Татьяна Минина "Двое за школьной партой"

Дата: 7 Августа 2024 Автор: Ваймугин Александр

Минина Татьяна Васильевна обучала меня математике в старших классах.  А параллельно с учительской деятельностью она создала школьный краеведческий кружок, вовлекая в это дело учеников 8 «В» класса, в котором была классным руководителем.  Школьный кружок со временем стал Емецким краеведческим музеем им.  его основательницы Мининой Т. В. 

В 2017 году Татьяна Васильевна скончалась в возрасте 97 лет.  За несколько лет до кончины она передала мне свой рассказ под названием «Двое за школьной партой», который «зарубили» редакторы какого-то издания. Я пообещал ей, что мы сообща перепишем тот рассказ.  Но слова не сдержал.  Работал по командировкам, и о том рассказе, признаться, забыл.

 Когда Татьяна Васильевна скончалась, я, разбирая свои завалы в ящике письменного стола, обнаружил её рассказ.  Боже, как мне стыдно было! И сейчас в память о той замечательной женщине, Отличнике народного просвещения, я решил представить ее рассказ читающей аудитории.

В этом рассказе она повествует о судьбах двух её учеников -  Александре Поршневе и Ирине Прищемихиной, которые сидели за одной партой, сразу за учительским столом, дружили…  В ноябре 1944 года Саша ушёл на фронт.  Вернувшись с войны, он закончил на «отлично» десятый класс и поступил на военно-морской факультет 1-го Ленинградского медицинского института им.  академика Павлова. Отслужив четыре года на флоте, работал в Областной клинической больнице в Архангельске. Защитил кандидатскую диссертацию, опубликовал семнадцать научных работ. Двадцать три года был ассистентом кафедры глазных болезней Архангельского медицинского института.  Скончался в 1998 году… (Предисловие Александра Ваймугина)

 

Татьяна Минина    

Двое за школьной партой

Рассказ                                                                                        

Cтрашная война обрушилась на людей внезапно и жестоко. Изменился весь уклад жизни. Если раньше можно было свободно купить всё необходимое, то теперь без карточек ничего не продавали. Не было керосина - сидели с лучиной, готовили уроки у топящихся печек. Не было чернил - готовили их из сажи, не было тетрадей - писали на брошюрах, книгах, делали тетради из газет.
Проверяю как-то домашние задания и обнаруживаю, что у одного из учеников работа выполнена на старом задачнике по математике. Не смогла пройти мимо такой книги и обменяла её на обыкновенную тетрадь. Какая это была радость для ученика - у него появилась настоящая тетрадь. А у многих, кроме как для контрольных работ, их не было.
     К учёбе дети в основном относились серьёзно. Многие помимо учёбы трудились в колхозе: копали вручную картошку, убирали овощи. Работали и на сенокосе. Младшие школьники собирали колоски после уборки зерновых, укладывали в мешки и везли на молотилку.  Ни одного колоска, ни одной картофелины не оставляли на поле. 
     С фронта вести шли одна печальнее другой, но люди верили в победу и жили тем, что «всё для фронта, всё для победы!»  А до неё было ещё так далеко.  На фронт уходили уже мужчины пожилого возраста и девушки.  Дошла очередь и до школьников.
     В 1943 году в девятом классе было много юношей. Стройные, красивые парни составляли большинство в классе. Когда я впервые вошла в класс, то почувствовала неловкость под тридцатью парами глаз, устремлённых на меня -  молоденькую учительницу математики. Сразу обратила внимание на то, что в окнах класса вместо стёкол -  фанера, а на ней написаны прозвища учителей и классного руководителя.  Как позднее мне рассказали, класс был очень трудный, но сразу директор школы и учителя побоялись сказать мне об этом - вдруг я испугаюсь и откажусь от работы.
     Не знаю, каким образом удалось мне найти общий язык с классом, но у меня не было ни одного, даже маленького, конфликта с ребятами.
     Я сразу обратила внимание на девушку и юношу, сидевших за первой партой перед учительским столом. Позднее узнала, что девушку звали Ирой. Она была заводилой в классе. То ли по своему характеру, то ли имело значение то, что она была дочерью начальника Емецкого отделения НКВД Прищемихина.  Её слово и авторитет в классе были непререкаемы. Как-то в конце учебного года, кажется, в последний день занятий, Ира встретила меня у учительского стола и перед всем классом попросила у меня извинения.
     - За что?!
     Первоначально я ничего не поняла, но сразу же она пояснила: «Когда вы пришли к нам на первый урок, вместо пожилой учительницы, которую мы все уважали, то мы были недовольны, и я высказалась нелестно в ваш адрес.  Сейчас я стою перед вами и прошу прощения за это.  Я ошибалась…»
     В классе стояла мёртвая тишина. А у меня на душе и радость, и замешательство, и счастье.  Невольно улыбнулась, и без слов почувствовала наступившую разрядку, увидев на лицах учеников радостные улыбки. А Ира, довольная, села на своё место. Я начала вести урок.
     Ира и Саша, так звали её соседа по парте, дружили несколько лет. Всегда и везде они были вместе, сообща готовили уроки. Чаще Саша помогал Ире заниматься математикой. Трудно она ей давалась.
     В течение летних каникул и в начале учебного года, в октябре сорок третьего всех юношей взяли на фронт. В десятом классе осталось всего десять человек.  Ушёл на фронт и Саша.  Очень трудно было Ире одной овладевать математикой, готовиться к урокам, но её упорство и настойчивость помогли справиться и остаться лучшей ученицей класса.
     Школьная дружба юноши и девушки ни к чему не обязывает. Пути-дороги могут разойтись, но в школе они помогают друг другу, особенно, в учёбе, поддерживают друг друга в трудную минуту. Так получилось и у Иры с Сашей.
      Отгремела война. Многие школьники не вернулись обратно.  А Саша и ещё несколько парней пришли с фронта домой, вновь сели за парты, заканчивать десятый класс.

 

 

на фото Александр Поршнев

 

И вот они, взрослые, прошедшие через годы войны, видевшие кровь и смерть, сидели за партами с новыми десятиклассниками на три года младше их.  Если одни были на фронте, то другие - ещё дети, которые чувствовали и переживали войну дома.  Но у многих отцы и старшие братья не вернулись с войны, и, возможно, поэтому они выглядели старше своих лет, и в какой-то мере сравнивались с одноклассниками-фронтовиками. Саша успешно закончил десятый класс, поступил в медицинский институт.  Защитил кандидатскую диссертацию. А Ира, окончив пединститут, стала учительницей.

     Разошлись пути-дороги у Иры с Сашей. Но это не единственный случай в школьной жизни. У большинства из них нормальные взаимоотношения, не выходящие за рамки дружбы и товарищества. Конечно, немаловажную роль играют родители таких учеников, а учителю не следует подходить к этой дружбе с насмешкой и иронией…
 

на фото Т. В. Минина

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (91)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Разговор (стихи Л. Оболенской)
Аудио-архив(213)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход