался на сверхсрочную. Его перевели в казачий полк и дали чин вахмистра.
Полк этот обслуживал охрану снабжения Москвы. А сотня, где служил Васильев, охраняла ветку снабжения столицы керосином и бензином.
И так выпало, что эскадрон прадеда сопровождал перевозку бочек с бензином. Их доставляли со станции до нового авиационного завода, построенного на окраине.
      Вот та еще исторпия! Нас учили, что царская Россия была забитой и отсталой . А вы представьте. 1910 год. Всего семь лет, как братья Райт подняли в небо первый самолет. А в России уже наладили серийное (!) производство собственных аэропланов.
Вот так! Знаменитый русский авиаконструктор Сикорский еще только мастерил в Киеве самодельный планер, заводской инженер Шидловский только-только налаживал выпуск автомобилей "Руссо-Балт" и ни о каких самолётах даже не мечтал, а Россия уже вступила в авиационную эру. И первые её самолёты так и назывались - "Россия". Начальная модель шла с приставкой "1", вторая называлась "Россия 2". Самолеты строили и тут же, на заводском аэродроме, испытывали.
      Прадеда небесные машины очень интересовали. Он буквально любовался ими. Просил старшего лётчика Арцеулого научить его летать.
Но тот отмахивался. На октябрь готовился большой воздушный парад - ждали Госдураря! - не до вахмистра. С казаков один спрос - бензин вовремя доставить.
      Но дед во всем цепким был. Он отслеживал взлёты и посадки и ему казалось, что вполне мог бы управлять аэропланом сам.
А тут случай. Директор завода Шилов велел выкатить из сборочного цеха неудачную машину и сжечь. Рабочие ему - в ноги: отдайте аэроплан, мы наладим и в небо поднимем.
     Шилов плюнул и ушел в контору. А рабочие занялись отделкой. Прадед подошел, подошел Арцеулый. Оказалось - рабочие утяжелили тележку шасси. А вместо тросика на рули поворота протянули просмоленную бечеву. Ну - торопились к параду - запороли дело.
Часа два ушло на ремонт. Но Арцеулый лететь отказался. Дескать - шасси неподъемное, да и с рулями не всё добром.
      И тогда лететь вызвался Васильев.
     Я не знаю, как они там спорили, у кого спрашивали разрешения.
Знаю только, что дед полетел. Без подготовки, на аварийной машине, в надежде на "авось".
Ну - и долетел до края лётного поля. Метров двести пролетел. Но тяжелое шасси утянуло к земле - на краю поля упал, перевернулся через голову и винт.
Машина была - фанера да растяжки. Деда даже не поранило. Но микроб неба поразил его сердце навсегда.
      Долго рассказывать не буду. Арцеулый помог, и прадеда отправили во Францию, в авиационную школу. Через год он вернулся в Россию с пилотским удостоверением.
     В Первую Миролвую он воевал на "Ньпоре". О победах его я ни чего не знаю. Знаю только, что в Гражданскую войну он был пилотом в Белой Армии.
Там история тёмная. Мне бабушка уже в восьмидесятые годы рассказывала. Будто взяли дела в плен под Царицыным. Должны были расстрелять. Но на допросе он сумел договориться с комиссаром Конторовичем, что женится на его дочке. Дочка была косая на левый глаз. Записал прадеда на фамилию жены, а расстреляли какого-то другого Васильева. Тогда супруги Васильевы и перебрались в наши края.
      Я самого прадеда не видел , он умер до моего рождения. Но в нашем роду он остаётся легендой. С годами легенда подергивается всё большим забвением, и теперь в подтверждение её осталась в моей семье лишь старая фотография. Не знаю, где и кто её снимал. Не знаю марки самолета, знаю только, что за штурвалом на фото снят мой прадед. Я пришлю вам фото. Если когда-нибудь напишете о русском лётчике Васильеве - вдруг найдутся среди читателей люди, кого это заинтересует"
      И Евгений Николаевич сегодня мне это фото переслал. Мне его только помогли на компьютере почистить и выпрямить. Вот оно - к вашему вниманию.

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход