Мы живем в очень опасное время для художественного творчества в литературе, театре, кино, на эстраде, в живописи… Трагические события в жизни общества и отдельно взятого человека, формирование нового мировоззрения, постижение прописных истин и того, что еще вчера казалось невероятным, все это и многое другое пробуждает среди нас новых талантливых авторов, но…
В ряде случаев в среде чиновников и общественных активистов остались все те же, кто несколько лет назад весьма активно продвигал идеи глобализации и толерантности, творческого разнообразия и прочее, а теперь, проявив чудеса эквилибристики и перевоплощения, не менее активно стремятся проявить усердие в деле развития патриотизма и традиционных ценностей, раздавая налево и направо дипломы, гранты, звания и прочие награды, продвигая творчество тех, кто наиболее соответствует повестке дня в единой плоскости, не допускающей двоякого толкования, полутонов, деталей, размышлений, сомнений, откровений, авторского вдохновения, оригинальности, профессионализма и таланта, в конце концов. Так проще и безопаснее для чиновников и активистов на данный момент, чтобы нечаянно не ошибиться. Уж пусть лучше запишут в квасные патриоты, чем упустить момент или чего еще хуже – сделать что-то не то, отметить кого-то не того.
Но мы это уже проходили во второй половине прошлого века, когда заказное формальное творчество невысокого качества разрушило доверие читателя, слушателя, зрителя... И опираясь на этот опыт, можно с уверенностью сказать, что услужливый дурак гораздо опаснее откровенного врага. Отмеченное наградами, растиражированное плохое, непрофессиональное, неталантливое художественное произведение или даже публицистика не только не способствуют решению просветительских, пропагандистских, воспитательных, информационных и иных задач, но выполняет обратную функцию, дискредитируя как тех, кто продвигает эти произведения так и то, о чем они.
Во время Великой Отечественной войны помимо новых пьес Каверина и Симонова, на театральных подмостках шли спектакли по пьесам Александра Островского, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Антона Чехова... В блокадном Ленинграде давали оперу «Севильский цирюльник».
Я к тому, что в художественном творчестве все важно – и форма, и содержание, и душа. Порой четыре талантливые строчки о природе гораздо важнее, эффективнее, если хотите, в деле просвещения и воспитания читателя, чем три тома текста, который не способна преобразить даже рука опытного редактора.
И актуальные темы, образы, настроение можно и нужно находить как среди современных талантливых авторов, которые зачастую даже не знают о всех громких конкурсах, премиях и союзах, не смотря на безбрежность интернета, так и среди того бесценного богатства, которое оставили нам в наследство авторы предшествующих поколений.