Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга. Я, в ожидании начала заседания сижу в задумчивости на скамеечке у одного из судебных залов. Ко мне подходит адвокат Мартиросян Грант Арамисович и, подозрительно поглядывая, задает вопрос:
- О чем задумался, коллега?
- В гостях вчера был у нашего бывшего юриста Челпанова Володи. Он мне душераздирающую исповедь рассказал, о том, как на самолете АН-2 летал в тундру оленеводов спасать. Я до сих пор под впечатлением от его рассказа.
- Он что летчиком на АН-2 был?
- Представляешь, был летчиком. Вышел в отставку и в адвокаты подался.
- Ты, знаешь, я ведь тоже на АН-2 летал.
- И ты был военным летчиком?
- Нет, я был милиционером. Но на АН-2 летал. Удивительный был случай.
- Расскажешь?
- У меня тоже задержка в процессе. Время есть. Расскажу. В горах это было.
Присев ко мне на скамеечку, Мартиросян поведал следующую, с его слов документальную историю…
В 1986 году служил я в милиции города Копан - районном центре Советской Армении. Занимал должность заместителя начальника РОВД и имел звание подполковника милиции. Копанский район Армении это горная местность, в которой поселки на скалистых обрывах соседствуют с пастбищами небольших плоскогорий.
Районный центр Копан с борта АН-2
Однажды ранним туманным утром я получил сообщение о катастрофе в горах близ селения Агаани пассажирского самолета АН-2. В кратчайшее время был создан районный штаб спасательной операции. Сформированы силы, необходимые средства и автотранспортная колонна спасателей выдвинулась по горной грунтовой дороге в район села Агаани. Впереди колонны ехал милицейский УАЗ, в котором кроме меня и водителя находились районный прокурор, эксперт и следователь для первоначальной фиксации следов авиапроисшествия. Сзади нас шли три машины скорой помощи, так называемые «Буханки» - санитарные вездеходы УАЗ – 452 в которых поместился почти весь свободный персонал районной больницы. Замыкали колонну две пожарные машины и «Нива» с районным начальством. По имевшейся информации катастрофа произошла на вершине одной из скал близ Агаани на высоте 2000 метров над уровнем моря. От Копана это около 30 километров по горному серпантину. Ехали мы в утреннем тумане с включенными проблесковыми маяками и тяжелым чувством, ожидая в скорости увидеть страшную картину трагедии. Как мне сообщили, в самолете было около двадцати пассажиров, не считая экипаж. Эти самолеты обслуживали местные авиалинии и базировались в аэропорту нашего райцентра Копан.
Через час медленной острожной езды колонна достигла подножия скалы, где, по полученным сведениям, случилась катастрофа. Я остановил машину и вышел на дорогу, осматривая местность. Вокруг было тихо. Никаких следов взрыва, пожара и какого-либо дыма. Скала имела остроконечную вершину и резкий обрыв с северной стороны. Но с противоположной, был пологий спуск, по которому на вершину вела узкая проселочная дорога. По этому проселку мой авангардный милицейский УАЗ стал медленно двигаться к вершине с целью разведки и ориентирования на местности. Медики, пожарные и начальство остались у подножия.
Не доезжая сотни метров до вершины, я услышал запах шашлыка и какое - то пение. Остановив машину, и выйдя на дорогу, прислушался. Пахло жареным мясом. Меня пронзил озноб: представились обгорелые тела. Но удивительное дело: с вершины горы действительно слышалась песня, звуки музыки и радостный смех. Что бы это могло означать? Я сел в машину и через пять минут мы были на вершине скалы, где обнаружили ровную овальную поляну, диаметром около сотни метров (очевидно, здесь было горное пастбище). На этой горной площадке на краю обрыва стоял целый и невредимый самолет АН-2
Самолет АН-2 на горной площадке
Рядом с самолетом нашему взору открылось феерическое зрелище: пассажиры самолета жарили барашка, пили вино и пели песни. Наше появление было встречено радостными возгласами.
Я подошел к троим русским летчикам, наливавшим в стаканы жидкость из бутылки с надписью: «Спирт питьевой» и радостными улыбками на лицах.
- Здравствуйте, товарищи. Что за праздник?
- Отмечаем второе рождение, командир. Отказал двигатель в самолете, но сели удачно.
Оказалось, что летчики на неработающем двигателе, в тумане спланировали над горной грядой и умудрились посадить машину на вершине скалы с небольшой площадкой, остановив самолет у края пропасти. Неисправность оказалась пустяковая. К нашему прибытию двигатель был уже в порядке. Возле самолета пассажиры и летчики отмечали счастливое спасение.
При посадке самолет задавил барашка из пасшегося здесь стада. Пассажиры, распотрошив погибшее животное, на радостях жарили шашлыки, раскладывали на траве продукты и разливали вино из своих припасов. Мы появились как раз вовремя: шашлык был готов и ароматно благоухал.
На вершине горы появились медики, пожарные и начальство. За столь счастливое спасение грех было не выпить. Радость пассажиров передалась всем участникам спасательной экспедиции.
Вскоре на горную площадку подошли местные жители с кувшинами вина и даже музыканты. Старейший житель села объявил, что нужно делать Божественное жертвоприношение. Была зарезана еще одна овца. Обычно жертвоприношение в таких случаях означает приготовление большого количества шашлыка. После чего мясо заворачивают в армянский лаваш и раздают прохожим на улицах поселка. Это был чудесный праздник на вершине горы. Спасательная экспедиция, счастливые пассажиры и жители села Агаани до позднего вечера пили вино, пели песни и танцевали. Только русские летчики пили свой спирт, закусывали арбузом и дремали под фюзеляжем самолета.
Приятно закусить арбузом после удачной посадки
В процессе всеобщего веселья на волне эмоционального подъема я выпил не меньше трех литров вина, и вечером на закате солнца забрался в самолет, осмотреть эту чудо машину. Посидел в кабине пилотов, подергал рычачи и штурвал. Перебрался в пассажирский отсек. Металлические откидные сиденья. Автобус какой-то.
После бессонной ночи и выпитого вина, меня «сморило» и я сладко уснул на жестких самолетных скамейках. Проснулся я в аэропорту Копана. Оказалось, что летчики в вечерних сумерках запустили двигатель, взлетели с горной площадки, и посадили машину в аэропорту. Меня перед отлетом никто не разбудил. Оказывается, кто - то пошутил, сказав летчикам, что я очень просил их отвезти меня в аэропорт.
Таким образом, удалось мне полетать на этой легендарной машине. Жаль только, что самого полета я не запомнил. Но праздник на вершине горы запомнился мне на всю жизнь безудержным весельем и искрометными эмоциями.