Былины и сказы

Дата: 22 Декабря 2014 Автор: Дринова-Воронина Людмила

 

1.Княгиня Ольга;
2.Крещение Руси;
3.Иван-да-Марья;
4.Александр Невский;
5.Сказ о боярине, Сухман Непровиче и Суман-реке
6.Авдотья-Рязаночка.

рисунки Александра Красникова

 

 КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Былина                                           

 

Непозволительно  прощать того, кто умышленно

совершает зло, ибо зло без наказания  умножается,

а вина за преумноженное зло лежит на том, кто оставил

совершившего зло  не наказанным и не привёл его

на правый Божий суд.

Народная мудрость

 

Темны густые псковские леса.

В их глухомани можно затеряться,

Всегда ласкает взор лесов краса,

Но той красе не стоит доверяться!

 

И средь лугов, где царствует река,

Тропинки змейкой вьются под ногами,

Манят пройти под пенье ветерка

К реке, с её крутыми берегами!

 

Однажды там, погожим летним днём,

Шёл человек и выглядел особо:       

Кафтан богатый был надет на нём -

Он выдавал: гость - знатная особа!

 

Шёл без коня, без свиты и без слуг,

Но был спокоен и не опасался.

В руках держал он для охоты лук,

Колчан сафьяновых сапог касался.

 

Со свитой он бродил  в своём лесу,

Перепелов немного постреляли,

А началась охота на лису -

Все, заплутавшись, князя потеряли!

 

И вышел Игорь-князь к большой реке

Перед какой-то маленькой деревней,

Той, что стоит себе на бугорке,

Среди огромных вековых деревьев.

 

И видит, кроме прочего всего,

Как лодка по реке плывёт лебёдкой,

Он повелел перевезти его!

А управляла девушка той лодкой!

 

Стояли лета солнечные дни,

Чиста река - видна  была до донца,

И плыли по реке они одни,

И стало жарко князю не от солнца!

 

И он спросил о том, как звать её.

Ответила она ему: «Прекраса!»

Влюбился князь и понял - без неё

Не сможет он прожить уже ни  часа!

 

И ринулся в атаку! До сих пор

С другими получалось всё отлично,

Но вдруг мощнейший получил отпор

И просьбу впредь вести себя прилично!

 

Язычницам, в те давние года,

Блюсти себя до свадьбы  не вменялось,

И предаваться ласкам без стыда

С мужчинами совсем не возбранялось!

 

Но оказалась девушка горда -

Не поддалась на князя уговоры,                                                                             

И он, недолго думая, тогда

Сказал: «Женой моей, княгиней станешь скоро!

 

Лишь расскажи мне, где тебя найти -

Приду туда к тебе я со сватами,

Возможно, сможет так произойти,

Что одарю счастливыми летами».

 

«В деревне Выбуты меня найдёшь,

Коли и вправду обо мне ты вспомнишь,

И в жены брать меня туда пойдёшь,

Названье это ежели запомнишь».

 

На том и распрощались у реки.

Она, поняв, что речь его пустая,

Жила себе, не торопя  деньки,

О счастье с князем,  вовсе не мечтая!

 

Как вдруг под осень к ней пришли сваты... 

И в княжий дом сосватана невеста!

Для красоты её и чистоты

Князь подыскал достойнейшее место!

 

Сыграли свадьбу, и молва плыла

О том, что хороша у них княгиня,

И тут Прекраса названа была

Княгиней Ольгой - ей сменили имя!

 

И счастье озарило княжий двор -

Была умна княгиня, всем на диво:

В поход уйдёт он, и с тех пор

Она дела ведёт умело и правдиво.

 

И вот однажды снова князь ушёл в поход -

Казалось, будет также всё отлично,

Но древлянский1 там убил его народ,

Не пожелав  дань оплатить вторично!

 

Вся перешла тогда к княгине власть,

Но жизнь без мужа не казалась мёдом,

И отомстить древлянам поклялась

Она пред всем своим честным  народом!

 

А князь древлянский  Мал к ней слал послов,

И замуж звал её, прося покорно!

Их, приказав убить без лишних слов,

Велела, чтобы присылал повторно!

 

И вновь к княгине прибыли сваты.

Их Ольга приказала всех сжечь в бане.

Но сердце не спасла от маеты,   

Покоя не нашла и в том обмане!

 

И к князю Малу послан был гонец,

Приеду, мол, по мужу тризну править,

А там и можно будет под венец,

Мол, наконец-то, сможем свадьбу справить!

 

К её приезду приготовлен мёд,

И завершился этот пир на славу -

Порублен был там знатный их народ,

А в мёд велела сыпать всем отраву! 

 

И, приведя к покорности древлян,

Дань оплатить велела голубями.

Сама ж ушла с дружиной киевлян

И выпустила птиц тех над полями.

 

И полетели птицы в тот же день

С привязанными к их ногам трутами

В столицу Мала - город Коростень,

И город этот подожгли местами.

 

Княгиня свой исполнила обет:

Врагам за гибель мужа отомстила

И к Киевской Руси на много лет

Народ древлянский присоединила.

 

А после долго в Киеве она

Делами управляла твёрдой дланью,

И земли в пользу Киева сполна

Полюдьем обложила или данью.

 

И с Византией укрепила связь,

И, с немцами  наладив отношенья,         

Свершила то, к чему стремился князь:

В жизнь воплотила все его решенья!

 

И после смерти церковью  к святой  

Равноапостольной был лик её причислен.

И уваженья срок к княгине той

Людьми в веках годами не исчислен!

 

 

1. Древляне - союз восточнославянских племён, живших в бассейне Днепра, между реками Случь и Тетерев, и на севере в районе реки Припять.  Данники Киевской Руси. 

 

 

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Новгородские события.

Былина

 

Градом важным после Киева

Был в ту пору славный Новгород.

Воеводой и посадником 

В граде был Добрыня Малкович.1

 

Горожане - все язычники -

Поклонялись разным идолам:

Солнце, Ветер, Плодородие

Означали эти идолы.

 

Самый главный идол  был Перун -

Грозный бог грозы и молнии.

Велес, Стрибог, Сварог, Хорс, Макошь

Да Ярило - боги младшие.

 

Вырезали их из дерева,

В пояс им  все низко кланялись,

А потом всегда в святом углу,   

Просверлив пол, в доме ставили.

 

Приносили люди жертвы им

В виде всякой разной живности:

Петухи да  гуси с курами

Были жертвами на капищах.2

 

Почитались духи разные:

Водяные, Чуры, Лешие.

Домовые - те особые -

Их поили и кормили все.

 

Уважали,  поклонялись им,

Проводя обряды разные,

И боялся всяк ослушаться,

Чтоб не быть за то наказанным!

 

Князь Владимир Красно Солнышко

Правил в эти годы в Киеве.

Победил хазаров волжских он,

Ляхов бил под Перемышлем и

 

В южных степях печенегов взял,

Вятичей вокруг реки Оки

Да ятвягов, что на Немане! -

Увеличил земли Росии.

 

Подчинив себе все княжества,

Прекратил междоусобицу,

Средь князей в ту пору бывшую,

И искоренил язычество.

 

В Византии был он сам крещён -

Принял веру христианскую,

И в конце тысячелетия   

Христианство ввёл во всей Руси.

 

Русь крестил, в Христа  уверовав, -

Люд в Днепре-Почайне3 был крещён,

Кто крещён - на шею крест был дан,

Отличался, чтоб от нехристей!

 

От Ромеев 4  вера  взятая,

Не спеша вошла в святую Русь!

И пришла та вера в Новгород,

Но не сразу стала крепкою.

 

Привело то к ликвидации

Культов идолов языческих:

Были идолы изрублены,

Сожжены и в воду брошены.

 

Перуна избили палками,

Привязали к хвосту лошади

И с позором в реку сбросили

Под всеобщий горький плач людей.

 

Три дня идолы по Волхову

Плыли, покидая  Новгород,

И везли возами идолов,

И с мостов бросали в реку их.

 

И следили воеводские

Люди преданные, верные,

Чтобы было всё утоплено, -

Не дай бог, да не слукавил кто!

 

То-то страху, то-то слёз было!

То-то горюшка хлебнул народ!

И стоял отряд дружинников

Усмирять весь непокорный люд!

 

Во Христа все стали веровать -

Прогневить боялись князя ведь!

А бояре да дружинники

Не особо-то противились:

 

Принимали православие,

И Христом были довольны все!

Только вера христианская

Не для всех была там по сердцу!

 

Два годочка лишь всего прошло

И восстало вдруг язычество:

Церковь в городе разрушили,

Жизнь отняв у христиан двоих.

 

Но мятеж этот подавлен был,

Да и случай был единственным.

А потом всё успокоилось

И зажили все по-прежнему!

 

И ещё был случай в городе:

Горожанин раз ослушался,

Взял он дерево и идола

Потихоньку себе вырезал.

 

Очи-дырочки он высверлил,

Вставил в дырочки горошинки,

Просверлил полы в святом углу

Под Христовым светлым образом,

 

Подтесал слегка конец ствола,

Вставил идола в отверстие,

Поклонился низко в пояс и

Стать хозяином в дому, просил!

 

Домовому семерых он жён

Потихоньку  тоже вырезал!

Домовой стоит в святом углу,

Возвышается над жёнами,

 

Смотрит взглядом он обиженным,

Вспомнил, видно, поругание

И прощать не хочет прошлое -

Значит, жертву тем он требует!

 

Всю неделю что-то жарили,

Всё пекли, варили, парили!

Испекли хлеба высокие,

Петуха  да кур зарезали.

 

Петушиной кровью брызгали

Домового, а куриной - жён!

Пировали ровно три денька,

Грудень5 на дворе давно стоял.   

 

Подгадали на Гюргя,6 чтобы

Ни бояре, ни дружинники

Ничего бы не заметили -

Ведь Гюргя  все люди празднуют!

 

Домового и его семь жён

Угощали все с большой душой!

И ходила чаша по кругу,

И пились меда с наливками!

 

Пели песни с прибаутками,

Да плясали  все без устали -

И светились  лица радостью

У хозяев и у идолов!

 

И в дому тут всё наладилось:

Лучше с той поры пошли дела!

Так и жили б припеваючи,

Только в дом к ним вдруг пришла беда

 

В виде княжеского отрока.

Жил тот отрок припеваючи

И дела пустопорожние

Он творил, забот не ведая!

 

Увидал он тех богов в углу:

« Вы, что бесам поклоняетесь?

Нынче же владыка  светлый наш

Всё узнает - не помилует!»

 

«Не губи нас, добрый молодец,

Станем за тебя Христа молить!»

Но за то, что будет он молчать,

Отрок гривну7 с них потребовал.

 

 И пришлось продать корову им,

 Чтоб отдать ту гривну отроку!

... Год прожили, думу думая,

На корову денег как скопить!

 

Только отрок вновь пожаловал

И с хозяев гривну требует!

И бранится пуще прежнего,

И ногами громко топает!

 

Горе снова в дом нагрянуло!

Как им быть - того не ведают:

То ль коня продать, чтоб дань платить,

То ли в реку головою вниз!

 

Думу думали - надумали:

Всех богов из дому вынесли,

Закопали в землю стылую,

Попросив у них прощение.

 

Половицу заменили ту -

Будто в доме так и было всё!

Отрок тот пришёл за гривною,

Как увидел - и разгневался.

 

Долго-долго он кричал-грозил,

Но поделать ничего не смог -

Самого за эти хитрости

По головке б не погладили!

 

Покричал,  да и ушёл ни с чем!

Время шло - опять наведался -

В том, что нет богов - уверился! -

Делать нечего - ушёл домой!

 

А весной богов тех вырыли,

Да в углу двора поставили

И укрыли их старательно,

Чтоб, не дай бог, не увидел кто!

 

 ... Ну, а отрок  тут же, в скорости,

Утонул в то лето в Волхове, -

Отомстил, видать, обидчику

Домовой за поругание!

..........................................................

