Не понимаю и не приемлю словосочетания «местный поэт». Такая же нелепость, как
местное вдохновение, или местный алфавит. Поэт - он и в Африке поэт, чему
яркий пример Пушкин. И люди, о которых я стану теперь говорить - просто поэты,
без всяких приставок. Хотя объединяет их именно местность - наш Белгородский
край.
Да больше того! Я стану перебирать их книги, отмеченные личными
дарственными надписями. В этом тоже отличие моих поэтов от поэтов других мест,
чьи книги с подписями я тоже представлю, но в другой раз.
Теперь же передо мной стоит задача. Поэты - люди особо ранимые, и просто
теряюсь - в какой последовательности представлять вам гостей моей книжной
полки. Ведь если фамилия поэта начинается на «Ч» - это совсем не значит, что он
для меня менее значим, чем поэт с первой буквой в фамилии «Б».Потому алфавитный
подход отпадает.
Тогда может - по талантливости книжек?
Ну, братцы! Кто ж возьмет на себя грех выстраивать поэтов в затылок друг другу!
Запишу человека в хвост очереди - а он через пятьдесят лет станет классиком.
Потому зажимать никого нельзя.
А давайте так. Я сейчас разберу книги и сложу их по алфавиту. Да-да, выстроим
книги от «А» до «Я», чтоб ни кому не обидно было,
И приступим, помолясь.
Да, вот еще. Я уверен, что у любителей поэзии по России много таких книжек. Но
мои ценны именно дарственными надписями. Понимаете - просто томик - он, как
чопорный незнакомец - элегантен графикой, застегнут в переплёт, говорит
отцеженным выверенным языком.
А книжка с подписью - это тот же томик, но словно с порезом вены, с капелькой
крови на манжете.На иной книжке подпись - как укол булавки : «Дружески.
Перовский». На другом - беглым курсивом, в полстраницы,нервно - словно порез
бритвы : «Володе Калуцкому. Дружески, виновато, на всё доброе и светлое. Вл.
Молчанов, 19.12. 1995».
И подписи - это уже то, что делает отдельные томики не просто
единицами тиража, но - документами эпохи, хранителями живого прикосновения
поэта.
Так вот. Книги сложил стопкой и приступаю. Не без некоторого трепета.
Ещё бы. Первая книга - и уже событие. Помню - услышал о ней в программе
областного радио. Там и сам автор выступал - Николай Перовский. Шёл 1973 год.
Это нынче книги пекутся, как блины - печатают, кому не лень. В основном -
пена, в которой тонут настоящие вещи. А тогда….
О, тогда самая тонка брошюра, вышедшая в области - была общественным
событием. Тогда в области ни у кого, кроме сектора печати Обкома партии, не
было издательской лицензии. Наши белгородцы, уже прошедшие цензуру и одобренные
редакционными советами, годами столи в очереди на издание в Воронеже, в
Центрально-Чернозёмном книжном издательстве. А уж в Москве напечататься..!
Всё-равно, что на Марсе.
И вот «Николай Михайлович Перовский рассказывает нам о своей новой книге стихов
«Август». Николай Михайлович, если не трудно - прочтите самое любимое ваше
стихотворение из нового сборника. Нашу слушатели особо ценят авторское чтение».
Легкое потрескивание эфира, а потом с некоторым нервом, напористо, динамик
донес мне :
«Я
каждый раз испытываю страх
Перед
пустым листом бумаги…
О ,
муза! Одари меня отвагой,
И
помоги мне сделать первый шаг!
пусть
будет слабой первая строка,
А
смысл её корявым и не новым -
Я
отыщу единственное слово,
Минута
вдохновения близка…».
Боже мой! Это был обо мне, начинающем сочинителе, и , оказывается - было
не толь ко со мной! Но я тогда и мечтать не мог встретиться с поэтом. Они были
небожители,поэты, и их было мало,-штучный товар.Их имена знали мальчишки
и девчонки в самых дальних хуторских школах. Чернухин, Аляутдинов, Овчарова,
Белов,загадочная, как Ассоль - Таня Олейникова… К одеждам бы прикоснуться - уже
счастье.
А потом мне повезло. В те годы у поэтов и писателей был добрый обычай -
проводить по районам дни литературы. Садились они в рейсовый автобус всем
тогдашним отделением Союза писателей СССР и ехали по городам и весям. И тогда
случались настоящие праздники слова.
Вот так неожиданно к нам в Новый Оскол приехал с бригадой и Николай
Перовский. Я к тому времени его «Август» уже купил, и на встречает он мне
так и написал на лицевой странице «Дружески. Перовский». Не думаю, чтобы он
запомнил эту встречу, но я с тех пор называл себя знакомым поэта Перовского.
Вот какие воспоминания разворошили во мне всего два слова прозы удивительного
поэта.
К слову - о Союзе писателей. В нынешнем году исполняется 50 лет нашему
областному отделению Союза. И признаюсь - я подхожу к книгам с точки зрения
того, - состоит ли поэт в творческом Союзе, или нет? И не случайно это. Просто
членство есть некий знак качества стихов - тут никуда не денешься. Причем - вне
всякого сомнения - высокая поэзия всегда у тех, кто состоял в Союзе советских
писателей. Тогда бездарь получить заветную членскую книжку с тисненым
золотом орденом Ленина получить не могла ни за какие деньги, ни по
какому блату.
Это был билет в бессмертие, извините за пафос.
Так вот Николай Перовский и состоял в том откалиброванном Союзе.
Нынче планка сбита. Но всё равно поэты, имеющие статус членов Союза писателей
Россиив своих творения на голову выше остальных. Это неоспоримо.
И отсюда начинаю подробнее.
Вы знакомы с поэтом Юрием Макаровым ? Если нет - спросите у своего ребенка. Все
школьники области воспримут это имя с улыбкой. Удивительно, потрясающе
доходчивый детский поэт! Он и сам похож на мультяшного Громозеку - огоромный,
словно с множеством рук и улыбка шире лица - будто держит во рту полумесяц. У
него много книг, и все есть у меня с авторской подписью. Как вот эта небольшая
- «Белополье». «Володе Калукому на добро" . И подпись, где буква
"Ю" выполнена в виде лукавой рожицы.
«Это
было всегда, это будет,
Будут
дни не светлы, не легки…
Умирают
деревья, как люди,
За
собой оставляя ростки».
Я Юре
Макарову много раз говорил : не пиши стихов для взрослых. Твой читатель - дети.
Он
на меня за это обижается. И печатается, печатается, печатается. В
Татарстане,Москве, на Украине. Вежде, где есть дети.
…
Да, если так дальше пойдёт, то у меня поля Интернета не хватит написать обо
всех отложенных книжках. Скажите - как я буду выглядеть в глазах Людмилы
Брагиной, если о её "Белом наливе» напишу вскользь? Скверно буду
выглядеть, а ведь она мне книгу подписала искренне : «Володе Калуцкому с
дружественными поэтическим приветствием на всё самое добр,пое и светлое в
жизни. 16.04.97».
Люда! Прости, родная - я бы о тебе поэму написал. Но тут пока - одно твое
откровение:
«И
облака скитаются по свету
Беспородной
и бесцельной чередою,
ненужные
зиме, чужие лету -
Им не
пролиться влагой молодой.
Так
сердце, позабытое тобой,
С
весенним облаком живет одной судьбой».
Хорошо!
Мне вообще кажется, что у Люды ненаписанного много больше, чем написанного.
Впереди у нее - годы сладкого труда.
«Сладкого»? Это я - о поэзии? Да полно - что я знаю о стихах? Тем более, если
рядом произносят легендарное, почти мифическое имя - Игорь Чернухин!
Я ходил во второй класс, а Игорь Андреевич уже был именем. Тогда и услышал я о
нем. Кажется - и строк не запомнил, а имя врезалось в память. Необычное : Игорь
- гарь, да еще Чернухин. Мне оно напоминало жаркий древесный уголек, живший в
нашей печке. Когда на него прямо глядишь - он чернеет и гасит внутри себя
огонек. А отведешь взгляд - тут же в уголке глаз - рубиновое ,пятнышко. Так для
меня и Игорь Андреевич тогда - неуловимое имя, а всегда где-то рядом.
Спустя годы мы познакомились. Не думаю, что знакомство это что-то дало Игорю
Андреевичу. Но меня оно свело с самым чистым человеком из всех, кого встречал.
И книги его для меня - не книги - учебники. Причем - и в прямом смысле
тоже. Ведь точные, с филигранной отделкой стихи есть мерило моих попыток
сочинительства. Выдержанные в лучших традициях русской классической поэзии,
стихи Игоря Андреевича уже вошли в сокровищницу нашей литератцуры.
Да
вот - хотя бы книга «Берег Памяти». Это - первая из подаренных мне автором. Она
тоже досталась мне на Днях литературы, но уже в Бирюче, в далеком 1976 году. Я
тогда работал в районной газете «Знамя труда» и помню, как мы всей редакцией
завалились в гостиницу к приезжим литераторам. Там Игорь Андреевич и написал на
своей книжке «Вл. Калуцкому с надеждой. Игорь
Чернухин,
17 11. 1976 года». Не знаю, о какой надежде писал тогда поэт, но с тех пор я
всегда подписываюсь не иначе, как «Вл. Калуцкий».
А та книжка выпущена была Центрально-Черноземным издательством. Там была впервые
напечатана хрестоматийная теперь поэма «Бел-город»:
«…Застучали
топоры
У
горючей Бел-горы,
У
горючей Бел-горы
Застучали
топоры,
Плотнички-работнички,
Божие,
веселые,
Ходите,молодчики,
По
градАм и селам».
Что ни строка - то запах стружки.
А совсем недавно у Игоря Андреевича вышел двухтомник «Между прошлым и
будущим». Проза. Высокой пробы, как это бывает у поэтов. Смело можно ставить
рядом с «Жизнью Арсеньева» Ивана Алексеевича Бунина. Тот же накал, то же
мастерство.
…Да.
Богатый я человек. В знакомых у меня - много людей, и все лучше меня.
Учись и набирайся. Вот хотя бы Вера Кобзарь…
Она намного моложе меня, но зову я её не иначе, как крёстной матерью. Тут -
наша тайна, а я пишу об открытых для всех вещах. Как её книга «Весенний дождь»
. Да, конечно с подписью, и подпись я тоже тут не приведу. А вот стихи из книг
и - пожалуйста :
«Сорвется
с неба яркая звезда,
Высвечивая
сонную округу,
И свет
её умчится в никуда,
Над
чистым полем и цветущим лугом.
Всего
лишь вспышка ослепит глаза,
И ночь
на миг покажется темнее…
Да по
щеке прокатится слеза,
Да
сердца стук всё чаще и большее»,
И
пусть кто-то докажет мне, что у Рубцова об этом же написано лучше!
Вера Петровна, я бы говорил о твоих стихах еще и ещё, но тут вполнеба замаячил
Виктор Иванович Белов.
…О-о-о, - Белов!
Помню, я как-то на одно из его посещений Бирюча писал эпиграмму:
«Вы
слыхали о торнадо?
Ну,
тогда, без лишних слов
Расскажу
вам, если надо,
Как
является Белов».
Белов
- это не стихи. Это стихия. В высших своих проявлениях он выбрасывает из себя
такой протуберанц, что даже признанные великие на миг растворяются в его
огне. Такова, например его «Картошка». Даже теряюсь, пытаясь определить - что
оно такое? Так написать? - откуда силы. С Хопра ли, где он родился, с Харьковской
ли горы, где сейчас живет?
Нет, из сердца. Я приводить стиха не стану - поищите сами, если еще не читали.
А приведу вам другое четверостишье, из книги «Вербы над Хопром», что
вышла в том же Центрально-Чернозёмном издательстве еще в 1976 году:
«Хлеба,
хлеба! Как морем еду.
Хоть
все тропинки знаю тут,
Боюсь,
меня с велосипедом
Хлеба
с размаху захлестнут.
Мой
путь - до полевого стана,
Дорогой
еду, как по дну,
Коль
море колосом достанет,
Знать,
выбьет спицу не одну,
Шумят
хлеба! В свой край влюбленный
Гляжу
вокруг… А срок придёт -
Введут
комбайн, открыв кингстоны,
И море
все в него войдет.
А какова стока «Хлеба с размаху захлестнут»!Нет, напишите лучше!
На книге подпись : «На память о В. Белове. Может - свидимся. 14 апр. 1977 г».
Это тоже свидетельсвто о днях литературы в Бирюче. Спустя годы, когда
Виктор Иванович работал на областном радио, мы часто встречались. Но что-то
случилось - я беру вину на себя - и мы ,разошлись, как комбайны в хлебном поле.
Хотя - разве это так? Вот же книга. «Может -свидимся»?
Собственно, растерял я в белгородских поэтах не только Виктора Ивановича. Живет
там и творит еще один Виктор. Вернее писать - «Вiктор». Фамилия - Череватенко.
Щiрый украiнский пiсменник. Сей двуязычный змий пишет одинаково ладно что на
русском, что на украинском языках. Да сам же себя и переводит.
Хотя
- не только себя.И не только переводит. Его стихи - как плач о нынешнем сумбуре
на Днепре. Вот послушайте:
Кiiв
I Русь?
Як
роз,езднати?
Просто
у полi
Стовпи
закопати?
Треба
мовчати,
Треба
брехати,
Треба
про рiд свiй
Нiчого
не знати.
Стоiть
коло хаты
Засмучена
мати…
Прикорно
дивитись
На
Киiвську Русь.
Я
удивлялся Виктору Череватенко, пока не узнал, что он - детский доктор. А
потом понял . Конечно - это же плеяда Чехова, Булгакова, Вересаева. Из докторов
выходят лучшие писатели. Тем более - повенчанные с Украиной.
Нынче, насколько пользуюсь слухом, Виктор Яковлевич получил добротную
литературную премию. Что ж - деньги доктору лишними не будут. А поэту -
тем паче.
А еще если при этом сознаешь, что уже нет поэтов, которые никогда никаких
премий не получат. Но имена их уже сами по себе - награда, готовое
название для пока не существующих премий.
А почему нет? Если бы мне вручили литературную премию имени Александра Филатова
- я был бы счастлив. Но пока такой премии ,не учредили.
Но есть книги с этим именем. Вот у меня с подписью - «Огни зовущие» : «Со
скромной надеждой быть прочитанным, От автора. 4 нояб. 1980 года»…
Я помню ту встречу в стенах Белгородского педагогического института им. М.А.
Ольминского. Переполненный зал и черноволосый красавец -поэт. Громовержец в
инвалидной коляске. Это он читал из новой книги :
- В
поле не ездил с прошедшего лета -
Зерна
упали. Взошли зеленя.
Странно
однажды родиться поэтом
С
долей такою же, как у меня.
…Что
бы я мог? Непослушные ноги
Вдруг
затекли, не пройдя полпути.
Поле
мое, ну, прости, ради Бога,
Поле
мое, ради Бога, прости.
Стоял зрелый застой. Это я тут слово «Бог" в его стихе написал с большой
буквы, самочинно. Тогда было нельзя, тогда Бога не было. Но был Саша Филатов.
Честный, как Нагорная проповедь, и творчески раскавыченный, как Евангелие.
Даже если бы он не был поэтом - это всё равно был магнит. И если он молчал, то
молчание было наполнено высоким смыслом. Когда говорил - смыслом исполнялись
слушатели.
Хотя должен признать, что иногда в поэзии гораздо доходчивее получаются
негромкие, обращенные как бы вовнутрь поэта и читателя, стихи. Вот как в
сборнике Павла Савина «Перехлёсты дорог». Книжку мне подарил автор давно, в
1994 году, но с тех пор она стала у меня настольной. Не преувеличиваю - если бы
вы увидели мой рабочий стол, то на ней нашли бы «Перехлёсты дорог» самой
затёртой. Я как раскрыл ее почти двадцать лет назад, так и не закрываю. Тут
многое сошлось. И то, что мы с Павлом Ивановичем почти земляки - оба с Тихой
Сосны, только с разных берегов. Признаться - есть в фигуре поэта что-то от
меловых круч. Он словно искусстно вырезанное из белого куска изваяние -
совершенен, белоголов. И настрой его - негромкая лирика с гражданскими
мотивами. И сами стихи - тот же классический русский размер, в который лучше
всего укладываются мысли и чувства.
На книжке надпись : «Владимиру Устиновичу с благодарностью за добрые слова в
мой адрес. 21.04.94 г.» Теперь уж и не помню - о каких тёплых словах идет речь.
А вот сама книга - суть как раз тепло души. Там есть одно стихотворение -
«Неперспективная деревня»- которое читается, как биография нашего крестьянства:
«У хат разломаны ограды,
Чертополох высок и лих,
Да кто же так тебя ограбил -
Земля прапрадедов моих?»
Вся книга - как попытка понять - что с нами происходит? Проходят по страницам
образы друзей детства поэта, шумят ветры в листве деревенских верб. Всё
меняется, но неизменной остается вера поэта в лучшее:
«Лишь тропки памяти остались,
Да холмик с выцветшей звездой.
Но снова правит добрый аист
На старом дереве гнездо».
А знаете - сейчас ловлю себя на мысли, что все наши поэты живут и выживают
едино от надежды на лучшее. Они и есть та чаша, в которой тлеет уголёк в
беспросветной тьме нынешнего бытия. Вот дунет ветерок - и разнесет искры, а там
упадут они на страницы новых поэтов - и вспыхнет пламя слова - самое светлое и
горячее пламя мира.
Да уже вспыхивает. Иначе,как частичкой света не могу назвать книгу Юрия Шумова
со вроде бы неподходящим к нашему настою названием «Плач». «От автора. Желаю
Вам счастья в жизни, успехов творческих, здоровья. PS. Прошу прислать отзыв на
книгу. 10.10 93».
Двадцать один год минул, а я так и не отозвался. Если это искупит вину - вот
мои несколько строк о «Плаче»…
А, собственно - почему за книгу другого поэта должен говорить я? Пусть она сама
за себя и скажет. Хотя бы так :
«Постою у сиротского дома.
Помолчу.
И пойду не спеша.
Мне сиротская жизнь незнакома.
От чего ж заболела душа?
Понимаю - вины моей нет,
Просто рядом прошёл ненароком.
Только кажется - долго вослед
Чьё-то детство
Глядело с упреком …»
Привел я эти сроки, и вдруг поймал себя на мысли : пожалуй, сострадание присуще
русской поэзии даже больше, чем любовь. Кажется - вот перед тобой чиновник. Уж
какие в нем чувства, когда на нем висит хозяйство целого города!
Но когда чиновник - поэт, то этого не спрячешь ни за какими параграфами. А то,
что Николай Молчан - поэт, понимаешь с нескольких строк:
«Перестану водку пить,
Перестану баб любить,
Брошу сразу, одним махом
Буду жизнью дорожить,
Сигареты не курить,
И без всякого там страха
Буду просто-просто жить…
Обернусь для всех монахом.
Но зачем, скажите, жить,
Бросив баб и бросив пить?
Сомневаюсь в этом.
Может - это хорошо,
Только не поэтам».
На такую греховность стиха можно бы не обратить внимания, если не знать, что
автор - мэр города Строитель, И вся его книга «Прошу слова» - будто ключик к
миру поэзии. Ведь чиновники его ранга в жизни скорее дают, чем просят слова. Но
Николай Молчан в поэтический цех входит тихо, словно ученик. Однако стихи этого
, в прошлом моряка, и хозяйственника доказывают, что именно в поэзии нашел он
себя, а читатель в нём своего поэта.
Мне иногда пеняют, что я хвалю слабые стихи. Но в случае со следующим автором
согласятся все спорщики : в книге «Птицы России» » поэт Виталий Щиголев
по-настоящему состоятелен. Тут тонкий сплав знания темы и мастерства. Виталий
как-то гостил у меня, мы бродили по хуторским окрестностям, и я поражался, как
он понимает природу, как он умеет разговаривать с птицами и стебельками :
«Не исчезают в жизни чудеса,
,Живет в душе неведомое царство,
Я пью,вдыхаю птичьи голоса,
Как самое целебное лекарство.
И сразу легче чувствую вину,
И забываю о щемящем горе,
Когда я растворяюсь и тону
В самозабвенном безмятежном хоре»
На книге надпись : «Володе на добрую память. Да хранит тебя Бог! 11.Х.1997
год».
Мы с тех пор не виделись. Я слышал окольно, что самого Виталий Бог хранит
плохо. Даже не знаю - жив ли он сейчас. Но когда открываю его Птицеслов,то
переживаю бурю чувств:
«Ищут в шишках семена
Клювики-кресты.
Приближается весна -
Щелкают клесты.
Ни морозы, ни метель
Птичкам не страшны.
Зарумянят стайкой ель,
Как лесные сны.
И о лете не грустят -
Весело свистят,
Посреди зимы растят
Голеньких клестят.
Если песенка слышна -
Это не с проста.
Начинается весна
С голоса клеста».
Что до меня - я бы ввел «Птиц России» Виталий Щиголева в программу начальных
классов. Знать и любить природу и Родину надо учиться у таких поэтов.
И обязательно у Владимира Михалёва. Я написал это имя, и захотелось почтительно
встать перед ним. Ибо Михалёв - это уже советская русская классика. Вот уж
сколок русской поэзии, со всеми слоями и прожилками. Пастух, которому навевал
строки ,ветер, для которого вязь древесной коры складывалась в изумительные
стихи :
«Опять в руках пастуший посох,
Никак иначе не могу.
Люблю стекающие росы,
И пляску красок на лугу.
Сполох зари высоко вскинут,
А над макушками ракит
Подойник неба опрокинут
И дужка месяца звенит.
Спешу на выпас до рассвета,
И трезво думаю о том,
Что в мире стоит быть поэтом
И даже просто пастухом».
Книгу «Радость" « Владимир Васильевич мне подарил в Старом Осколе, на
давней встрече его с читателями. Он вообще далеко от своего пастбища не уезжал.
Как Атлант,сил набирался в родных ковыльных полях. И подписал томик так «Володе
от вечного путника на добрую дорогу. 12. 6. 79 г»
С тех пор так и бреду по жизни, с напутствием удивительного пастуха:
«Чем жива любовь извечная,
Тем и поэзия жива -
И ей к лицу слова сердечные,
А не усердные слова».
И уж коли зашла речь о словах сердечных - самое время обратиться к творчеству
Владимира Молчанова.
Я очень виноват перед этим человеком. Нет,совсем не в том, что часто не схожусь
с ним во мнении относительно жизни нашего отделения Союза писателей. Тут ведь
как о погоде: на неё не обижаются. Не нравится - меняй климат.
Моя вина иного рода. Даже допускаю, что Владимир Ефимович забыл о том случае.
Но тень от него легла на отношения помимо нашей воли.
Тому уже двадцать лет, как Молчанов подарил мне свою книгу «Подснежники» .
Дарственную надпись из неё я уже приводил в первой части этих, заметок. И вот ,
в силу своей дурной привычки читать книги с карандашом в руке, я и процарапал
«Подснежники» вдоль и попрек. А спустя время на вопрос Ефимовича - читал ли я
его стихи - я и показал его «Подснежники» в помарках, Я тогда думал, что делаю
этим честь автору, но надо было видеть сумеречный взгляд поэта. Он решил, что я
наловил в стихах ошибок и неудачных строк.
Но ведь всё наоборот! Я подчеркивал то, что считал удачей, что цепляло сердце,
что вызывало слезу от
восхищения. Да вот хотя бы это место:
«Я в люльке неподвешенной пищал -
Крюка стального не было у ней.
Вождь недостаток стали возмещал
Стране одной фамилией своей!»
Каково?! Точнее не скажешь.
А лирика ?
«В роще птицы притихли,
Посвежел старый сад.
А в пруду, будто в тигле
Лето плавит закат».
Мог ли я это не подчеркнуть?
И в новых книгах, что Владимир Ефимович дарил мне, я уже не делал пометок.