«Филология и методика обучения языкам: традиции, инновации, векторы развития»: Материалы региональной научно-практической конференции / Составитель Н.В. Акинина (191 с., ISBN 978-5-6047325-4-0).
Редакционная коллегия: Беликова Тамара Павловна, кан. социол. наук, профессор, директор СОФ ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; Акинина Наталия Витальевна, кан.пед.наук, доцент кафедры филологии СОФ ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; Сыроватская Татьяна Александровна, кан. пед. наук, доцент, заместитель директора по науке и инновационному развитию СОФ ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; Шубина Наталья Григорьевна, кан .филол. наук, доцент кафедры филологии СОФ ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Рецензент: Ряполова Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС», Старооскольский городской округ.
В сборнике представлены материалы региональной научно-практической конференции, посвященные актуальным вопросам современной филологии и методики обучения русскому и иностранным языкам. Сборник предназначен для широкого круга читателей, интересующихся научными исследованиями, студентов, учителей и преподавателей высших учебных заведений и колледжей с целью использования в научной работе и учебной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Акинина Н.В. Анализ и определение эффективных средств формирования универсальных компетенций студентов................................................................. 7 Анпилова Л.Ю. Использование онлайн-тренажеров при подготовке к устной части ОГЭ по английскому языку.......................................................... 13 Артеменко Т.В. Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в средней школе .................................................... 16 Ачкасова Е.И. Подготовка выпускников современной школы к ОГЭ по английскому языку............................................................................................ 19 Балуева М.В., Просвирина Я. Н. Развитие исследовательской деятельности учащихся через применение компьютерных технологий............. 22 Балуева М.В., Соловьева А.О. Развитие творческой активности учащихся посредством использования проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка ..................................................................................... 24 Белобровик А.В. Использование здорововьесберегающих технологий для формирования познавательного интереса на уроках английского языка........... 27 Боева И.Ю., Якунина М.И. Приемы подготовки студентов к олимпиадам по УД «Иностранный язык» .................................................................................. 31 Бровченко Ю.М. Обучение смысловому чтению на уроках английского языка ...................................................................................................................... 35 Вайбузова Ю.А. Мотивация учащихся к изучению иностранных языков ........ 37 Ивашкина Е.В., Шаталова Е.В. Особенности работы с лингвистически одаренными детьми средней и старшей школы................................................... 40 Глумова Н.М. Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка ............................................................................................... 42 Ивашкина Е.В., Шаталова Е.В. Особенности подготовки школьников к ЕГЭ по английскоу языку: стратегии и рекомендации для педагогов и школьников ............................................................................................................ 44 Зварыкина С.Г., Стародуб В.Ю. Реализация принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении иностранному языку................ 48 Кирносова С.А. Формирование мировоззрения и развитие личности на уроках английского языка................................................................................. 52 Кобзева А.В. Нестандартные формы урока иностранного языка – один из способов повышения интереса к предмету...................................................... 54 Коваленко Ю.В. Развитие компетенции soft skills на уроках английского языка при реализации обновленных ФГОС общего образования....................... 56 Колесова А.А., Мамонова Э.А. Внедрение инновационных технологий в лингвистическое образование ............................................................................ 60 Культяева Е.А. Актуальность использования информационных технологий в обучении английскому языку при реализации личностно
ориентированного подхода.................................................................................... 62 Лапина Н.А. Построение процесса обучения английскому языку на основе эмоционального интеллекта .................................................................................. 65 Макарова Т. А. Развитие индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс приёмов формирования функциональной грамотности ..................................................... 67 Максимова Е.Н., Мельникова О.В. Применение песенных технологий на уроках английского языка................................................................................. 69 Мелихова Л.В., Хомякова М.Н. Системно-деятельностный подход на уроках английского языка как способ развития коммуникативных навыков .... 73 Нежевенко Н.Н. Применение технологий искусственного интеллекта на уроках английского языка................................................................................. 76 Ненахова Н. А. Виды и взаимодействие навыков и умений в иностранном языке ....................................................................................................................... 78 Певнева Л.Н., Самусева Е.Н. Использование эффективных цифровых средств для организации урока иностранного языка.......................................... 82 Петренко О.С. Геймификация на уроках иностранного языка как средство создания мотивационного климата среди обучающихся в условиях освоения глобальных компетенций ...................................................................................... 85 Поспехова В.А. Интенсификация обучения грамматике английского языка с использованием интерактивных технологий..................................................... 88 Пыхтунова А. Ю., Степанищева С. Н. Использование страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроках немецкого языка................. 91 Самосудова Л. М. Использование технологии составления карт памяти как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка.................. 95 Севостьянова Г.А. Роль лингвострановедения в изучении иностранного языка на этапе основного общегообразования....................................................... 97 Слепечиц С.В. Использование проектного метода обучения иностранному языку в средней школе.............................................................................................. 99 Соловьева А.О., Балуева М.В. Проектная деятельность с использованием ИКТ ........................................................................................................................... 102 Судакова Е.Р. Использование метода сторителлинга в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам ............. 104 Фесенко Ю.И., Шумская И.В. Использование мобильных приложения на уроках иностранного языка ............................................................................ 107 Шаталова Е.В., Ивашкина Е.В. Использование техник визуализации на уроках английского языка для формирования иноязычной компетенции у школьников .............................................................................................................. 111
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Алистратова Н.Я. Игровая технология как важный фактор обучения иностранному языку на раннем этапе................................................................... 115 Бондарева Е. В. Социально-психологические особенности в технологии раннего обучения иностранному языку.............................................................. 119 Гончарова Ю. Ю. Раннее обучение иностранному языку.............................. 122 Евдокимова И.В., Новосельцева О.Г. Формирование основ читательской грамотности у младших школьников на уроках английского языка ................ 125 Мелихова Л.В., Хомякова М.Н. Технологии раннего обучения иностранному языку................................................................................................ 128 Просвирина Я.Н., Балуева М. В. Особенности раннего обучения иностранному языку ............................................................................................ 130 Толстых Н.А. Обучение письму на уроках английского языка в начальной школе ............................................................................................... 132 Черных М.Ю. Обучение устной речи на уроках английского языка .............. 136
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
Бурдюгова А. П., Ивлиева Д. А. Британский и американский английский: различия в языке .................................................................................................. 139 Колесова А.А., Мамонова Э.А. Актуальные проблемы языкознания ............ 141 Неклюдова Е.М. Функциональная специфика фразовых глаголов в современном английском языке ............................................................................ 146 Полозова М.С. Словообразовательные номинации со значением ослабленной степени признака ........................................................................... 149 Федорова Д. Социальное варьирование в современном английском языке.... 151
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Болдырева Т.И., Шапорова И.Е. Роль русского языка в современном обществе ............................................................................................................... 155 Воротынцева Н.Н. Инновационные методы преподавания в начальной школе .................................................................................................................... 157 Гридунова И.В., Орехова В.А. Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению....................................................................................... 160 Долгова М.В. Ключевые концепты русских паремий периода пандемии COVID-19 ............................................................................................................. 163 Лардыгина О.А. Трансформация лермонтовского образа в повести М.Е.Салтыкова-Щедрина «Запутанное дело» .................................................... 166 Новикова И.С., Светлакова С.В. Формирование каллиграфического навыка у учащихся начальной школы ................................................................ 169 Попова Е.Н., Шубина Н.Г. Особенности проблемного изучения раздела «лексика» при обучении русскому языку........................................................... 173 Ровенских М.А. Семиотический подход к анализу текста в процессе подготовки учащихся к олимпиаде по литературе ............................................ 178 Сидельникова К.С. Использование на уроках русского языка и литературы технологии ментальных карт ....................................................... 182 Судакова В.И. Формирование лексикографической компетенции младших школьников ......................................................................................... 185 Шубина Н.Г. Творческая деятельность обучающихся на уроках русского языка ..................................................................................................................... 188