Люди многие богов своих

В граде Новгороде прятали

В становленье православия!

Только вера укрепилась, всё ж!

 

 

1. Добрыня Малкович - лицо историческое, а не былинное, родной брат матери князя Владимира Красное Солнышко.

2.   Капище - культовое сооружение. Славянское языческое мольбище в виде круглой площадки с идолом в центре и с канавами или ямами вокруг.

3.  Почайна - прежнее название Днепра.

4.   Ромеи -  византийцы.

5.  Грудень - ноябрь.

6 . Гюргя - праздник святого Георгия.

7.  Гривна - продолговатый слиток серебра весом около 196 гр., главная меновая единица в Новгороде до начала 14 века.

 

 

                          СКАЗ

          ПРО ИВАНА-ДА-МАРЬЮ

 

Свет свой алый заря разлила по реке,

Той, что ранее Ра1 называлась,

И Семаргла 2 ладья там плыла вдалеке,

И Купальница3 в водах плескалась.

 

И богиня Купальница, видя его,

От любви, словно роза, зарделась,

И на берег взойдя, не боясь никого,

В золотые наряды оделась.

 

И стояла она на крутом берегу,

Васильковый венок надевая,

И о том ей шептал ветерок  на бегу,

Что Семаргл смотрит, чувств не скрывая!             

 

Тут причалила к берегу тихо ладья,   

И Купальницу взял он на руки,

И  влюблённые поняли то, что ни дня

Им не нужно страдать от разлуки!

 

И поплыли года, как в реке облака -

Нет счастливей семьи в целом свете,

Было небо им домом, и домом - река,

И родились красивые дети!

 

Первым мальчик родился - Купавой его

Нарекли в честь Купальницы боги,

Позже дочь Кострома. И милее всего

Были дети им. Только тревоги

 

В жизнь внесло происшествие, всё же, одно:

Птица Сирин вдруг к Ра прилетела -

Прогоняли её, но она всё равно

Там чудесные песни всем пела.

 

Тот, кто слышал её - забывал обо всём

И спешил  вслед за Сирином в Нави,4

В царстве Нави искал он в лесу водоём,

Глянув в воду, - мечтал лишь о славе!

 

И Купава не внял наставленьям отца -

Стал он пение слушать той птицы!                   

... Гуси-лебеди, позже, несли сорванца

В тридевятое царство к кринице.                

 

... Пролетели года, и сестра Кострома

Подросла и красавицей стала,

И парней деревенских сведя всех с ума,

Пред очами Купавы предстала:

 

Раз гуляла она на цветущем лугу,

Ра тихонько ей песенку пела,

Незнакомец стоял на крутом берегу,

И она на него поглядела.

 

Незнакомец спустился к реке, сел в челнок,

И, едва лишь коснулся он вёсел,

Налетел ветерок и сорвал с ней венок,

И в прохладную воду забросил.

 

Кто поднимет венок, по поверью тех дней,

Был обязан на деве жениться!

... И Купава поднял, и женился на ней -

Он не знал, что нельзя им родниться!  

 

А узнал, лишь закончилась свадьбы гульба,              

Что он в жёны сестру взял родную!

Думал - счастье нашёл - оказалось, судьба

Уготовила долю иную.

 

А позор этот смерть лишь могла искупить!

И взяла своё в полном объёме:

Кострома, чтобы горькую чашу испить,

Утопилась в лесном водоёме!

 

Пожалев её, Дана - богиня воды,

Превратила бедняжку в русалку,

И когда зацветали повсюду сады,      

Повстречать можно было в них Мавку.5

 

А Купава на озеро долго смотрел

И потом, поборов в себе муки,

Разбежался  он, прыгнул в костёр и... сгорел -

Он не вынес с любимой разлуки!

 

И в лесу, вместо них, вырос дивный цветок,

А не просто зелёная травка,

Есть и жёлтый, и синий в цветке лепесток -

Зваться стал он Купава-да-Мавка!

 

Жёлтым огненным цветом Купава сиял,

Кострома - как придонные воды!

Тонкий лишь стебелёк меж собой их скреплял -

И скрепил тот союз он на годы!

 

Бог Семаргл и Купальница  - эти всегда

Были мысленно только лишь с ними!

... А потом православья настали года

И цветку дали новое имя:

 

Как Креститель назвали Купаву Иван,

Мавку - в честь  Богородицы  Марьей! 

Был Купава-да-Мавка  цветок раньше зван, 

Стал он зваться Иваном-да-Марьей!                

 

Символ он очищения душ от грехов,

Роль огня и воды в том безмерна:

В день Ивана Купалы из душ женихов

Над костром убирается скверна!

 

1. Ра - старое название Волги.

2. Семаргл - бог смерти; образ священного небесного огня.

3. Купальница - богиня Ночи.

4. Царство Нави - царство забвения.

5. Дана - богиня Воды.

6. Мавка - имя лесной Русалки.

 

 

 

     АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ        

                  Былина                                                

 

  ... Только в победе спасенье твоё!

Не со многими Бог, но с правыми!

Александр Невский

 

 

Поведёт сей сказ вглубь седой  Руси,                                           

К князю светлому Новгородскому,                   

И поведает, как тот славный князь

Годы долгие правил княжеством:

 

Дипломат он был замечательный -

Побрататься смог с ханом Батыем

И наладил тем отношения

Между Русью и Золотой Ордой.

 

Полководец был знаменитый он,

Никогда не знал поражения -

Отражал всегда нападения

Иноверцев всех и захватчиков!

 

Разгромил  врага -  свеев1, сумь2 да чудь,3

Тех, что шли с войной в земли русские,

И за то людьми, на века веков,

Назван Невским был Новгородский князь.

 

Православную веру спас в Руси

От экспансии католической,

За то церковью в благоверный лик   

На века был канонизирован!

 

А родился князь в древнем городе,   

Он Переяславль4 звался в те года,

Там тогда любой показать бы мог

Церковь белую, где он был крещён.

 

Дочь Рязанского князя светлого -

Феодосия - была мать его,

А отец его - князь Владимирский -

Славный Ярослав Всеволодович.

 

Сына нежили да лелеяли,

Стерегли его мамки с няньками,

Только княжич был непоседливым:

Всё-то прятался да сбегал от них!

 

Как-то раз сбежал он на целый день,

А ему всего было три годка.

Обыскали всю молодецкую,

Да все житницы, да конюшни все.

 

Не нашли его мамки с няньками!

Всполошился тут весь двор княжеский!

Наконец,  нашли на закате дня -

Поманил простор и к реке увёл!

 

И молебен был в церкви отслужён,

Да и постриг был в тот же день свершён,

И повёз его тонконогий конь

После пострига да на княжий двор.

 

Стремянной с боков шёл да конюший,

А подуздый вёл под уздцы коня,

И в седле сидел княжич маленький,

Княжич маленький, да удаленький!

 

И с того-то дня отказали всем

Мамкам с няньками в воспитании,

И приставили пестуна5 к нему,

Кой разумен был и науки знал.

 

Говорил пестун князю малому

То, что первый враг - есть лень-матушка,

А потом уже чудь да половцы,

Да Литва, да хан Золотой Орды!

 

Юный князь умом воспринял слова:

Обучался он ратным навыкам,

Языки учил иноземные

И читал всегда книги умные.

 

Тут отец его - князь Владимирский,

На престол взошёл в граде Новгород,

Взял он старшего сына Фёдора

И его забрал тоже он с собой.

 

Отлучался  князь безбоязненно,

Оставляя их княжить в городе,

Дав в помощники двух наставников,

И дружину дав им хоробрую.6

 

От судьбы своей не уйти вовек

Ни мизинному7 и ни вятшему,8

А князей на то, видно, ставит Бог,

Чтоб могли сберечь земли отчие!

 

Что греха таить, ведь дружинники

Любят мёд попить, а не пот пролить,

И стал юный князь приучать тут их

К труду ратному, каждодневному!

 

В святки вводит он ратоборские

Конно-пешие состязания,

И участие в тех ристалищах9

Принимать должны все дружинники!

 

Поглядеть на все, дивны игрища,

Приходил народ из далёких сёл,

И прижились те состязания -

Стали важными и любимыми!

 

И отец его на престол возвёл,

Править сам ушёл градом Киевом,

И стоял весь день колокольный звон -

Встретил Новгород князя почестью!

 

Появились там вскоре бежаны10      

Из Рязани да града-Суздаля

И поведали  князю светлому:

«Низовских земель11 зло касается»!

 

Мол, пришёл туда люд языческий,

Люд бесчисленный и озлобленный,

Тот, что бил князей на реке-Калке,

И зовут его все татарами!

 

Грады их дотла те враги сожгли,        

Многих жителей смерти предали,

Остальных людей увели в полон                                                                                

И за то с князей дани требуют.

 

Враг ушёл с земли, пусту преданной,

И грозит прийти скоро в Новгород,

Церкви здесь пожечь, учинить разор,

Чтоб хлебнул народ горя горького!

 

Укреплять стал князь стены города,

Да пороки12 все приказал чинить,

Стрелы, копья лить, да мечи ковать,

Да съестной припас запасать скорей.

 

Твердь велел крепить монастырскую,

И вокруг кремля обновлять острог,

Срочно ратников собирать велел,

Чтоб явить врагу силу грозную!

 

Тут пришли опять в город бежаны

И поведали: «Град-Владимир пал!

Князь Гюрги в лесах возле Мологи13

В битве был убит вместе с воями».14

 

С торговища и улиц города

Словно ветер сдул весь весёлый гам,

Лишь кузнечные слышны молоты -

С каждым днём звучат громче прежнего!

 

Прискакал гонец и привёз вновь весть:

Пал Берёзовец, что на волоке

Меж озёрами пресноводными:

Шебериха да дивный Селигер! 

 

Много в том бою полегло татар,

И за то они так озлобились,         

Что ушли назад, перебив полон,

Не надеясь взять силой Новгород!

 

 ...Повернула жизнь вновь на мирный лад,

Но опять гроза вскоре грянула:

Прискакал гонец с берегов Невы

И сказал: «Плывут морем свеи к нам!

 

Кораблей плывёт тьма несчётная

И Уль-Власий князь - предводитель их.

Вместе с ним плывут и епископы

И молебны те служат бесперечь».15

 

Начал светлый князь собирать войска

И к другим князьям он послал гонцов,

Чтоб дружины те им смогли прислать -

Помогли разбить свеев, сумь да чудь.

 

А второй гонец рассказал, что враг

На Ижору ввёл корабли свои,

И на берег он воев высадил,

И разбил там стан, утомившись плыть.

 

И наутро князь  лодьи16  вывел все -

И пешцы17 плывут там, и вершники,18

И поплыл им вслед колокольный звон -

С неба Божия благодать сошла!       

 

Жаркий день стоял -  время липеца,19

Разразилась вдруг над рекой гроза,

Блещут молнии и грохочет гром,

Будто бог Перун в небесах воскрес.

 

Но плывут лодьи и не сломлен дух

Князя светлого, воев княжеских:

Вера правая их ведёт вперёд,

Гнев их праведный  тверже трудностей!

 

Ветер полдня 20 им паруса надул -

И не так уже тяжело гребцам,

И плывут лодьи к берегам Невы

Чтобы встретиться  с ладожанами.

 

Ладожане те - люди верные:   

Лодьи мерные21  со дружинами,

С воеводою, да с посадником22

Новгородцев ждут, чтоб пуститься в путь!

 

Нево-озеро23 позади давно,

Лодьи все плывут по реке-Неве.

Встретил их дозор, говорят: « Идти

Нужно далее только тропами.

 

Охраняет враг день и ночь свой стан

От внезапного нападения.

Нужно, мол, идти тихо берегом,

Чтоб не дать врагу и опомниться».

 

Пешцы справа шли, ближе к берегу -

Шуму менее, чем от конников,

Лесом конный полк шёл громить врага -

Очень тихо шёл, но не мешкая!

 

Вот и свеев стан. Плотно русичи

Обошли его, как подковою,

И построились в полки ратные -

Наготове все, только знака ждут!

 

Кони свейские без седла стоят

И палиги24  там все горят-чадят,

Возле них сидят свеи кучками,

Отдыхают, да и обедают.

 

Княжий там шатёр в стороне стоит -

Золотым блестит он навершником,25

А кругом шатры, но бедней того -

Воеводы в них да епископы.

 

Корабли врагов на реке видны

И количество их бессчётное! -

Запрудили всю ширину реки,

В кучу сгрудились, в водах плещутся.

 

Тут подал князь знак и запел рожок,

Берестяные трубы взвыли вдруг,

Бубны так гремят, что покажется,

Будто гром с небес всем дождём грозит.

 

И пустились в бой князя ратники,

Тем кольчуг надеть не дав времени!

Так доспехи  их, латы да щиты,

В том бою и не пригодились им!

 

И случилась там сеча лютая  -

Полегли враги в том побоище!

Александровы вои смелые

Посекли врага, будто бы лозу.

 

Подоспели тут лодьи мерные:

Князя ратники топят вражий флот,

Уничтожив вмиг стражу свейскую,

В кораблях врага прорубают дно.

 

И явила рать доблесть в сече той,

И отвагу, и честь, и силушку,

Но все верили в то, что ангелы

Помогли разбить чудь заморскую.

 

И поплыли все снова в Новгород,

Увозя с собой славу добрую!

После этого Новгородский князь

На века веков Невским назван был!

 

                          -2-

Начала бродить по Руси молва

О достоинствах князя Невского:

Силе,  ловкости,  добродетели,

Ратной доблести и о мудрости.

 

И дошла молва до чужих краёв,

А в чужих краях отыскался враг:

Жили немцы там - «слуги божии»,  26

Меченосцами называли их.

 

И решили те «божьи ритори»

Земли русские все себе забрать -

Русь пошли враги завоёвывать,

И в чужой предел вторглась вражья рать!

 

Но мечом души не завоевать,

Не убить души притеснением!

А коли жива будет та душа -

Всё воротится - приумножится!

 

Русский люд всегда был широк душой,

Заодно умел за себя стоять,

И когда в Плесков27  вражья рать пришла,

Горожане все поднялись стеной!

 

Защищались там до последнего!

Воевода пал и погибла рать,

Но всё ж град Плесков ни изгоном взять,

Ни измором взять супостат28 не смог.

 

«Слуги божии» и епископы

Возвели шатры перед Плесковом,    

С ними дони29 да чудь заморская,

Те, что шли на Русь с «меченосцами».

 

Града приступом и осадою

Не сумели взять - взяли хитростью,

Подослав туда толмачей30 своих,

Чтобы те нашли там предателей.

 

Жили в граде том два боярина,

А бояре те - переветники, 31

Ночью тёмною ворота открыв,

Запустили их тайно в Плесков-град!

 

Славный Плесков пал!  И померкнул свет:

Церкви жгут враги во всём городе,

Много там икон и других святынь -           

Тех, что чтил народ - уничтожили.

 

И дотла сожгли немцы весь посад!32

Разгромили всё и разграбили!

Досыта пролив крови там людской,

Захватив полон, град покинули!

 

Но оставили тиунов33 своих,

Закрепили власть тех дружиною:

Переветники со пришельцами

Править начали градом Плесковом!

 

Слёзы выплакав, побежал народ -

Не по нраву власть переветничья!

Пришли бежаны в славный Новгород 

И поведали: «Тяжело житьё!»

 

А враги пошли в  земли Водские,

По пути круша поселения,

Жгли да грабили, налагая дань,

И в слезах тонул православный люд!

 

Крепость сделали на крутой горе,

Была названа крепость Капорье!

Строил местный люд - кровь текла рекой,

Кто противился - бит без милости!

 

И пошли враги вновь на Новгород,

Убивая и налагая дань,

Но, собрав припас и набрав полон,

Сам град Новгород  всё ж не тронули!

 

Не успел народ лба перекрестить,

А на Новгород вновь нашествие:

Немцы,  чудь да литовцы к ним с войной идут.

И опять стучат в граде молоты!

 

Тут с боярами новгородскими

Князь рассорился, на беду людей,

И в Переяславль со своей семьёй

Да с двором своим жить отправился.

 

И пошёл народ с челобитною

К его батюшке, князю светлому -

Попросить вернуть Александра им,

Чтобы снова он князем был у них.

 

И вернулся князь, не попомнив зла,

И с почётом был принят в граде он,

Колокольный звон над землёю плыл,

Ликовал народ, в пояс кланялся!

 

А владыка и духовенство там -

Все с крестами шли да с хоругвями,

И бояре те, что противились,

Перед ним тропу бородой мели!

 

Снова начал князь собирать войска:

Ладожан призвал он с карелою,34

Ижорян35 призвал - повелел всем ждать

Новгородские лодьи мерные.

 

И повёл полки князь на Капорье,

И изгоном36 взял твердь немецкую,

Гарнизон разбил и набрал полон,

Перевешав всю чудь заморскую.

 

Ровно год спустя вновь собрал он рать,

И пешцам коней дал, и вершникам.

И пошёл в Плесков  - вызволять тот град                    

От врагов и от переветников!

 

Был повержен враг и Плесков был взят!

Перебив бояр-переветников,

Заковав врагов, повелел там князь

Как скотину гнать немцев в Новгород!

 

Сам  же он пошёл снова в дальний путь -

Поведя войска в земли Чудские,

И придя туда, выставив дозор,

Отпустил свой полк на зажитие.37

 

Тут пришёл дозор с речки Омовжи

И донёс ему: «Немцев рать идёт!»

И к Чудскому князь вывел озеру

Все свои полки, чтоб громить врага!

 

И у камня там у Вороньего -

Так скала звалась в устье Омовжи -

Состоялся бой с иноземцами,

Положив конец их насилию!

 

Новгородский князь был умён и мудр -

Пригласил к себе воеводу он,

Вспомнил то, как враг строил рать «свиньёй»

И громил полки так литовские.

