Наталья Борискова "Как это по-русски?"

Дата: 18 Июня 2024 Автор: Борискова Наталья

В издательстве РОСА вышла в свет книга Натальи Борисковой «Как это по-русски?»

(М.: РОСА,   2024 –  260 с.: илл., твердый переплет,  цветная печать,  ISBN 978-5-6051327-5-2).

По вопросу приобретения книги можно обращаться

к автору Наталье Алексеевне Борисковой  тел. +7 985 941-53-31 

и в Книжную лавку по адресу Москва, ул. Арбат, д. 20 (тел. для справок – 8 495 69170 94)

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами культуры устной речи.  Задача книги «Как это по-русски?» – научить детей правильно произносить слова, которые вызывают затруднения в обычной разговорной речи и при чтении книг. Это будет интересно как детям, так и взрослым. Картинки и стихи сделают процесс обучения запоминающимся. Герои книги – бабушка Софья Павловна, её внуки Петя и Маша, соседская девочка Николь ведут интересные диалоги и разучивают короткие рифмовки.

 

***

Учебное пособие Н.А. Борисковой «Как это по-русски?» содержит актуальный лингводидактический материал по теме «Орфоэпия». Данный раздел языкознания включён в виде отдельного задания (Задание 4 (Орфоэпические нормы (постановка ударения)) в структуру Единого государственного экзамена. Средний процент выполнения задания 4 учащимися, сдавшими ЕГЭ в 2022 г., составил всего 75,4 %. Помимо этого, в мае 2022 г. в рамках ЕГЭ по русскому языку в отдельных регионах России были апробированы новые задания, в том числе и задания по орфоэпии. Всё это обусловливает необходимость актуализации учебных материалов, применяемых для подготовки выпускников школ к сдаче Единого государственного экзамена. Таким образом, актуальность и востребованность учебного пособия Н.А. Борисковой «Как это по-русски?» не вызывает сомнения. Целью данного пособия является содействие освоению орфоэпических норм учащимися общеобразовательных организаций, а также оказание помощи выпускникам в подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Пособие направлено на формирование у учащихся познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, выработку навыков правильной устной речи, развитие творческого мышления. Оно также способствует воспитанию у школьников чувства языка и языкового вкуса.  Уникальность пособия Н.А. Борисковой заключается в оригинальной переработке учебного материала и в своеобразных способах его презентации. Автором изучены, систематизированы и творчески интерпретированы теоретические основы по теме «Орфоэпия». В пособии рассмотрены правила ударения в именах существительных (в том числе, такие случаи, как неподвижное ударение на основе в существительных мужского рода; неподвижное ударение на основе в существительных женского и среднего рода и существительных, употребляющихся только в форме множественного числа; существительные  с неподвижным ударением на окончании; группа существительных, где ударение при склонении переходит с основы на окончание; группа существительных с ударением, переходящим в разных формах то на основу, то на окончание; слова иноязычного происхождения; отглагольные существительные); правила ударения в прилагательных; правила ударения в глаголах  (отдельно рассмотрены группы глаголов с подвижным ударением; глаголы I и II спряжения); правила ударения в причастиях и деепричастиях, обстоятельных и определительных наречиях. Особый интерес представляют собой примеры, представленные в рамках раздела «Вариации на тему». Данные подразделы носят названия: «Разделённые одним языком»; «Ни в какие ворота»; «Какого ты рода, племени?»; «Кто у вороны муж?»; «Из песни слова не выкинешь»; «Бабушка надвое сказала».  Помимо этого, в пособии рассмотрены возможности вариативного ударения. Все разделы тщательно структурированы, содержат примеры словоупотребления в виде стихотворений и рифмовок. Автором разработаны таблицы склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, представляющих интерес с точки зрения орфоэпии. 
Связующим звеном всех разделов пособия являются герои – Софья Павловна, её внуки Маша и Петя и соседская девочка Николь. Данный подход позволяет решить проблему персонификации образовательного процесса, помогает обучающимся сформировать собственный языковой образ и языковой образ окружающих на основе выработанных орфоэпических навыков. Весь материал построен логично и последовательно, в строгом соответствии с темой учебного пособия. Он ориентирован на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у обучающихся орфоэпических знаний и соотнесён с существующим словарным фондом, таким, как: «Словарь ударений русского языка» под редакцией Д.Э. Розенталя; «Словарь ударения и произношения слов русского языка» под редакцией И.Л. Резниченко; «Словарь трудностей русского языка для работников СМИ» М.А. Штудинер. «Орфографический словарь русского языка» под редакцией Б.З. Бучкина, И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова и др. Материалы, включённые в пособие, могут быть использованы на уроках русского языка в общеобразовательных организациях и рассчитаны на учащихся как среднего, так и старшего образовательного звена. Помимо этого, их применение возможно на дополнительных уроках, внеклассных мероприятиях и в рамках индивидуальной работы со школьниками. Таким образом, созданное учебное пособие, соотнесённое с материалом орфоэпических словарей, способствует в подготовке к сдаче Единого государственного экзамена, эффективному формированию у учащихся правильной устной речи, повышению уровня их языковой культуры, развитию у них языкового чутья. Материалы отличаются логичностью и разнообразием, отвечают современным требованиям к обучению школьников и могут быть рекомендованы к публикации.

Н.С. Бондарева, кандидат филологических наук, начальник учебно-методического отдела факультета СПО ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»

 

***
Очень хорошее пособие – книга «Как это по-русски?» – поможет школьникам, педагогам, студентам и людям, желающим правильно говорить на русском языке. Большая работа проведена при изучении современных орфоэпических норм. Мнемонические правила помогут развить навык правильной с точки зрения современной орфоэпии постановки ударений. Множество иллюстраций и таблиц позволят читателям зрительно запоминать материал. Данную книгу или фрагменты из неё можно использовать как на уроках, так и при самостоятельной работе учеников, в том числе при подготовке к ЕГЭ. Хорошая проработка материала отвечает требованиям преподавания русского языка. Книга «Как это по-русски?» поможет ученикам и учителям на уроках, сделает процесс обучения интересным и эффективным.

Татьяна Сергеевна Рущакова, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 141 г. Москвы  

***
Книга «Как это по-русски?» может помочь как школьникам, так и учителям в изучении русского языка и подготовке к ЕГЭ. Особое внимание уделено изучению современных орфоэпических норм. Рифмовки трудных в плане произношения позволяют развить навык правильной с точки зрения современной орфоэпии постановки ударений. Рукопись отвечает требованиям учебного процесса и способствует усвоению содержания программы курса русского языка в средней и старшей школе. Материал изложен доступно и наглядно: читатель встречает множество иллюстраций, которые помогают сделать процесс увлекательным. Материалы отличаются от аналогичной изданной литературы: правила постановки ударений сопровождаются оригинальными стихами, благодаря которым можно легко запомнить даже самые сложные случаи постановки ударений. Рукопись хорошо проработана с методической точки зрения и отвечает требованиям преподавания русского языка. Пособие можно использовать как на уроках, так и при самостоятельной работе учеников, в том числе при подготовке к ЕГЭ. В пособии соблюдены психолого-педагогические требования к трактовке излагаемого материала и к его применению (образы-ситуации учат добру, справедливости, умению правильно реагировать). Книга «Как это по-русски?» может помочь ученикам и учителям на уроках, привить любовь к изучению русского языка и сделать процесс обучения интересным и эффективным.

Александра Викторовна Вилкова, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №141 г. Москвы

***
Пособие «Как это по-русски?» может быть адресовано учащимся средней и старшей школы, особенно тем, кто готовится к сдаче ЕГЭ, преподавателям, репетиторам, родителям, а также тем, кто испытывает любовь к языку и хочет быть грамотным. Школьникам нужно дозированно вводить слова с орфоэпическими нормами от простых слов до трудных. В пособии это учитывается. Стоит отметить качественное оформление рукописи, сопровождающееся иллюстрациями и стишками для запоминания слов. Это делает учебный процесс интереснее. Автор пособия приводит слова с орфоэпическими нормами разных частей речи, а также примеры слов с двойным ударением и разным лексическим значением. Рукопись хорошо проработана с методической точки зрения и отвечает требованиям преподавания русского языка. Её можно использовать как на уроках, так и при самостоятельной работе учеников, в том числе при подготовке к ЕГЭ. Пособие «Как это по-русски?» прививает любовь к языку, грамотной речи, позволяет учиться с интересом.

Наталья Владимировна Тарасова,  учитель русского языка и литературы  ГБОУ Школа № 141 г. Москвы

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (188)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Любовная песня
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход