Прорвало трубу на Новом городе. Обветшала. Не заменили вовремя. То ли денег не было, то ли времени, то ли просто забыли или на авось понадеялись. Народ без воды почти неделю. В связи с потребностью замены износившихся труб и других элементов системы водоснабжения жителей Старооскольского городского округа рассматривается вопрос об увеличении платы за пользование канализацией, холодной и горячей водой. Но причем здесь население, которое все эти годы исправно платило в казну свои копеечки трудовые да пенсионные? Мало, мол, говорят, платили, да не вовремя - не успевали на ремонт накопить - все на повседневные нужды расходилось. Ну а если серьёзно? В нашем случае водоснабжение является жизненно необходимым для всех городских да и большей части сельских жителей.
Поэтому, все, что касается водоснабжения, должно быть заботой органов местного самоуправления, которые избрали или назначили как раз для этого самого - для обеспечения жизнедеятельности нашей, то есть, что бы у нас, как и прежде, были земля, воздух, вода, пригодные для жизни, а так же, чтобы в результате деятельности общества, у каждого было жилье теплое, желательно, со всеми удобствами - электричество, вода, канализация, централизованное отопление, газ.
Что имеем? Растущие цены на услуги ЖКХ. Почти все, что получает пенсионер либо студент уходит на оплату этих услуг. У студента, впрочем, денег не хватит. Да тем, кто не удачливый бизнесмен либо не топ-менеджер, тоже не так уж просто справиться с этой проблемой. Куда ж тут ещё тарифы повышать? А откуда же тогда брать деньги на ремонт и замену труб? Попробуем найти ответ...
Во-первых, все предприятия жизнеобеспечения не могут рассматриваться через призму рыночных отношений, так как это как раз тот случай, когда необходимо планово подходить к организации их деятельности. Извлечение прибыли этими предприятиями возможно только в случае бесперебойного обеспечения водой граждан сейчас и гарантированно - в будущем. Следовательно, организация обеспечения граждан водой - дело не только Муниципального унитарного предприятия «Водоканал», а всей системы органов местного самоуправления. При таком подходе «Водоканал» должен функционировать не как самостоятельная хозяйственная единица, а как часть единой муниципальной системы по жизнеобеспечению граждан.
Но нынешним «эффективным менеджерам», которых привлекают для работы в органах местного самоуправления, в муниципальных предприятиях очень сложно переориентироваться с направления на извлечение прибыли от деятельности предприятия на решение общественных задач. Поэтому, в основе функционирования системы по жизнеобеспечению граждан лежит кадровый вопрос. Причем, он тоже имеет сложную двухуровневую задачу. Нужны как хозяйственники, которые знают, откуда в кране берется вода и зачем нужно поливать землю, так и реальные представительские органы, в которых представлены все слои населения и территории, а не те, кто сумел изыскать средства на рекламную кампанию. Только тогда мы сможем определить реальные приоритеты в развитии нашего общества. Но здесь уже вопрос времени и данный пункт - более на перспективу, для стабилизации выработанных направлений развития. Во-вторых. Если исходить из необходимости оперативного решения вопроса в нынешних условиях, то, исходя из возможностей единого хозяйствующего субъекта в лице администрации округа, необходимо перераспределить налоговую нагрузку на предприятия и распределение их доходов. Например, через создание виртуального фонда быстрого реагирования. В-третьих. Возможно оптимизировать сам процесс водопользования. Почему нужно повышать нагрузку на простых граждан? Разве они одни пользуются водными ресурсами? Разве это они спустили в кухонную раковину наши реки и подземные воды? Крупные промышленные предприятия должны не только вносить в муниципальный бюджет адекватную плату за водопользование, но и компенсировать ущерб, нанесенный естественной водной среде на территории округа. И эти деньги тоже можно и нужно использовать на модернизацию работы водоканала.
Точно так же как и средства от административных штрафов за загрязнение естественных водоемов, за нарушение норм расходования воды на производстве и в быту, за незаконное использование водоемов в частных целях (когда общественный водоем, часто единственный на много километров, огораживается забором и превращается в место для платной рыбалки или для бани), за загрязнение естественных водоемов бытовыми отходами (а уж здесь-то возможностей край непочатый). А для осуществления этих контрольных функций можно привлечь как правоохранительные органы, так и общественность, и прессу.
В четвертых. Необходимо срочно оптимизировать деятельность по развитию муниципальных предприятий, которые могут пополнить казну за счет прибыли. А вместо этого мы наблюдаем, как муниципальные предприятия (аптеки, магазины, Дома культуры и прочее) просто сдают свои помещения в аренду. А должно быть так, что самые доходные предприятия - это муниципальные, которые формируют расходную часть бюджета гарантированно, вне зависимости от сбора налогов. Что это за предприятия? Весь сервис - от автомобиля до бытового обслуживания, строительные и ремонтные услуги для квартир и индивидуальных построек, транспортные услуги, юридические услуги, торговля всеми видами товаров, интернет, кабельное телевидение, услуги мобильной связи.
Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования. При формировании финансово-экономических основ местного самоуправления используются, в том числе и принципы финансово-экономической самостоятельности, закрепленные в Европейской Хартии местного самоуправления (ст. 9), в Конституции (ст. 12, 130, 132), в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе - Закон о местном самоуправлении 2003 г.). Согласно данным нормативным актам, органы местного самоуправления вправе самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью и местными бюджетами. Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 55) к собственным доходам местных бюджетов относит, в том числе и часть прибыли муниципальных предприятий, штрафы, добровольные пожертвования, иные поступления в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления вправе создавать юридические лица для осуществления хозяйственной деятельности в интересах населения округа. Так что если вспомнить, что финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют не только местные финансы в виде бюджета, но и муниципальная собственность, государственная собственность, преданная в управление, природные ресурсы, то комплексное рассмотрение проблемы модернизации системы водоканала с учетом всех возможностей финансово-экономической основы местного самоуправления может и должно дать решение без ущерба интересов населения.