 

Значит, чает38 враг, что на этот раз,

Так построив рать, всё получится!

Вражью тактику распознав, велел

Всем своим войскам к бою строиться.

 

С головы до ног «меченосцы» все

В латы тяжкие упакованы,

На конях верхом, копья выставив,

В бой идут на рать новгородскую!

 

Их пешцы идут сзади конников,

До поры за них там хоронятся,

Ждут как рыцари строй нарушат, и

Тут-то в бой они тоже бросятся!

 

Князь пешцов своих наперёд пустил, 

Сечь мечом велел копья рыцарей,

Бить всем лучникам по ногам коней,

Так, чтоб рыцари вниз попадали.

 

И доспехи их пробивать клевцом.39

Добивать врагов будут вершники,

Позже конница - силы новые -

Оттеснит врага на лёд озера.

 

И идут «свиньёй» в битву рыцари!

Их крюками вниз тянут ратники,

И вступают в бой князя вершники,

И теснят врага на лёд озера!

 

И знамёна их, и шеломы40  их

Под ногами все там валяются,

Стук да лязг стоит, крик да стон кругом,

Кровь ручьём течёт на чудской тот лёд!

 

И не выдержал тут весенний лёд,

И пошли ко дну чудь да рыцари!

Победив врага, князь повёл полон

И вернулся с ним в славный Новгород!

 

Колокольный звон в граде их встречал,

И с крестами шли там игумены,41

И священники в ризах встретили -

Все с хоругвями  да с иконами!

 

Ликовали там и велик, и мал!

И бояре все шли с поклонами!

...И до сей поры князя чтит народ:                     

Александра  лик стал  иконами.

 

Много с той поры утекло воды,

Слой веков не скрыл князя славного:  

Стал он символом ратной доблести,

Силы, мужества богатырского!

...............................................................

  ... Верит всяк тому, что милей ему,

Только  в сказе том  нет ни слова лжи,

Потому  что князь  в самом деле, жил

И дела вершил он великие!

 

 

1. Свеи (старорусский яз.) - шведы.

2. Сумь - финно-угорское племя, предки нынешних финнов.

3. Чудь - народ финно-угорского племени, соседствовавший со словенами.

4. Переяславль - город, который стал позднее называться Рязанью, после того, как Рязань сгорела.

5. Пестун - воспитатель княжича.

6. Хоробрый - храбрый.

7.  Мизинный - незнатный.

8.  Вятший - старший, знатный.

9.  Ристалище - турнир.

10. Бежаны - беженцы.

11. Низовские земли - Владимиро-Суздальская Русь и Поволжье по отношению к Новгороду. Москва тоже считалась Низовским городом.

12. Пороки - орудия для метания камней или ледяных глыб.

13.  Молога - река.

14. Вои - воины, ратники.

15. Бесперечь - беспрестанно.

16.  Лодьи - корабли.

17. Пешцы - пешие воины.

18.  Вершники - всадники.

19.  Липец - июль.

20. Ветер полдня -  южный ветер.

21. Лодьи мерные - суда, размер которых позволял перевозить людей и лошадей.

22. Нево-озеро - Ладожское озеро.

23. Посадник - княжеский наместник или выбранный вечем правитель города.

24. Палига - костёр.

25. Навершник - купол шатра.

26.  «Слуги божии» - воинствующие монахи-меченосцы.

27. Плесков - древнее название Пскова.

28. Супостат - враг,  злодей, иноверец.

29. Дони - датчане.

30. Толмач - знающий язык, переводчик.

31. Переветник -  изменник.

32. Посад - торгово-ремесленная часть города внегородской стены или большое торгово-ремесленное поселение, не обнесённое крепостной стеной.

33. Тиун - поставленный управитель.

34. Изгон - внезапный налёт.

35. Карела - город, возникший при впадении реки Вуоксы в Ладожское озеро.

36. Ижоряне - финно-угорское племя, обитавшее на реке Неве.

37. Зажитие - самоснабжение войск посредством грабежа местного населения.

38. Клевец - род боевого молота для пробивания шлемов и лат.

39. Шелом - шлем.

40. Игумен - настоятель монастыря.

 

 

                  СКАЗ

О СУХМАНЕ НЕПРОВИЧЕ                                      

          И СУМАН-РЕКЕ 

 

 В просторной гридне1 стол стоит, 

Боярин за столом,

Гостей собравшихся поит

Он мёдом и вином.

 

А каждый гость тот - лютый враг:       

Желая смерть ему,

Творил он зло, чиня, всяк шаг,                                     

Разор в его дому.

 

Один желал его добра,

Другой его жены,

А третий вместо серебра -

Лишь крови без вины.

 

Застолье двигалось к концу -

Гость каждый сыт и пьян,

И впору стал тут молодцу       

К лицу любой изъян.

 

И стали гости поносить    

Боярскую жену,

И стали девки голосить,

Как в пал2 или  в войну.

 

Играть устали гусляры,

Не заглушив скандал,

И виночерпий3 до поры

Гостям  вино подал.

 

В хозяине вскипела злость,

Явь показалась сном,

И угощён был каждый гость

Отравленным вином!

 

 ...Сидел боярин за столом,

Не видя пирогов,

И думу думал о былом,

И не жалел врагов!

 

                     -2-

 

     Едва собрался на покой -

Прибыл гонец: «Беда!

Стоит за Непрою-рекой

Татарская орда!

 

Улусов4 вид сведёт с ума!»

Не время, знать, грустить!  

Враг не за тем придёт в дома,   

Чтоб просто погостить!  

 

А увести в полон людей,

Русь данью обложить,

Чтобы татарский хан-злодей

Мог  припевая  жить!

 

Нельзя, чтоб  Синяя орда5

И басурман6  мурза7

Прошли чрез Непру без труда,

Чьи воды, как слеза!!!

 

Собрать бесчисленную рать

Велел на берегу

И переправу разобрать -

Путь преградить врагу!

 

                 -3-

...И лодьи мерные8 плывут,

Чтоб разгромить врага,

А волны реченьки ревут,            

Бегут на берега!

