Вопреки догмам

Дата: 1 Сентября 2024 Автор: Лофицкая Ольга

О книге Владимира Калуцкого "Человек с Луны"

Читатель! Если ты настроен на то, что книга, которую сейчас открыл, поможет скоротать час-другой между делами, отложи её сразу. Если ты привык смотреть на мир раз и навсегда установившимся взглядом, то ничего, кроме недоумения, она не вызовет.

Если ты не готов к тому, что, читая её, возможно, придётся не раз и не два заглянуть в словари и энциклопедии, то – это тоже не твоя книга.

«Так что же это за книга? И для кого она написана?» – спросите вы меня. И я задумаюсь…

Отдав более двадцати лет профессиональной работе с книгами, прекрасно зная основной постулат книговедения: каждому читателю свою книгу, и каждой книге – своего читателя, – не решаюсь чётко определить так называемое читательское назначение сборника. Поэтому (да простит меня автор) ответ будет таким: «Это книга еретика и для еретиков, то есть для тех, кто не боится мыслить и чувствовать вопреки догмам официальной науки, вопреки мнению авторитетного большинства, кто не жалеет времени на формулировку вопросов и поиск ответов на них».

Трудно определить и жанр сборника, а, впрочем, подзаголовок даёт очень верное представление о его сути – «Зеркало из осколков». Из крупиц В. Калуцкий старается собрать представление об истории мира, нас окружающего, в котором, как в зеркале, мы увидели бы если не истину, то путь к ней. Вот «осколки» публицистического характера – «Зеркало Мироздания», «Песнь Песней Богумиловых»; вот – поэтичные, на едином выдохе – рассказы «На тоя на речке, У Сердец», «Жажда о праведном Ниле»; вот – антирассказы (по аналогии с антиутопией?) «Подпрыгни, дружок!» и «Конец электричества». Разные по стилю и по замыслу, они – настоящий подарок любителям традиционной (в лучшем смысле этого слова) русской словесности.

В 1931 году русский философ Н. Бердяев, выступая с докладом «Духовное состояние мира», предупреждал: «Мы вступаем в эпоху цивилизации, которая отказывается от ценности человека». Весь ход истории кровавого ХХ века подтвердил справедливость слов выдающегося мыслителя-гуманиста. Но, размышляя над ними, невольно задумываешься: а что на самом деле первично – отказ цивилизации от ценности человека или же отказ человека от ценностей цивилизации?

Владимир Калуцкий даёт свой вариант ответа: «…Он раскрыл книжку Пушкина и понял, что исполины никуда не делись. Он поднял глаза к гудящему небу и увидел большой самолёт. Он понял, что и железную птицу сделали исполины. А потом он увидел атомный гриб и убедился, что никуда не девались с Земли и потомки обезьян. Просто многие из них приспособили под свои низменные нужды знания исполинов».

И пока наше внимание сосредотачивается на технологических инновациях, общество не сможет выйти из кризиса, порождённого вещами, весьма отдалёнными от экономики. Код прочтения сборника – не исторический и не социологический подходы, в нашем случае это широкий контекст всей мировой истории. Но особый акцент, конечно, приходится на историю славянского мира, его духовность.

Знаем ли мы, например, о строжайшем запрете у славян обмана и коварства? Задумывались ли о том, что слова «честь» и «честность» не просто носят одинаковый смысл, но и являются воплощением Чистоты согласно Законам Рода и Крови? И если этот вопрос кажется вам слишком наивным, то вспомните, что нет ничего сложнее, чем отвечать на детские вопросы, наивные, безыскусные. Человечек растёт, и наивность, стремление «дойти до самой сути» становится в его восприятии скорее недостатком. В этом смысле вопросы, задаваемые автором «Человека с Луны», лишены недостатков. Нет вопросов недостойных внимания, за кажущейся простотой которых открываются такие понятия, как История, Цивилизация, Мироздание. Невольно в какой-то момент чтения ловишь себя на мысли, что ты уже или вступил в дискуссию с Калуцким, или открыл для себя нечто неизведанное доселе.

Конечно, ни в коем случае нельзя рассматривать книгу со строго научных подходов, да и автор к этому не призывает, но вот факт того, что вдумчивый читатель задумается над тем или иным историческим мифом, мне представляется бесспорным.

Иногда возникает чувство, что автор так спешит поделиться открывающимся перед ним богатством, что ему не хватает времени ли, терпения ли раскрыть ларец с драгоценностями до полной глубины, как, в частности, в повествовании о Святогоре. Хотя я вполне допускаю, что таким образом нас приглашают не просто в читатели, а в соавторы мыслей. Не только спор, но и совместный поиск в одном направлении может стать отцом открытия. Не зря ведь в рассказе «Жажда о праведном Ниле» приводятся слова святого апостола Павла: «Человек ума пытатель».

Трудно сказать, кто страшней для генетической памяти народа, Иван-непомнящий-родства или Иван-искажающий-родство. И об этом тоже произведения автора «Человека с Луны». Владимир Калуцкий приводит гибельные для России слова» «вождя народов»: «До Октябрьской революции у нас не было Отечества». И дальше с горячностью патриота восклицает сам: «А у нас – было! И оно – в «Велесовой книге». Оно – в «Глубинной книге». И в «Баяновом гимне». И в словах горестного Сергия Радонежского, сказанных им мамаеву посланнику в ответ на требование сдать татарам Русь: «Се место наше. Его же суди нам Бог».

Добавить мне после этого нечего. Разве только то, что я умышленно не привела, как обычно это делается, всех литературных и научных заслуг писателя, так как тому, кто заинтересуется его творчеством, не составит труда найти и другие его книги, и статьи, а тому, кого книга оставит равнодушной, собственно, это и не нужно. Читателю же, который всё-таки одолел предисловие, могу сказать одно: каждый выбирает для себя не только «женщину, религию, дорогу», но и книги, которые читает или не читает. Выбор – за вами.

 

Перейти в архив


Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Разговор (стихи Л. Оболенской)
Аудио-архив(213)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход