Однажды мне в руки попались стихи православного автора Валентина Дуки. Одно из стихотворений под названием «Ты должен подняться» тронуло сочувствием к ближнему, сопереживанием. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15). Сострадание – это одно из глубоких сильных чувств. Только строчка в стихотворении «И сердце как птица в груди», мне не совсем понятна. Это как? Трепещет, бьётся? Раненая птица? Сердце сжалось от боли? Так надо и писать.
Другое стихотворение «Лишь с тобой» начинается
словами:
«Я слова, как цветы, отбираю,
Собираю в букет и дарю.
Я тебя, как себя понимаю,
Я с тобой о душе говорю».
Вместо
«отбираю» я бы написала «подбираю». Слово надо подобрать, что бы оно было
весомо, точно, созвучно. Цветы, подобрать по размеру, цветовой гамме, что бы
получился красивый букет, а не его пёстрое подобие. И слово «о душе», лучше
заменить «по душам».
В стихотворении «Имя
христианина» читаю:
«Не спешишь сказать «прости»
Поначалу, до тревоги».
Ну,
простите. До какой ещё тревоги? Что это за тревога такая, которая пугает и
настораживает?! Её, что всем нужно бояться? А может быть, это просто для рифмы
слово прилепили? Тогда его надо отлепить и подобрать более точное. Далее в
стихотворении описывается, как человек бежит молиться под иконы…и, слышны
стоны. Под иконами, а не перед иконами, подразумевается – на коленях. Откуда
стоны? Непонятно. Они (стоны) вообще не уместны. У читателя могут появиться
сомнения. Когда мы молимся Богу в покаянной молитве, то стоны не слышны, их
просто нет. Слышны поклоны. Слышны всхлипы.
«Стоны» слово не уместное и не соответствует истине. Можно заменить:
«Только Бог видит поклоны». Как-то так. А заканчивается стихотворение
строчками:
«Только Бог и знает путь
Настоящий, твой. Отныне
Эту притчу не забудь,
Сохрани святое имя».
Что
за притча? Где она? Святое имя чьё? Имя святого, которым нас нарекли (имя рек)?
Непонятно.
А вот стихотворение «Родные»
начинается так:
«Нет горше материнских слёз…
Нет слаще материнской ласки…»
Нет
горше материнских слез? Неправда! Слёзы мать роняет, когда молиться за детей –
это слёзы веры. Когда рожает детей – это слёзы и боли и счастья. Когда
исповедуется и кается – это слёзы очищения. Когда выдаёт замуж дочь или женит
сына это слёзы грусти и радости. А когда впервые держит на своих руках внуков –
это слезы любви!
Строка
- «За
то, что веру дали нам», вызывает сомнение. Не все матери привили веру своим
детям. Многие мама не верующие. В стихотворении лучше говорить от себя, в
единственном числе.
Последние
строчки стихотворения «Родные», тоже вызывают сомнения:
«За то, что знали: будет счастье,
За то, что сны уберегли».
А
если немного по-другому – «И верили, что будет счастье! Своей любовью
сберегли».
Стихотворение «Сыну»
начинается красиво:
«Я люблю, я люблю, люблю!», -
Не забудь это вешнее слово».
Это не «вешнее», это нежное
слово.
А
дальше у автора получается, что жизнь, «даже
если игра». Жизнь – это не игра. Здесь проситься другое слово.
После прочтения стихотворения «Молитва
поэта» возникло чувство, что поэт не полностью себя раскрыл. Внутри есть
(горит) потенциал мудрости, таланта, веры. Как алмаз превращается в брильянт?
Просто камушек, но если умело сделать огранку камню, то он засверкает всеми
гранями, примём, чем больше граней, тем ярче блеска. А если попадёт в неумелые
руки? Он никогда не будет блистать. Так и талант. Господь даровал нам талант
писать стихи, но раскрыть его (сделать ему огранку) зависит от нас, от нашего
упорного труда. Иногда прочтёшь стихи современного автора и вдруг, самому
захочется что-то написать. Видимо что-то зацепило, взволновало и пишешь,
творишь. Иногда ничего не сочиняешь, но
ходишь под впечатлением, обдумываешь, осмысливаешь, вдохновляешься. А иногда от
прочитанного на душе горький осадок. Не потому, что сюжет печальный, а потому
что образ не удался. Ничего нового не прочитал, полезного не взял.
В
стихотворении «Просит сердце» речь идёт о любви.
«О Боже, как сердце болит!». Если о любви, то сердце пылает, вздыхает, горит!
Стихотворение
«О стихах» мне понравилось. Действительно, стихам надо пробиться!
«Им надо пробиться,
Им надо сиять,
Как морю – разлиться,
Как рыбе дышать.
Как плачу - укрыться,
(Но
какому плачу? Куда укрыться?)
Как облаку - плыть,
Как сердцу – молиться,
Как Богу – любить».
Давайте
мы не будем трогать Бога и решать, что Ему лучше: любить, смирять, наказывать,
вразумлять, помогать или направлять нас потихоньку на верный узкий путь. Бог
есть Любовь! Бог и любит и вразумляет. Посылает испытания и скорби, и всё это
для нашего спасения. Бог милостив к тем, кто каяться, старается исправиться,
живёт по заповедям Божьим. А кто не хочет слышать о Его существовании, От тех Он отдаляется.
Вот
немного другая трактовка окончания стихотворения:
«Дождю
прекратиться,
И облаку
плыть.
А
сердцу молиться,
Чтоб
Бога любить».
В стихотворении «Жизнь» продолжение темы о
Боге. И получается, что Бог – это и Любовь и Страдание! Бог - Любовь! Да. Бог –
Страдание? Нет. Далее непонятно. Какую кровь (кто?) дала? Любовь? Если она написана
с большой буквы, то это Бог. Тогда не она, а Он. Но какую кровь он дал? Кому
дал? Строчка - «Дала Ты всё мне – мирозданье!». Я понимаю, что это опять Он, Бог
дал…. Слово «мирозданье» не совсем подходит. Далее идут строки:
« Я не боюсь увидеть глаз –
Премудрых глаз Святаго Бога».
Глаза Бога никому не дано
видеть. Это дерзость!
А что «В последний самый трудный час
К тебе ведёт моя дорога» - это точно.
В
смертный час, только молитва к Богу и спасёт, и успокоит, и переход в другой
мир будет не таким трудным.
В
третьем четверостишии стихотворения «Жизнь» веет какой-то беспечностью:
«Ну а пока душа поёт,
Ну (слово
«ну» - сорняк) а пока душа мечтает,
Она, конечно, не умрёт,
Она об этом точно знает».
Душа
знает, что он не умрет, и она веселиться?! А покаяние – чистка души? Одежду мы
стираем, что бы она была чистая, купаемся, смываем тем самым с себя грязь. А
душа? Чистим ли мы свою душу? Она тоже нуждается в очищении, жаждет покаяния,
отпущение грехов в таинстве исповеди. «Брачная одежда» в Евангелии – это
покаянная душа, которая очистилась через покаяние, исповедь, причастие.
Мне
понравились строчки из стихотворения «Призвание!»
«Ведь стихи – это тоже свет!» Отлично! (Хотя само слово «ведь» не совсем
поэтичное.)
Понравился
образ в стихотворении «В молитве». Верующий стоит открытый в молитве перед
образами. Теплится лампадка. Хорошо и спокойно.
Стихотворение
«Настя» пронизано нежной любовью к женщине по имени Настя, которая стала
другом, женой.
В
стихотворении «Пора благодати» почему-то дымка костра стала голубой. Или всё же
дымчато-серой?
А
почему «Ангел, не ты ль за спиной
Плачешь, смеёшься со мной?»
Почему
он плачет? Отчего? Не лучше ли написать – «Нежно смеёшься со мной»? И далее -
«Шепчешь с восторгом: «Гляди!
Счастье нас ждёт впереди!»
Тогда
ангел уверенно это говорит. А то получается, что ангел, то плачет, то смеётся,
какой-то неуверенный, не нормальный. Это люди не знают, что они хотят, то в
одну, то в другую крайность впадают. А ангелы, будьте уверены, точно знают, что
и когда им делать! Ангелы помогают людям. А плачут они, закрыв лик крылами,
когда сам человек отходит от Бога, отдаляется, как паутиной обрастает грехами и
начинает вести разгульный, распутный образ жизни.
«Это
всё - любовь!!!», так называется одно из стихотворений Валентина Дуки, в
котором говорится, конечно же, о любви! Стихотворение мне понравилось. Правда в
одном месте строчка «Любовь – это чайка,
что в облаке тонет» требует осмысления. По законам физики «тонет»,
опускается на дно. Где у облака дно? В море? Тогда, наверное, не тонет, а тает. Но чайка не может таять.
Тогда что же?
Стихотворение
«Святое призвание» начинается вдохновенными поэтическими и напевными строчками.
«О, пламенеющая сила
Моей души – молитва к Богу!» - весомо, точно, значимо! И далее
«И день, и ночь она просила,
Чтоб указал Он ей дорогу».
Как
она просила, душа или сила? Тогда «что», а не «кто». Душа может жаждать,
скорбеть, болеть. А как сила может просить? Непонятно.
В
стихотворении немного перепутано время. Вначале мы молимся, просим и только
потом Господь дарует нам просимое по своей неизреченной милости. Если господь
посетил человека своей благодатью, то Он (Милостивый и Щедрый) и даровал ему
пламенеющую силу в молитве, в вере. А не наоборот. И не каждому Бог дарует
такую пламенеющую силу. Я рада, что автор стихов испытал эту силу, значит, его
посетил Господь своим присутствием. Но мы, грешные этого не видим, сразу не
замечаем. Кто-то тепло-хладный, не болит
у него душа ни за себя, ни за других. И этот человек так и не почувствует
присутствия Бога в своей жизни, не коснётся его Божья благодать…
В
стихотворении мы видим, что человек много молился Богу, что б Бог указал ему дорогу в жизни. И по вере,
Господь, укрепив человека, открыл ему путь.
Цепляет
немного строчка: «За нас отдавший Сердце в руки…».
В
Евангелии (от Луки, глава 23) читаем: «Иисус,
возгласив громким голосом, сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие
сказав, испустил дух.» Господь наш Иисус Христос своё Сердце не отдавал в
руки никому. Страдания, биения, поругания, плевания, крестную смерть принял за
нас, за наши грехи.
Следующие
строки требуют точности:
«Так вот, душа, зачем страдание!
Писать стихи – твоё призвание»,
«Так
вот, душа в чём дарование!» Когда мы пишем стихи, мы не страдаем, мы творим. А
талант – это дар от Бога.
«Писать стихи – дышать стихами,
Глядеть на мир Любви глазами».
«Любви»
- я понимаю «Бога». Его глазами глядеть на мир. Если смотреть на мир Его глазами, глазами Бога, полными
любви, то мир будет представляться только светлым, добрым и прекрасным. Если же
смотреть на мир нашими глазами, заполненными страстями и грехами, то мир
будет казаться серым, скучным и безликим. Так какой же конкретно мир
описывается в стихотворении?
Во многих стихотворениях Валентина Дуки
прослеживается часто повторяющиеся слова – «страдание», «слёзы», глагол –
«плакать». Возникает чувство, что автор в жизни пережил что-то, много испытал,
страдал, был потерян, возможно, почти упал, но нашёл в себе силы подняться. В
жизни у каждого из нас бывают сложные и трудные периоды. Кто-то замыкается и держит в себе обиду, а кто-то делает
выводы, опускаясь на дно, чтоб снова подняться. В стихотворениях православного
автора есть душа, они живые, вольные как птицы. Могут улететь далеко. Только,
что они принесут с собой – разочарование или новый жизненный опыт? Это вопрос.
Если стихи в чём-то не совершенны, то это не
значит, что их не надо писать. Кому-то они, возможно, понравятся, кому-то –
нет. У каждого поэта свой читатель. Мне бы хотелось, поскольку Господь даровал
талант Валентину, чтобы автор сумел его раскрыть, ошлифовать, отделить плевелы
и дать возможность расти таланту, развиваться, набираться опыта. А когда
Господь потребует отчёт о его таланте, что же Ему ответит Валентин? Что закопал
в землю и скрыл талант? Тогда он похож
на «лукового раба и ленивого», «а
негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Сказав сие возгласил: кто имеет уши слышать да слышит!» Евангелие (от
Матфея, глава 25). А может быть ответ будет совсем другим, и тогда Господь
возрадуется? Но, тогда придется потрудиться уже сейчас. С любовью и терпением
убирая сорняки из своих творений.
Желаю православному автору Валентину Дуке
Божьей помощи, творческих успехов и издать (не один) поэтический сборник
стихов.