(Москва, издательство «Советский писатель», 1986 г., 432 стр.; переплёт мягкий; размер — 127х198 мм; тираж — 100 000 экз. отпечатан в Тульской типографии Союзполграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли)
В сборник вошли повести: «Юношеский роман», «Сухой лиман», «Спящий», «Обоюдный старичок», «Кубик». Написанные в 80 –е годы прошлого века, когда автору было уже под девяносто лет, в них Катаев обращается к своей юности через призму опыта прожитых лет. Повести во многом автобиографичны.
Как и герой «Юношеского романа» Саша Пчёлкин и сам автор, не окончив гимназию, в 1915 году вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию и оказался на фронтах первой мировой войны. Там и происходит формирование его мировоззрения – внутри войны, в окопах и переходах, в необходимости убивать, сохраняя свою жизнь, среди разрушенных сел и городов, среди солдат и беженцев, генералов и рядовых. Зачем эта война? Неужели люди не могут договорится жить в мире? И не он ли сам виноват в этой войне, добровольно искавший в ней романтики и ухода от своих житейских проблем…
Вот что писала внучка писателя Тина Катаева о том, как создавался «Юношеский роман": Особое место в этих воспоминаниях занимала пачка писем, которые он писал с фронта своей возлюбленной Ирэн Алексинской. Они писались на разной по качеству почтовой бумаге: то в землянке — на маленьком дощатом столике при свете коптилки, то наспех — на лафете трёхдюймовки, в перерыве между боями. ..Прошло больше шестидесяти лет, прежде чем эти письма, воспоминания, фронтовые детали — землянки, коптилки, нары, артиллерийские дуэли, сменяющиеся пейзажи, рассветы, закаты, робкие любовные признания — слились в единое художественное целое. Так родилась книга «Юношеский роман (Юношеский роман моего старого друга Саши Пчёлкина, рассказанный им самим)». https://dzen.ru/a/aHEXoO8M-HUBNito
В повести «Сухой лиман» Валентин Катаев рассказывает о трагической судьбе семьи Синайских, когда в прогулке по городу двух братьев, пребывающих уже в весьма почтенном возрасте, вспоминается вся жизнь. И в той или иной степени они присутствуют в других повестях, которые не имеют четкой последовательности ни по сюжету, ни по хронологии, но отражают общую атмосферу авторского восприятия мира, истории, человеческой сущности.
Исключением является только сочинение "Обоюдный старичок" , которое я все же назвал бы не повестью, а размышлениями о творчестве Льва Толстого более близкого по жанру к небольшому очерку.
Катаева считают основоположником нового стиля письма – «мовизм» (от французского mauvais – «плохой, дурной»), который он как-то сам охарактеризовал так: «Не повесть, не роман, не очерк, не путевые заметки, а просто соло на фаготе с оркестром…».
Биография Катаева, не смотря на труды многих исследователей его жизни и творчества, полна недоговоренностей и противоречий, демонстрируя то ли эволюцию взглядов, то ли свойство приспособления к общественной среде и выживания литературного талантас учетом сложившейся ситуации, находящей отражение в содержантельной основе идеологическтих акцетрах произведений.