 

Из этих волн вдруг выплыл чёлн,

В нём сын реки  - Сухман,

Был богатырь тем увлечён,

Что бил он басурман!

 

Бегут враги! Он - по пятам!

Бегут, как от грозы!

И полегли рядами там

Уланые мурзы! 9

 

А славная  дружина та    

Кричала «Гой еси!»,10

Желая многие лета

Сухману и Руси.

 

              -4-

И на Окатовой горе

Стоял младой Сухман,

Глядел, как воды на заре   

Укрыл густой туман.

 

Глядел, как мать-река  вошла

В крутые берега!

Вдруг... грудь его стрела нашла

Заклятого врага!

 

И кровь Сухмана пролилась,

И потекла рекой,            

И речка эта назвалась

Потом Сухман-рекой!  

 

И начала река гоить,11

И многие года

Святую Русь смогла поить,

Чем и была горда!

 

1. Гридня - комната для приёма гостей - (Старорусский яз.).

2.  Пал - пожар.

3.  Виночерпий -  в Русском государстве до18 в. должностное лицо, ведающее винными погребами и подносящее напитки на пиру.

4.  Улусы - кочевые стойбища татарских племён.

5.  Синяя орда - прозвище одного из татарских племён времён нашествия татар на Русь.

6.  Басурман - иноверец.

7.  Мурзы - так называли русские татарских начальников.

8.  Мерные лодьи - суда, размер которых позволял перевозить вооружённых воинов и лошадей.  

9.  Уланые мурзы - так называли русские татарских начальников.

10.  Гой еси! - заздравный клич.

11.  Гоить - здравствовать, жить.

 

 

 

                    СКАЗ

ОБ АВДОТЬЕ РЯЗАНОЧКЕ

 

Преданье старины далёкой

Гласит, что было много княжеств,                       

Кочевники, ведя набеги,                                  

В крови топили Русь святую!                       

 

Между князьями пря1 случалась -

Размирье2- следствие раздоров,

И потому всем приходилось                             

С врагом справляться в одиночку.

 

Период разобщенья княжеств

Довольно долго затянулся,

И на Руси народ старался

Себя всегда обезопасить:

 

Валами город защищали,

Острогом стены возводили,  

По стенам всюду караулы,

И в башнях боковых  дозоры.

 

Большие ставили заставы,

Заслоны и пикет - на реках,

Перед иконами молились -

Просили Бога заступиться!

 

Но это всё не приводило

К искоренению набегов -

Мурзы-татары3 приводили  

К ним Синюю Орду 4 всё чаще!

 

В тот год в Рязани было тихо,

Не ожидал никто набега,

И горожане занимались

Для них обычными делами.

 

И там же,  в южном городище,5

С семьёй Авдотья проживала.

Муж был стрелецким головою6

И каждый день бывал в остроге.7

 

Брат  тоже занят был на службе,

Сын малолетний лишь с ней дома.  

А тут настала кошенина8 -

Одной косить придётся долго!

 

Но делать нечего: собралась -

Пусть трудно - дело делать нужно!

Глядеть за сыном приказала,

Да и пошла справлять работу!

 

Переплыла Оку на лодке,

Взглянув на окские просторы,

Запела песню и за дело

Взялась скорей - ведь дела много!

 

И каждый день, не разгибаясь,       

Косила,  сено ворошила,

А после в копенки сгребала

Ветвями крепко пригнетала,

 

Чтобы, не дай бог, буйны ветры

Весь труд не сделали напрасным! -

Ведь столько дрогла здесь ночами

И от жары страдала днями!

 

И вот управилась с делами!

Скорей домой - длинна дорога!

Душа по дому исстрадалась

И мысли обгоняют ветер!

 

Вставало солнце над покосом,

Залив округу ярким светом,

И ощутила вдруг Авдотья

Над лугом стойкий  запах гари!

 

На город издали взглянула -

От страха сердце оборвалось:                                            

Горит Рязань и клубы дыма

Разносит всюду вольный ветер!

 

Не от дождя лицо рязанки -

От слёз горючих стало влажным,

Но не дрожали белы руки

И вёсла были ей покорны!

 

А по реке повсюду плыли

От изб горелые поленья,

И пепел в воздухе кружился,

И дымом полнилась округа.

 

Вот лодка берега коснулась -

Бежит Авдотья, спотыкаясь,

А вместо града - пепелище!

Кругом разор да кровь людская!

 

И нет людей  - кругом лишь трупы,

И дома нет, того что мил ей!

Вдруг видит: три сидят старухи -

По мёртвым плачут, причитают!

 

И рассказали ей старухи:

- Хан Батый  побывал с ордою

И свой оставил он поминок -9

Зло сотворили здесь татары!

 

Их стрелы «песню смерти» пели,

Их гиком полнилась округа,

Их копья, красные от крови,

До ночи тут и там мелькали!

 

Произошла большая сеча,

И храбро бились все рязанцы,

Но не смогли набег татарский

Отбить и город отстоять свой!

 

Сгубил татарин тьму народа!

Кто уцелел - в полон забрали!  

Твоих всех: мужа, брата, сына -

С полоном увели татары!

 

И после этого быванья,10

Ушла Авдотья с пепелища

И зашагала по дорогам,

Покрытым пеплом от пожарищ.

 

И за проклятою Ордою

До той поры идти решила,

Покуда мужа, брата, сына,

С того не вызволит полона!

 

И отыскала след татарский:

Повсюду смрад стоял от трупов,

Земле  не преданных с молитвой

И не оплаканных  роднёю!

 

Пошла по сёлам  разорённым,

Где всё дотла сожгли татары,

Где развевали буйны ветры

Лишь пепел с пепелищ остывших!

 

Где вороньё кружило в небе,

Свой крик, как нож, вонзая в сердце,

Придя туда, любой узнал бы,

Как сердце может разболеться!                     

 

И каждый день всё шла Авдотья,

Питаясь тем, что бог пошлёт ей,

Бывало, люди помогали                    

Краюхой хлеба, словом добрым!

 

И тёмным лесом проходила,

И спала на земле холодной,

Но зверь лесной её не тронул,

И дни, как птицы пролетали!

 

Так продолжалось больше года -

Прошла большое расстоянье!

В пути её зима да лето

Студили и обогревали.

 

Несла с поминком узелочек:

Три пояска да три рубахи!

Мечтала всех найти живыми,

Переодеть и подпоясать!      

 

Вот перед ней гора крутая,

Взошла с трудом и видит море!

На берегу видны улусы,11

А вдалеке полон рязанский!

 

Шатры поставлены повсюду,

И возле них снуют татары,

Горят костры, чадят дымами,

Пасутся кони табунами.

 

А около шатра большого

Лежат парчовые подушки

И на подушках восседает

Глава поганых12 - хан татарский!

 

На вид он страшен был и грозен

И неподвижными глазами

Глядел на то, как гибко гнутся

Пред ним младых танцовщиц станы.

 

Как их красивые окруты -13                      

Всё паволочье14 - не холстина,

И разноцветные султаны   

Шелонник15 ласково вздымает.    

 

Как босы ноги - без выступков16-                                      

То быстро перед ним мелькают,

То мешкотней17, то замирают,

То снова в быстрый пляс стремятся.

 

Глядел на то, как в неряденье18

Стояли яства и кувшины,

Как солнце к овиди19 клонилось,

За сине море опускалось!

 

Чуть в стороне был кряж20 повален,

На нём сидели басурмане,

На них была надета сряда -21

Все дули яростно в кураи.22

 

Тут хан увидел вдруг Авдотью:

«По виду  русского обличья!

Отколь пришла? Как к нам добралась?

И нет ли тут во всём потвора?»23

 

На то Авдотья отвечала:

«Нет никакого здесь потвора,

Пришла к тебе я из Рязани

И добиралась больше года!

 

И голод, и нужду терпела,

И по своей явилась воле!

Меня и лютый зверь не тронул,

Неужто ты меня погубишь?

 

Пошто ты, хан, побил рязанцев,

Спалил Рязань, лишил нас крова?

В полон увёл людей безвинных,

А сам на радости пируешь?

 

По всей Рязани смерть посеял

И полонянам чинишь горе!

Коли тебе так горе любо,

Так почему ж сам не горюешь?» 

 

«Уж очень ты смела, рязанка!

Не уж, меня не убоялась?

Ты говори, зачем явилась,

Иначе запорю плетями!»

 

«Я не боюсь тебя, татарин,

Хотя и с виду ты так грозен!

Пришла к тебе я за родными,

Отдай мне мужа, брата, сына!

 

Коль не отдашь - хоть покажи их!

Дай повидать живых иль мёртвых!

Коль живы - в чистые рубахи

Их наряжу и подпояшу!

 

Коли мертвы - я хоть поплачу

И покричу над их могилой,

Хотя по ним, тебе признаюсь,

Кричать и плакать заморилась!»

 

И удивился хан татарский

Великому её терпенью,

Великому её страданью,

Великим и любви, и воле!

 

И он тогда распорядился

Пригнать к нему полон рязанский

И повелел своим татарам:

«Пущай она родню поищет!

 

А ты сорви цветок, рязанка,

Да и ходи с ним по полону,

До той поры искать их можешь,

Пока цветок твой не завянет!»

 

И сорвала цветок Авдотья

Да и пошла с ним по полону -

Три дня родных она искала -

Цветок не вял, а расцветал лишь!

 

И на четвёртый день к полудню

Нашла всех: мужа, брата, сына, -

Все, слава Богу, были живы!

И сколько радости там было!

 

Ей говорит тут хан татарский:

«Ты выбирай из них любого,

Того на волю отпущу я,

Кто сердцу твоему милее!»

 

«Как мужа милого забыть мне?

Как мне от брата отступиться?

Как сына малого покинуть? -

Не знаю я, что мне и делать!

 

В другой раз замуж можно выйти,

В другой раз и дитя родится,

Вот только брата не добыть мне!

... Ты отпусти со мною брата!»

 

И так ответил хан татарский:

«Хвалю твои я рассужденья!

Умела вымолвить ты слово -

За то тебя вознаграждаю!

 

Всех забирай с собой, рязанка!

И, возвратившись, расскажи там,

Что ты не зря в Орду сходила

И столько мук перетерпела!

 

С тобой полон весь отпускаю,

Чтоб на Руси меня хвалили,

Ордынским ханом восхищались,

Орду добром бы поминали!»

 

И тем же часом полоняне,

От сна как будто пробудившись,

Авдотье в ноги поклонившись,

Пошли домой в Рязань родную!

 

...С тех пор немало лет минуло,

Сменилось много поколений,

Но сказ о женщине отважной

До сей поры всё существует!

 

А тот цветок благословенный,

В руках Авдотьи  не увядший,

Людьми бессмертником зовётся

И доброй пользуется славой!

 

1. Пря (старорусский яз.) - ссора.

2. Размирье - состояние вражды.

3. Мурзы - татары - так называли русские татарских начальников.

4. Синяя Орда -  прозвище одного из татарских племён времён нашествия татар на Русь.

5. Городище - место, где раньше была крепость.

6. Стрелецкий голова - начальник над отрядом стрельцов, охраняющих город или крепость.

7. Острог - деревянная крепость в городе.

8. Кошенина - время покоса, когда заготавливают сено.

9. Поминок - памятный подарок.

10. Быванье - происшествие, событие.

11. Улусы - стойбища кочевых татар.

12. Поганые - иноверцы, не православные.

13.  Окруты - одежда.

14. Паволочье - дорогие привозные ткани, обычно шелка.

15. Шелонник - юго-западный ветер.

16. Выступки- женские кожаные башмаки без каблуков.

17. Мешкотней - медленнее.

18. Кряж - бревно.

19. Курай - татарский духовой инструмент (продольная флейта).

20. Сряда -  нарядная одежда.

21. Неряденье - беспорядок.

22. Овидь - горизонт.

23. Потворы - колдовство.

 

 

 

 

 

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход