Сотрудничество и партнерство на литературном пространстве с точки зрения автора, издателя и читателя

Дата: 25 Марта 2015 Автор: Галиченко Сергей

Для того, чтобы сотрудничество по отдельным проектам и партнерство по реализации целых направлений деятельности носили постоянный характер и имели положительный результат в свете объявленного года литературы, прежде всего, не мешало бы уточнить  определение понятия «русская литература» с учётом стремления значительной части населения страны, включая нашего президента и ряд политических лидеров,  к государственному суверенитету России. И здесь не стоит путать литературу и книги. Книги, конечно же, являются одной из основных форм реализации литературного творчества, но не единственной. К тому же, книги - это не только художественная литература, о которой и следует говорить  в первую очередь, так как именно русская художественная литература снискала себе величие во всем мире удивительным свойством, к которому стремятся писатели, - будить образное мышление, позволяющее общаться на высшем уровне, постигая то, что, казалось бы, невозможно передать словами – любовь, доброту, красоту, смысл жизни, свое предназначение…

 

Более 10 лет в Старом Осколе живет Российское общество современных авторов, объединяя порой совершенно разных писателей.  Через РОСА прошли за это время сотни людей. Кто-то обретя нужные связи, опыт, знания, отправлялся в самостоятельное плавание, презрев тех, кто по-прежнему дорожил литературным товариществом.  Потом, некоторые из таких путешественников, не справившись с жизненным штормом, возвращались обратно, чтобы в удобный момент вновь повторить попытку оторваться от общества, которое, как им кажется, они переросли.  Бывали и такие, которые встретившись  в гостиной РОСА с не искушенной литературными амбициям аудиторией, дистанцировались, не видя здесь собственной выгоды – чего, мол, тут тратить свое время на графоманов. Но есть и те, кто став профессиональными литераторами, живя на писательские гонорары и разъезжая в творческие командировки по всему миру, не забывают о тех, кто в русской провинции стремится сберечь родное слово для потомков, донести крик своей души до современников. Для многих РОСА стала формой общения писателей друг с другом и с читателями. И не просто общение ради приятного времяпрепровождения, а общение, в процессе которого формируется творческое пространство, где открываются возможности развития индивидуальных качеств в общественной среде.   

 

Изначальные задачи раскрепощения, развития и реализации творческого потенциала в РОСА давно уже выполнены – для этого созданы все условия – было бы желание. Но вот вопрос сохранения и развития традиций русской литературы оказался куда как сложнее, так как понятия сочувствия, сострадания и сопереживания никак не вписываются в общий ряд современной цивилизации с европейскими ценностями и либеральными направлениями. И здесь важно все – и форма, и содержание. Причем, говоря о содержании, следует иметь в виду не только и не столько сюжет, а саму идею произведения, те художественные образы, которые созданы автором, те понятия, которые им раскрыты посредством поэзии, прозы, драматургии.

 

Национальная литература – это такая же стратегически важная часть нашей общественной жизни для сохранения государственного суверенитета, как и продовольственная независимость, здравоохранение, обороноспособность, иные жизнеобеспечивающие отрасли производства. Ведь по большому счету народный суверенитет формируется именно здесь, на местах, на уровне местного самоуправления, создавая основание для  суверенитета государственного. То есть, органы местного самоуправления, формируемые народом, здесь проживающим, должны приложить все усилия, чтобы использовать естественные и экономические условия для гарантированного обеспечения независимости населения от влияния извне и от случайных факторов. И у нас все для этого есть. Но вместо усиления значимости муниципального присутствия  в жизнеобеспечивающих отраслях общественного  развития, мы, по-прежнему наблюдаем пассивность и нежелание брать на себя ответственность со стороны представителей органов местного самоуправления. Есть ли сегодня хоть одно направление, где бы муниципалитет полностью обеспечивал  граждан жизненно необходимыми товарами и услугами на высшем уровне? Нет. Наоборот, муниципальная собственность сдается в аренду. Бюджет формируется в основном за счет налогов и сборов. Жизнеобеспечивающие отрасли зависят от частных предприятий. Казалось бы причем здесь год литературы? Чего мы лезем в деятельность муниципальных предприятий? Да потому что за десять лет нашей общественной деятельности по поддержанию литературы, мы постоянно слышим, что денег на оную в бюджете нет. Так и не будет, если не планировать бюджет комплексно, с учетом создания и развития муниципальных предприятий, гарантировано приносящих прибыль для обеспечения, в том числе и не прибыльных направлений  общественного развития, к коим должно отнести и литературу. Например, стоит Оскольский универмаг полупустой. Но неужели при наличии мощного административного, кадрового, налогового, имущественного ресурса невозможно сделать его прибыльным? Почему нельзя пустить несколько маршруток с остановкой возле универмага, а в самом универмаге разместить нормальную с хорошим обслуживанием комиссионку? На первом этаже – мебель, техника, одежда. А на втором этаже – собрать выставку-распродажу всех оскольских промыслов и коллекционеров – сувениры, картины, значки, монеты, марки… Почему не создать единую муниципальную торговую информационную базу, когда придя в универмаг, вы сможете найти все, что есть в Старом Осколе и когда вам привезут это с доставкой на дом? Ведь вся информация есть в муниципалитете. Нет программистов и администраторов? А ведь есть явный спрос и на вторичный рынок непродовольственных товаров, и на информационное обеспечение. Почему не возродить в муниципальной собственности Дом быта, предоставляя населению качественные, качественнее и дешевле частных, услуги по всей бытовой шкале  от ремонта одежды, до компьютерного обслуживания,  оперативной полиграфии и автосервиса? По всем направлениям, пользующимся повышенным спросом у населения, муниципальные предприятия могут и должны составлять конкуренцию частным предприятиям, формируя  фонд для развития и поддержания жизнеобеспечивающих предприятий и учреждений, в том числе и на поддержку литературы.  Громоздкая система учета финансовых операций? Но ведь мы живем в государстве, где главным носителем власти является  народ. И поэтому, если какая-то нормативная база вредит нормальной жизни, то нужно её менять, находить способы ее адаптации к местным условиям. Для этого и существуют – юристы, экономисты, политики. А если проблема не решается, то, наверное, нужно задать вопрос о кадровой политике органов местного самоуправления.  

Когда-то, в так называемые советские времена, для физического здоровья в аптеке покупали витамины, а для духовного - брали читать книги в библиотеке, покупали их в книжном магазине. Сейчас в аптеках больше покупают лекарства, так как поздно уж витамины принимать – заболели и нужно лечиться. И книги читать почти перестали. То ли умерла душа, то ли так заболела, что лечить ее пора, а лекарств нужных нет... А что больна душа человечества – это факт. Ибо как можно объяснить ненависть, захлестнувшую общество человеческое? Как объяснить безудержное стремление человечества к самоуничтожению?  Утрачен духовный ориентир. Разрушен стержень смысла жизни человеческой. 

До сих пор к нам из Москвы едут писатели, чтобы окунуться в атмосферу искренности русской литературной  провинции. Они сетуют на то, что авторы здесь, по большому счету предоставлены сами себе, и восхищаются тем, что, не смотря на это, им удается выживать и, в большинстве своем не терять человеческого лица, не преклоняться пред  «золотым тельцом», не предаваться гордыне и презрению по отношению к соотечественникам своим.

Но, к сожалению, не все так радужно, как кажется столичным гостям. Они не видят тех тлетворных процессов, которые проникли и в нашу литературную среду.  Мы не показываем им книг местных авторов, напечатанных в местных типографиях и продающихся в местных магазинах, где литературные герои рассуждают о неспособности русского народа к собственной государственности, где автор утверждает, что советские люди – это скот, выращенный на простейших инстинктах, способный лишь удовлетворять естественные природные потребности, а вся советская история нашей страны – череда преступлений против человечности и европейских ценностей. Мы не знакомим их с точкой зрения местной интеллигенции о том, что гений Пушкина – это дар непросвещенным народам славянским, культуры своей немеющих. Или о том, что Валентин Распутин и Василий Шукшин писали не о совести русского человека, не о презрении его к благам материальным, когда надлежало  выбор сделать по выгоде или как сердце подсказывает, а всего лишь о скудоумии и пьянстве деревенщины российской.

Или как Достоевского записывают в разряд националистов и атеистов, обвиняя его том, что русские, начитавшись его произведений,  уверовали в то, что они совесть человечества, которой надлежит весь мир спасти от гибели в потоке безнравственности.

 Или как в угоду пресловутым «общечеловеческим» свободам уничтожаются традиционные русские семейные ценности…

И все это происходит в так называемом литературном пространстве, которого как бы нет, но оно есть… Литература не возникает вне общества. И писатель, и читатель формируются в литературной среде.  Более десяти лет в Старом Осколе мне приходится принимать непосредственное участие в попытках формирования этого литературного пространства и как автору, и как издателю, и как читателю. О чём идет речь? Давайте обозначим всю цепочку, на которой держится литературное пространство, которого у нас нет.

Казалось бы, что все начинается в семье. Но это только так кажется. Цепочка замкнута в круг, ибо члены семьи за пределами своих домов и квартир  живут в общественной среде, влиянию которой они подвержены и влияние, на которую сами тоже оказывают. То же самое мы можем сказать о дошкольных детских воспитательных учреждениях, об образовательных учреждениях, о творческих объединениях, об учреждениях культуры, о библиотеках,  об органах местного самоуправления, о средствах массовой информации, о книжных магазина, о писателях и читателях, которые принадлежат к различным социальным, профессиональным и возрастным слоям населения. Вот оно оказывается какое литературное пространство – всеобъемлющее.

И что бы создать условия для творческой реализации  литературных способностей  конкретного жителя Старооскольского городского округа необходимо задействовать практически все общество. Ну, чтобы не просто книгу ему, напечатать, которую он потом распространит среди своих знакомых или с учетом их и своих возможностей выставит по магазинам или даже в добровольно-принудительном порядке кому либо продаст.  А что бы сначала была возможность общения с такими же авторами, где есть и более опытные, и более профессиональные, и с иными точками зрения, чтобы можно было и с ними обсудить свой творческий замысел, и на встречу с читателем выйти еще на стадии рукописи, и с редактором пообщаться,  и прочее. 

Здесь ведь, в современной литературе, проблема не только в том, что книги не читают, но и в том, что не читают их, в том числе и потому, что авторы не учитывают эволюцию русского языка вместе с самим человеком. Мы меняемся. Мир меняется. И чтобы дать развитие творческим возможностям наших старооскольских авторов, должна вестись постоянная работа по выявлению таких способностей через литературные конкурсы, фестивали, кружки, факультативы, мастерские, студии и прочее.  А в качестве развития можно было бы предусмотреть и обучение на Высших литературных курсах в Москве, например, издание книги, творческая командировка.

Но никак нельзя забывать и о том, что  мы обязаны сохранить неизменно свою национальную идентичность, культуру своего рода, любовь и бережное отношение к природе и друг к другу, как к части ее. И это невозможно сделать плановым публичным мероприятием типа нашей конференции или концерта, куда сгонят студентов и школьников, или закупкой книг столичных модных авторов и мировых премьер в кинотеатрах. 

Это станет возможным только тогда, когда, прежде всего, мы сами, те, кто берет на себя смелость что-то говорить об общественных ценностях, когда мы услышим и поймем друг друга, когда своей целью мы поставим не корысть свою, а общественное согласие, дающее возможность развития каждому, а не избранному стечением обстоятельств,  наличием блата и количеством денежных знаков. Для этого, естественно, необходим постоянный диалог. 

Мы, авторы, издатели и читатели, честно говоря, очень надеялись, что год литературы как-то отразится на отношении к нам со стороны хотя бы местных властей. Но вот уж и квартал прошел, но кроме библиотек, с которыми мы постоянно сотрудничаем, никто всерьёз о нас не побеспокоился. А пора бы. Пора  бы… Иначе уже и лекарства скоро не помогут и тогда художественную литературу заменят боевые сводки, информационные вбросы, листовки и прокламации.  Яркий тому пример рядом совсем. В соседнем, ныне государстве. Значит нужно начинать говорить. Говорить с народом. Напрямую. Ибо имеющиеся в округе представительные органы общественного самоуправления формировались, на самом деле, не по представительскому принципу, когда выдвигаются народом представители от каждой территориальной, социальной, профессиональной и возрастной групп населения, а на основании рекламной кампании, часто представителей одного и того же социального уровня, а часто и предприятия.  Поэтому, давайте попытаемся услышать друг друга, создав хотя бы на год литературы, постоянно действующий координационный совет по вопросам развития литературы в Старооскольском городском округе, куда должны войти представители писательских организаций, читательских клубов, библиотек, управлений администрации  - культуры, образования, молодежи, один из замов главы администрации и председателя Совета народных депутатов, директора книжных магазинов, работающих на территории округа…

Между прочим, о магазинах. Бывал я в Новом Уренгое. На границе полярного круга. Численность населения около 120 тысяч. Суровый край. Газодобытчики. Оленеводы.  В частном книжном магазине проходят еженедельные  встречи с местными авторами, на которых обязательно присутствуют представители местных газет и телеканалов.  За счет магазина авторам накрывают праздничные столы, проводят презентации их книг, оформляют выставки об авторах здесь же, книжный стеллаж посвящен их творчеству. То есть, книжный магазин выступает спонсором  местных авторов. И местная администрация поддерживает такие взаимоотношения. И администрация города, и хозяйка магазина понимают, что книги – это не только товар, который можно продать, что книги – это еще и лекарство которое жизненно необходимо человечеству, лекарство, действие которого возможно скажется через десятки лет.  А что у нас?

В руководство сети магазинов «Амиталь» пришли молодые креативные менеджеры  и теперь ни в одном их магазине в Старом Осколе нет ни стенда о деятельности литгостиных в библиотеках, ни книг местных издательств с творчеством местных авторов. 

Ранее РОСА сотрудничала успешно с «Библиосферой» - в магазинах  были стеллажи с книгами местных авторов, в магазине проводились презентации книг местных авторов, магазином выделялись книги для призов на литературных фестивалях, директора магазинов участвовали в работе жюри этих фестивалей. А в этом году менеджер «Библиосферы», наверное в  связи с годом литературы, договор, например, с нашим издательством, на представление книг местных авторов не заключает. Хотя, именно к концу прошлого года, издательство РОСА вышло на конкурентоспособное  полиграфическое исполнение книг в жестких переплетах по ценам ниже рыночных. Более того, мы в прошлом году, собравшись с силами, взяли на полгода в аренду помещение на Восточном, открыв там выставку-продажу  своих авторов.  Дня не было, что бы не покупали их книги… Значит есть интерес у читателей к своим авторам. Вопрос в том, как подать их потенциальному читателю.

Издание книг, по-прежнему, остается делом самих авторов и издательства. Это где-то за Уралом, пишут нам оттуда авторы, в небольшом поселке администрация формирует муниципальный заказ на издание альманаха с произведениями современных авторов. Мы издаем альманах «Клад» 15 лет. Каждый год обращаемся за помощью и к администрации, и к спонсорам. Кроме К. Лоора никто не реагирует. И альманах выходит за счет подписки, которую проводят сами же авторы, стремясь донести свое творчество до читателей.

Денег на издательскую деятельность не может не быть в год литературы.  Тем более, что выше уже я говорил о том,  что муниципальные общественно-значимые проекты должны развиваться планово не за счет налогов и сборов, а за счет развития собственной муниципальной базы товаров и услуг, гарантирующей постоянный стабильный бюджет или же, в кризисной ситуации, например,  обеспечение  необходимых работ и услуг за счет собственных  возможностей.

РОСА, кстати, неоднократно предпринимало попытки отдаться в руки местного самоуправления, вместе с налаженной системой реализации творческих потребностей – литгостинными и мастерскими, фестивалями и конкурсами, издательством и газетой, альманахом и творческими коллективами, со специалистами, в конце концов…

Но муниципального культурно-просветительского центра так и нет. А он нужен. Хотя бы в рамках деятельности Координационного совета по проведению года литературы. Ибо просветительская деятельность – сегодня одна из основных форм воссоздания литературного пространства. Вы, возможно, не поверите, но наши авторы, совершенно бесплатно, занимаются просветительской деятельностью по различным учреждениям, в различных трудовых коллективах, в школах и библиотеках, пропагандируя не только творчество свое, но русскую литературу вообще, рассказывая  о наших классиках и современниках. Но все дело в том, что действенно это будет только в том случае, если просветительскую деятельность не ставить на формальную основу. Нужно просто поддержать это направление, скоординировав деятельность всех заинтересованных сторон.

А лучшим организатором до сих пор в таких делах является газета.  Сегодня газета уже не конкурирует с интернетом в плане оперативности распространения информации. Сегодня газета – это фиксация событий, формирование  точки зрения, общественного мнения, летопись, если хотите. Вокруг газеты собираются авторы, читатели и герои публикаций. Особенно если газета  имеет четкую направленность. Мы несколько лет издавали литературно-публицистическую газету «Правда жизни».  За свой счет авторы печатали газету с обзорами литературных событий в Старом Осколе, раздавая бесплатно ее по школам, библиотекам, учреждениям культуры и образования. Недавно мы провели анкетирование среди староосколських авторов  на вопрос возобновления выпуска газеты. В опросе приняли участие свыше ста человек, утверждающих, что  газета такая нужна. Может быть, хотя бы в год литературы изыскать средства для её выпуска. Причем, для этого не обязательно нужны деньги. У нас есть в городе и факультет журналистики, и факультет дизайна, где предтипографская подготовка газеты могла бы осуществляется в  рамках практических учебных мероприятий. А полиграфические затраты могли бы покрываться либо за счет расширения подписки с помощью администрации в информационном  обеспечении, либо за счет размещения социальной рекламы в газете, либо за счет привлечения полиграфических предприятий в совместные целевые программы, когда им становится выгодно  оказывать помощь в издании литературной газеты. Тем более, что речь идет о совершенно несоизмеримых расходах по своей мизерности даже со средней зарплатой топ-менеджера в нашем округе. 

       Каждый год в издательстве РОСА  появляются новые авторы. Это и вчерашние школьники, и люди, обогащенные жизненным опытом. Например, в прошлом году впервые вышли книги у бывшего геолога Юрия Чекусова - проза, у участницы военных действий в Афганистане Надежды Киряковой – стихи для взрослых и детей, у руководителя подразделения железной дороги Виктора Часовских сборник стихов, у сотрудника детского садика Александра Кабидова – книга-раскраска-загадка-стихи для самых маленьких читателей, у учителя Надежды Евсюковой - книга очерков об истории школы,  у сварщицы Надежды Арбузовой – поэтический сборник. А всего в 2014 году в старооскольском издательстве РОСА  выпущено 28 книг. Авторы различного возраста и социального статуса. Женщин среди авторов прошлого года больше всего на два человека. Доминирует поэзия, затем публицистика, учебно-методическая литература,  книги для детей, разножанровые авторские и коллективные сборники, художественная проза.   В другие годы выходили и драматургические сборники, сборники афоризмов, песенные альбомы. По полиграфическому качеству наши книги не уступают никому.  С прошлого года мы уверенно освоили массовый выпуск книг в твердом переплете.

     Этот год традиционно начался с выпуска книги очерков народной артистки России Людмилы Ивановой,  физика и барда Валерия Миляева, лётчика Владимира Ченчикова «Здесь жили русские...»    С Людмилой Ивановной наше издательство РОСА сотрудничает давно. Единожды поработав с нашим издательством, авторы стремятся  к постоянному сотрудничеству с нами. Пример с Людмилой Ивановой не единственный. Между прочим, после первой  книги, выпущенной в нашем издательстве, автор попыталась работать с московскими издателями, но, в итоге, возвратилась к нам. И еще – проза Людмилы Ивановой, не смотря на документальное содержание, обладает всеми характерными особенностями художественного произведения, за исключением вымысла.  Началось всё в 2008 году с книги «Я помню…» Она положила начало книжной серии «Это было на самом деле». Презентация книги проходила в кинотеатре «Быль» с участием автора. Книга выдержала два переиздания общим тиражом 3 тыс. экз., что по сегодняшним временам однозначно может рассматриваться как успех. Затем была совместная работа с Е. Фиштик над книгой для детей «Цветные песенки». В 2013 году была издана книга «И грустно, и смешно» в которую вошли очерки и рассказы Л. Ивановой и В. Миляева. В том же году вышла книга Людмилы Ивановой о жизни и творчестве Нины Дорошиной. И о самой Людмиле Ивановой издательство выпустило книгу Ларисы Голушкиной. В прошлом 2014 году была серьёзная совместная работа над учебным пособием по актерскому мастерству Людмилы Ивановой и Владимира Байчера, вышедшего под названием «Хочу быть актёром!». И вот теперь «Здесь жили русские….» Составитель сборника народная артистка России Людмила Иванова собрала под одной обложкой очерки  казалось бы столь разных людей, но, на самом деле это – свидетельства современниками эпохи великих перемен, помнящих свое родство, свою принадлежность к Русскому миру, к своему Отечеству, к культуре своего народа. На примере конкретных человеческих судеб и семей раскрывается истинная история формирования личности в общественной среде в те времена, когда здесь жили русские... И при этом, Людмила Иванова, будучи художником по натуре, даже в очерке о своем военном детстве («Детство Милочки»)  сумела создать литературный  образ человека того времени. Её память фиксирует характерные детали, она все подмечает, замечая в каждом человеке  его достоинства, особенности.

«Когда все русские разбредутся по материкам и странам в поисках работы, счастья и денег, будут заниматься физикой, химией и математикой, убирать квартиры, сидеть с детьми, а в Москве будут жить китайцы и прочие потомки Чингисхана, может быть, кому-то захочется узнать, как здесь жили русские – обитатели средней полосы России, белобрысые, голубоглазые, добрые и простодушные...»  

В этом году прошла презентация книги Владимира Проскурина «О себе, о родне и родной стороне».  Вышли сборник стихов Марианны Володиной «Зонтик», сборник рассказов Юрия Чекусова «Истребители танков». В работе издательства поэтические  сборники Светланы Костенко, сборник стихов и прозы Марии Путилиной,  поэтические сборники Виталия Валитара и Людмилы Дриновой-Ворониной, фотоальбом «Белгородский бессмертный полк»,  Летопись сельских поселений Старооскольского городского округа,  сборник работ победителей школьного конкурса «Листая старые страницы».

Работает у нас литературная мастерская РОСА, где решаются и практические вопросы реализации  творческих потребностей, и обсуждаются рукописи, иногда кипят жаркие споры по их форме и содержанию. Идет таким образом процесс литературной учебы -  путем обмена опытом. Но хотелось бы приобщиться и к литературной теории и практике, которые развиваются на профессиональной основе, встречаясь с выпускниками и преподавателями Литинститута,  посещая высшие литературные курсы, приглашая  известных писателей, литературных критиков для работы литмастерской. Увы, подобные благие пожелания требуют финансового обеспечения. 

И если создание единого информационного пространства в пределах округа,  возможно осуществить за счет координации усилий всех заинтересованных сторон, так же как и вопросы распространения книжной продукции, создание условий для раскрепощения, развития  и реализации литературных способностей на первоначальном этапе, то продвижение наших авторов на российском уровне, участие в литературных процессах в Старом Осколе авторов из других регионов требует создание финансового фонда. Он может быть создан при попечительском совете года литературы.  Он может быть создан как Старооскольский фонд развития литературы за счет добровольных пожертвований, за счет проведения благотворительных концертов, дискотек, гастролей, ярмарок, за счет развития  того же Дома книги и иных профильных  предприятий, учреждений, организаций.  Но для того, чтобы процесс пошел, нужна, как сейчас говорится, политическая воля. Чтобы не городить огород,  проще всего нужно услышать друг друга и объеденить усилия тем, кто и так занимается литературой в Старом Осколе. В Координационный совет хотя бы на год литературы должны войти  полномочные представители управления культуры, управления по делам молодежи, управления образования, представители общественных объединений и творческих союзов,  централизованной библиотечной системы, СМИ, книжных магазинов – и все это должно координироваться на уровне заместителя главы администрации Старооскольского городского округа при активном интресе со стороны Совета депутатов и общественной палаты.   Задачи такого координационного совета – создание условий для раскрепощения, развития и реализации литературных способностей, культурно-просветительская деятельность, направленная на пропаганду русской литературы. И все это должно выражаться в конкретных действиях – информационное обеспечение литературных процессов (книги, мероприятия, индивидуальное творчество), литературная учеба, издание и распространение книг, организация творческих командировок наших писателей, организация творческих встреч с писателями из других регионов, модернизация наших библиотек, использование различных форм интерпретации литературных произведений  и прочее.

 И хватит  проявляют свою интеллигентность и творческую продвинутость,  поджав губы в презрении к плебсу, к графоманам, к сиволапой провинции, где, в принципе, не может быть авторов. Это называется иначе... Да и в зеркало, говорят, иногда очень полезно посмотреть.

  Сергей Галиченко, автор, издатель, читатель                                                                                        

Перейти в архив


Оценка (5.00) | Просмотров: (1396)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход