Деревянная сказка

Дата: 5 Мая 2014 Автор: Калуцкий Владимир

Для веселия планета наша мало оборудована, если верить поэту. Но всегда есть возможность найти своё счастье. Я тоже в эти дни хожу угрюмым от событий в той стране, что у нас за огородами. А вот совсем случайно натолкнулся на нечто, заставившее поверить, что жизнь прекрасна.

Всегда "в минуту жизни трудную" уезжаю на заброшенные хутора за Верхососной. Там такая щемящая поэзия запустения, что особенно остро чувствуешь кровное родство с утраченной Родиной. Там уже бродят старатели с миноискателями, там неведомо кто и зачем вышиб окна, вынес двери и взломал полы брошенных домов. Там на проваленных чердаках дожди заливают старые учебники, а сквозняки перелистывают страницы школьных тетрадей с кляксами. Там некогда нашел я геннадиевскую Библию, "Краткий курс истории ВКП(б)" с бесценными газетными вклейками по поводу партийных съездов и конференций.  Да много чего там брошено, мимо чего более пристрастный искатель не прошел бы. Но мне главное на хуторах - не предметы, а как раз дух запустения, куда я убегаю всякий раз, когда впору в петлю лезть...

Сегодня остановился у большой осевшей хаты. Когда-то я увёз отсюда старую керосиновую лампу с пузырем, здесь за завалинкой поднял из грязи вполне исправные часы ходики с кукушкой. Часы я почистил и передал потом в музей.

Хорошо помню, что на чердаке этой хаты нашёл исправную керосинку с заправленным бачком. Она стояла с фитилём - хоть сейчас разжигай. Чердак огромный, с черными от времени стропилами, с  тубой  хворостяной трубы, обмазанной глиной. Я еще тогда постарался побыстрее выбраться из- под массивной соломенной крыши.

Прошло года три. Сейчас крыша провалилась, из-под неё, по некогда белёным, стенам легли грязные потёки. Наверное,  в зиму набило снегом, а сейчас он потаял и протёк. Не знаю - что меня опять подтолкнуло подняться на чердак. Наверное, тот самый дух запустения.

Хилая деревянная лестница была на старом месте. Я пролез в проем, покрываясь шмотками серой паутины.

Теперь на чердаке было светло, и апрельское солнце целиком вместилось в огромную прореху. И керосинка оказалась на месте.

Но не керосинка и даже не солнце ярко брызнули в глаза. Из дальнего угла засияла великолепная, озорная, ладно сколоченная деревянная прялка.


Что это оказалось за чудо! Отличная работа неведомого мастера видна в каждой детальке, в отделке головок стана, в опорных ножках. А колесо!

Диво, какое колесо. Собранное из шести одужин, подпертоё шестнадцатью  резными спицами, оно геометрически безупречно.

Да что я всё словами! Их у меня не хватает, потому что мастер, сотворивший это маленькое чудо, сделал нечто, на описание чего никаких слов не хватит. Даже в краю поэтичного запустения.

А ещё меня удивила забота неведомой хозяйки дома, упрятавшей на чердак свою любовницу. Наверняка, уезжая навсегда, хозяева взяли с собой всё, что могли увезти. А прялку почему-то оставили. Возможно, к тому времени уже не было нужды в пряже.

Так вот хозяйка в последний раз бережно смазала все узлы и колена прялки настоящим березовым дегтем. Как бы мы сказали сейчас - она законсервировала деревянную домашнюю машину.

Она даже верёвочку привода колеса пропитала дегтярным отстоем и обмотала её вокруг опорной стойки.

Хозяйка сделал всё, чтобы запустить прялку можно было бы тот час же...

...Я был свидетелем исчезновения хуторов. Мой тесть с семьей последним оставлял Агеево. Семья плакала. И надежда у тестя и тёщи вернуться оставалась до последнего дня.

Наверное, и хозяйка прялки уезжала с той же надеждой. Не знаю.

Знаю только, что теперь каждый год, во вторую субботу июля, бывшие хуторяне съезжаются к покинутым очагам. И совсем не поэзия запустения притягивает их сюда, а тоска по Родине. Как будто у каждого здесь осталась законсервированная душа.

Я поднял прялку - почти невесомую. И мне показалось, что прялка обрадовалась. Знаю, что вещам и предметам такое не присуще, но прялка потом светло покачивалась на заднем сидении, пока я ехал в город, и мне почему-то вспомнились строки Ксении Некрасовой :

"Ну, а я посереди телеги,

Как в деревянной сказке сидела".

Конечно - прялка не моя. Конечно, если музей заинтересуется - я передам её туда. Наверняка ведь неведомая хозяйка сберегала её для людей,  а не для меня.

А мне остаётся поэзия запустения. Мне достаточно.


  На снимке: деревянная сказка в дегтярной смазке

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (1669)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход