Минина Татьяна Васильевна обучала меня математике в старших классах. А параллельно с учительской деятельностью она создала школьный краеведческий кружок, вовлекая в это дело учеников 8 «В» класса, в котором была классным руководителем. Школьный кружок со временем стал Емецким краеведческим музеем им. его основательницы Мининой Т. В.
В 2017 году Татьяна Васильевна скончалась в возрасте 97 лет. За несколько лет до кончины она передала мне свой рассказ под названием «Двое за школьной партой», который «зарубили» редакторы какого-то издания. Я пообещал ей, что мы сообща перепишем тот рассказ. Но слова не сдержал. Работал по командировкам, и о том рассказе, признаться, забыл.
Когда Татьяна Васильевна скончалась, я, разбирая свои завалы в ящике письменного стола, обнаружил её рассказ. Боже, как мне стыдно было! И сейчас в память о той замечательной женщине, Отличнике народного просвещения, я решил представить ее рассказ читающей аудитории.
В этом рассказе она повествует о судьбах двух её учеников - Александре Поршневе и Ирине Прищемихиной, которые сидели за одной партой, сразу за учительским столом, дружили… В ноябре 1944 года Саша ушёл на фронт. Вернувшись с войны, он закончил на «отлично» десятый класс и поступил на военно-морской факультет 1-го Ленинградского медицинского института им. академика Павлова. Отслужив четыре года на флоте, работал в Областной клинической больнице в Архангельске. Защитил кандидатскую диссертацию, опубликовал семнадцать научных работ. Двадцать три года был ассистентом кафедры глазных болезней Архангельского медицинского института. Скончался в 1998 году… (Предисловие Александра Ваймугина)
Татьяна Минина
Двое за школьной партой
Рассказ
Cтрашная война обрушилась на людей внезапно и жестоко. Изменился весь уклад жизни. Если раньше можно было свободно купить всё необходимое, то теперь без карточек ничего не продавали. Не было керосина - сидели с лучиной, готовили уроки у топящихся печек. Не было чернил - готовили их из сажи, не было тетрадей - писали на брошюрах, книгах, делали тетради из газет. Проверяю как-то домашние задания и обнаруживаю, что у одного из учеников работа выполнена на старом задачнике по математике. Не смогла пройти мимо такой книги и обменяла её на обыкновенную тетрадь. Какая это была радость для ученика - у него появилась настоящая тетрадь. А у многих, кроме как для контрольных работ, их не было. К учёбе дети в основном относились серьёзно. Многие помимо учёбы трудились в колхозе: копали вручную картошку, убирали овощи. Работали и на сенокосе. Младшие школьники собирали колоски после уборки зерновых, укладывали в мешки и везли на молотилку. Ни одного колоска, ни одной картофелины не оставляли на поле. С фронта вести шли одна печальнее другой, но люди верили в победу и жили тем, что «всё для фронта, всё для победы!» А до неё было ещё так далеко. На фронт уходили уже мужчины пожилого возраста и девушки. Дошла очередь и до школьников. В 1943 году в девятом классе было много юношей. Стройные, красивые парни составляли большинство в классе. Когда я впервые вошла в класс, то почувствовала неловкость под тридцатью парами глаз, устремлённых на меня - молоденькую учительницу математики. Сразу обратила внимание на то, что в окнах класса вместо стёкол - фанера, а на ней написаны прозвища учителей и классного руководителя. Как позднее мне рассказали, класс был очень трудный, но сразу директор школы и учителя побоялись сказать мне об этом - вдруг я испугаюсь и откажусь от работы. Не знаю, каким образом удалось мне найти общий язык с классом, но у меня не было ни одного, даже маленького, конфликта с ребятами. Я сразу обратила внимание на девушку и юношу, сидевших за первой партой перед учительским столом. Позднее узнала, что девушку звали Ирой. Она была заводилой в классе. То ли по своему характеру, то ли имело значение то, что она была дочерью начальника Емецкого отделения НКВД Прищемихина. Её слово и авторитет в классе были непререкаемы. Как-то в конце учебного года, кажется, в последний день занятий, Ира встретила меня у учительского стола и перед всем классом попросила у меня извинения. - За что?! Первоначально я ничего не поняла, но сразу же она пояснила: «Когда вы пришли к нам на первый урок, вместо пожилой учительницы, которую мы все уважали, то мы были недовольны, и я высказалась нелестно в ваш адрес. Сейчас я стою перед вами и прошу прощения за это. Я ошибалась…» В классе стояла мёртвая тишина. А у меня на душе и радость, и замешательство, и счастье. Невольно улыбнулась, и без слов почувствовала наступившую разрядку, увидев на лицах учеников радостные улыбки. А Ира, довольная, села на своё место. Я начала вести урок. Ира и Саша, так звали её соседа по парте, дружили несколько лет. Всегда и везде они были вместе, сообща готовили уроки. Чаще Саша помогал Ире заниматься математикой. Трудно она ей давалась. В течение летних каникул и в начале учебного года, в октябре сорок третьего всех юношей взяли на фронт. В десятом классе осталось всего десять человек. Ушёл на фронт и Саша. Очень трудно было Ире одной овладевать математикой, готовиться к урокам, но её упорство и настойчивость помогли справиться и остаться лучшей ученицей класса. Школьная дружба юноши и девушки ни к чему не обязывает. Пути-дороги могут разойтись, но в школе они помогают друг другу, особенно, в учёбе, поддерживают друг друга в трудную минуту. Так получилось и у Иры с Сашей. Отгремела война. Многие школьники не вернулись обратно. А Саша и ещё несколько парней пришли с фронта домой, вновь сели за парты, заканчивать десятый класс.
на фото Александр Поршнев
И вот они, взрослые, прошедшие через годы войны, видевшие кровь и смерть, сидели за партами с новыми десятиклассниками на три года младше их. Если одни были на фронте, то другие - ещё дети, которые чувствовали и переживали войну дома. Но у многих отцы и старшие братья не вернулись с войны, и, возможно, поэтому они выглядели старше своих лет, и в какой-то мере сравнивались с одноклассниками-фронтовиками. Саша успешно закончил десятый класс, поступил в медицинский институт. Защитил кандидатскую диссертацию. А Ира, окончив пединститут, стала учительницей.
Разошлись пути-дороги у Иры с Сашей. Но это не единственный случай в школьной жизни. У большинства из них нормальные взаимоотношения, не выходящие за рамки дружбы и товарищества. Конечно, немаловажную роль играют родители таких учеников, а учителю не следует подходить к этой дружбе с насмешкой и иронией…