Роман Кулага

Дата: 19 Мая 2023 Автор: Григорова Елена

У каждого человека есть своя река. Река бывает даже такой маленькой, что название её редко кто знает.

— А как речку-то зовут?— спросит иной прохожий.
—Да никак. Нет у неё названия. Маленькая она.
— Ах, да, Уразовка она! — вспомнит другой.
— Есть и ещё одна речушка – Переплюйка — вспомнит третий.

Это ж только притоки реки! А сама река — Оскол! Она впадает в Северский Донец, а верховья её лежат близ города Тим, где «князь Игорь и ждал два дни со своей дружиной брата своего Всеволода». Прописано это в «Слове о полку Игореве». Известно, что большая тихая река Оскол протекает по окраине Курской губернии, ныне — земле Белгородской. Охватывает Старооскольский и Валуйский районы, течёт по Воронежскому и Купянскому уездам Харьковской области. Места эти чаще всего в народе зовутся «малороссией», «русской хохляндией», окраиной Киевской Руси. Какой бы ни была река, сколько ни жить у неё, сколько не расти возле неё, а потом скитаться по белу свету, всю жизнь душа будет тянуться к ней и всё равно когда-нибудь вернёшься к её берегам. Наверное, это и есть родина, родной дом, родные берега, где и родился мальчик в обычной крестьянской семье на улице Третьего Интернационала.

Уразово Валуйского района — приграничный посёлок. С одной стороны посёлка в нескольких десятках километров – область Луганская, а с другой — Харьковская.

Роман ещё маленьким остался без мамы. Его воспитывала бабушка Зинаида Антоновна – от природы сильная и крепкая, устойчивая в своих нравственно-этических позициях, а потому женщина справедливая и властная. Настоящая русская женщина! Мастерица на все руки, бралась она за всё, даже в трудные  девяностые шила шапки, сама же и вычинкой шкурок занималась. Держали хозяйство, курочек, козочек, строили с мужем дом для себя и детей.

Кто бы сомневался?!. С такой крепкой и цепкой позицией к жизни, у бабушки вырастут внуки не по её образу и подобию? Это вряд ли! Роман – сын младшего сына Зинаиды Антоновны — Виталия. Позже у Романа появились еще и сестры.

— Ромка! Ты где? Обедать! Не надо прятаться, сейчас иду… хворостину несу!

Забор, разделяющий наши дворы, вряд ли можно было называть забором. Он еле стоял вдоль межи обоих дворов и огорода. Весь в щелях, в прибитых старых-старых досках. В некоторых местах – просто невысокий плетень. Но и была калитка – подобие её! Она висела на двух толстых резиновых шинах. Через эту калитку и ходили к соседям. Дружили.
 

Видно было, что Роман — мальчик шустрый, сообразительный, готов к любым непредсказуемым поступкам, хулиган по натуре, однако был обязательным в делах семейных. А если подраться с соседкими пацанами, то тут уж они с со старшим братом Никитой, «были не разлей вода». Отец всегда говорил, что это нормально.

По утрам бабушка будила внука пораньше, поила козьим молоком и отправляла на луг:

— Приткнёшь козочек на кол в зеленях. Да выбирай травку посвежее!

Коз было немало. Роман ловко управлял верёвками и привязью взрослых, а малышня исправно бежали рядом. Наверное, ему всё же надоедало это занятие и он крепко ругался, что придавало ему взрослости, гордости и значимости.

Стояло красное лето, приятные мысли о том, что на обратном пути он забежит на Бакалярку, радовали и грели душу.

— Накупаюсь в Переплюйке. Вот уж накупаюсь, так накупаюсь!..

Река, скорее речушка, была мелкой и не опасной для детей, можно купаться почти до обеда. Бабушка не ругала — закаляйся внучок! К обеду здесь собиралась вся мелкая детвора с округи. В воду по колено заходили и постояльцы Дома инвалидов, который стоял тут же, на берегу, и сегодня стоит… Мы тоже не раз приходили побаловать детей в этой мелкой с песчаным бережком и дном теплой речке.
А с другой стороны моста она была полноводнее. Здесь и природа пощедрее: пологий берег был покрыт бархатной травой, конским щавелем, зарослями осоки. Если раздвинуть осоку, то можно было уже вступить в буровато-глинистую воду. Чуть выше берега росли редкие берёзки. А ближе к мосту стояла огромная высокая кучерявая красавица черёмуха.

К вечеру на этом берегу можно было и с удочкой посидеть. Ромка любил порыбачить, походить с любимым подарком дедушки – красивым ножом — просто по лесам вокруг. Были другие времена и другие ценности: нож не считался холодным оружием, а был достоинством любого подростка, почти предметом необходимости, и даже гордости. А с друзьями не прочь был и по соседским садам за яблоками полазать, да и просто по деревьям…

Как-то иду с луга, где был огород под картошку, смотрю на черемухе, чуть ли не под облаками, сидит мальчуган и обламывает ветки с неспелыми ягодами. Поздоровалась, спрашиваю:

— Ты зачем черёмуху обламываешь, ей же больно
— Ей может, и не больно, а моя коза любит черемуху…

Как же этот рыжий, с конапушками мальчик, здорово похож на бабушку Зину!?. Да и в меру продуманный, как и она сама, но вот только более хулиганистый — так я тогда подумала.

 

 

Каждый день во дворе шумела бабушка :


 

— Ромка! Ты зачем кобеля отпустил?! Он ведь все грядки с луком перетоптал! Щас я тебе! Где хворостина?...
— Роман , не включай музыку громко, голова раскалывается, а людям - тошно !
— Ромка, ты когда двор подметать будешь?!.. Да не гуляй долго, не ходи далеко, чтобы к девяти вечера дома был !

Думать о том, что тихие, послушные и правильные мальчишки готовы на безрассудные поступки, что они не испугаются в сложной обстановке и поведут за собой — это вряд ли! У них смелости не хватит. А что-то подсказывает, что вот такие хулиганы, куражные и смелые пацаны, приученые с детства к труду, становятся лидерами, и никакой страх их не остановит.

Храм Знамения Господнего находится в центре поселка, а дом — почти в конце Интернациональной улицы. Ромка и мог бы вольно или невольно, может, с бабушкой по праздникам, или просто из любопытства бегать чаще в церковь, слышать слова покаяния и смирения, но чаще всего бегал в лес, где была любимая забава — нарезать ветки, делать свистульки, играть ножом на меткость. А вот сегодня загорелась злоба на Васька, который лишил его этой забавы. Он уже и не сомневался, что это дружок спроворил у него нож в школе, пока выходил не переменки.

На одной из них, Васёк ненароком спросил :

— Дай ножа вербы нарезать.
— Как бы не так, наломаешь! Нечего попусту нож тупить

Васек не унимался :

 — Ломать станешь, концы расщепляются, дай хоть подровнять

— А я собрался рогоз на речке нарезать, сейчас он свежий и вкусный, как молодой зеленый огурец, пойдём со мной.

Ромка по любому не хотел расставаться с ножом. И вот к концу уроков ножа не стало, нет сомнения, что ножичек то Васёк прикарманил. Все случилось накануне Пасхи. Надо сказать, у Ромки не было особого пристрастия к церкви. Он был сумрачный и недовольный даже тогда, когда приходил в храм с бабушкой, машинально клал земные поклоны, не отзываясь сердцем на призыв к любви и прощению.

— Рома, не спеши, нельзя молиться в «суе», а то не всё успеешь, — говорила бабушка.

В тот день была тёплая и чудная ночь накануне Светлого праздника. По церковному календарю была поздняя Пасха. Зато, как никогда, началась ранняя весна. Что-то особенное витало в воздухе Люди оживали вместе с природой. Приоделись все по-праздничному. А днём птицы так звонко щебетали, что и ночью у Романа в ушах стоял их весёлый гомон. От того на душе было всё же радостно, хотя и в глубине томилась какая-то горечь обиды на Васька.

— Ну да ладно, он ходит в храм, набожный, там-то я его и пристыжу.

Вот и пошёл Роман с бабушкой святить куличи. Назревший план мешал ему свободно дышать, хотя рядом шли соседки и гутарили какие-то свои праздничные суетливые разговоры о том, о сём, чей кулич лучше…

— Ах какая нынче славная погода! – почти хором соглашались идущие.

Вдруг посреди тишины протяжно раздался первый удар колокола с колокольни храма. Роман вздрогнул, словно оборвалось что-то в груди, все приостановились, перекрестились.

— Надо же...а ведь ночью это особенный звон, и даже трепет в душе… до мурашек — подумал он .

На церковной паперти замелькали бесчисленные огоньки. Хоть и вяло, без усердия, Ромка тоже перекрестился. Вошли в храм. Господи помилуй, что за благолепие! На мгновение он даже забыл, что пришёл с другими мыслями. Все забыли, и горе, и невзгоды при виде святых икон, освещенных тихим светом восковых свечей и лампад. Стали прикладываться к Плащанице с радостным ожиданием Воскресения Христова. Все замерли в молитве, один Ромка оглядывался — всё Васька искал.

 — Народу-то! Может, и не увижу…

Началась торжественная и радостная служба, песнопения. Вот уже и подняли высоко Плащаницу, внесли в алтарь и положили на престол. Вернулся крестный ход, заколыхались хоругви, подняли крест. Все стихло… и вдруг радостный возглас хором:

— Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе !
— Во истину Воскресе! – и так трижды.

Какое-то необыкновенное чувство проникло в душу Романа и согрело её. В эту самую минуту он услышал, что возле него кто-то тихонечко всхлипывает. Когда обернулся, видит – стоит Васек, суёт ему в руку ножик и бормочет :

— Прости! Прости…, не со зла я…, очень хотелось…

Мальчишки обнялись. Да так искренно, по-братски, как никогда ещё до этого не обнимались. Наверное, в эту минуту они почувствовали всю силу заповеди Господней:

— Любите друг друга, как возлюбил вас Отец наш Небесный.

Всю обедню ребята молились от чистого сердца и праздник этот им показался светлее всех праздников. Священник окропил святой водой куличи и пасху, людей, что их принесли. Все радостные вышли на папереть и понесли эту радость с собой по домам, в свои семьи. 

Роман учился удовлетворительно, в чём-то преуспевал, а что-то не постигал, как все мальчишки. Не каждому дано воспринимать знания более глубоко в силу своего физиологического развития. Как известно, школа предлагает самый разнообразный перечень предметов, чтобы выбрать любимый. После начальной школы отец определил его в кадетский класс уразовской школы, где когда-то в начальных классах учился генерал Н. Ф. Ватутин. Воспитатель класса, учитель начальной военной подготовки Владимир Скидоненко, в звании капитан, всегда говорил родителям и детям:

— Мои ученики, должны превзойти учителя, стать выше и образованнее меня, я верю в это. А потому, будьте добры, выполняйте все мои требования.

Вот он-то и держал своих учеников в строгости, учил их всему тому, что знал сам. Организовывал военные сборы, игру «Зарница», футбольные и баскетбольные матчи. Роман интересовался историей страны, района и своего поселка, с интересом постигал азы военной грамоты, был отличным спортсменом и даже пел в школьном хоре.

Роман помнит свою родословную. Он правнук своих дедов, которые испытали тяготы войны, и даже плена – прадедушка Никита был в плену, в Чехословакии.

— Они думали, что победили фашизм…


Сегодня многие говорят, что только и жить начали. Качество жизни существенно выросло: стали жить лучше! Однако, когда люди забывают о войне, как известно, начинаются новые. Понятно, что у войны не детское лицо! Так что же происходит в мире? Что за война, почему? Надо сказать, что в связи с целями и задачами ее содержания, она и не называется войной. Это специальная военная операция по освобождению территории бывшей союзной республики Украины от фашистского нацистского правительства, которое намеривалось разместить у границ России опасные военные базы и наемные вооруженные силы. Страна становилась опасной и враждебной. И конечно, одно из важных составляющих этой операции – защита земель Донецкой и Луганской Народных республик. Восемь лет по приказам правительства Украины обстреливали мирных жителей. Жертвами этих обстрелов становились и дети.

После школы Роман закончил Казанское танковое училище имени Г. Жукова  в звании старшего лейтенанта. Будучи военным, в числе первых оказался на линии фронта.

Как-то позвонил сестре: 

— Привет, мелкая, пока не звоню, дома скажи: на учениях! Не говори, что на СВО.

На войне, как на войне… Вспоминая тот памятный бой, что длился с 07.30 утра и почти до вечера, Роман скажет:

 Все шло очень быстро, был жесткий адреналин, надо было действовать и все летело, как один миг…

8 марта 2022 года командир танковой роты старший лейтенант Роман Кулага, находясь в составе охранения, обнаружил выдвижение украинских националистов вместе с иностранными наемниками частной военной компании  в сторону расположения командного пункта дивизии. Оценив ситуацию, Роман, не теряя времени, отдает команду:

— Все по местам. Идем на противника!

Машины с пехотой, танки ВСУ с напором двигались навстречу. В смотровую щель он уже видел лица, в которых угадывалось  иностранное  происхождение. Роман впервые видел противника так близко. Потом он скажет:

 Ничего не чувствовал, хладнокровие какое-то…

 Это были украинские радикалы, англо-американцы, темнокожие наемники, финны.

— И эти уже здесь?!.. — зло думал он

Первый удар приняли на себя. Ведя неравный бой с превосходящими силами противника, экипаж прицельным огнем уничтожил три боевых машины пехоты и позицию снайпера. В ходе боя танк Романа получил четыре попадания из гранатомётов и противотанковых управляемых ракет. Их окружали с трех сторон.  Два снаряда попали слева в башню: пропала связь, люки приоткрылись, третий снаряд попал под башню, а четвертый зацепил топливный бак: машина загорелась. После четвертого попадания, механик-водитель получил контузию и потерял сознание, танк был обездвижен и продолжал гореть. Кроме того, тяжёлые ранения получил наводчик-оператор. Но Роман в одиночку продолжил вести бой из танкового пулемета и уничтожил ещё одну боевую машину пехоты. Неистово горела нога, что-то тёплое и липкое заливало лицо. 

— Вот зараза, огонь-то из-под ног, горю что ли…

Рефлекторно отмахиваясь от огня, хлопал руками по ноге, стирая текущую на глаза кровь. Не сразу и понял, что получил ранение в ногу, да еще она и горела, а также ранение в область лица. Зацепило по касательной.
 

 Во… Бегут… сейчас я их еще из пулемета!
 
Вдруг машина дернулась и поехала. Оказалось, что механик-водитель очнулся и завел уже горящий танк.  После того как боекомплект снарядов танка был израсходован, Роман из танкового пулемета по ходу движения  еще  уничтожил более 15 украинских нацистов.  В результате грамотных действий, отваги и мужества старшего лейтенанта Романа Кулаги, наступление превосходящих сил противника было остановлено. Это привело к срыву планов ВСУ по захвату командного пункта мотострелковой дивизии и дальнейшему наступлению на Белгород в районе Балаклеи Харьковской области.

Надо бы спросить, о чем ты думал, Роман, в танке, когда горел…

— …о том, что нет гранаты, …не попасть бы в плен...

Это были мысли первой сигнальной системы человека. Выжить вопреки всему! А по сути — все действия соответствовали тому, чему учила военная наука

 


— … выполнял свой воинский долг! – таким был второй ответ
Подмога шла долго. Но она пришла.  Мы же русские, наш  народ волевой и сильный.

 

Вот как поет в своей песне популярный певец среди молодежи Ярослав Дронов :

 Я русский  Я иду до конца
Я русский  Моя кровь от отца
 Я русский  И мне повезло
Я русский  Всему миру назло
 В небо улетает эта песня
И зовет меня с собой
А во мне пылает мое сердце
Освещая путь домой
 
 До дома ещё было далеко, а вот госпиталь..., звонок сестре:

— Привет, мелкая, скажи дома, что я в госпитале – ангина !

Но ведь шила в мешке не утаишь. Информация в посёлок пришла из разных источников о награждении Романа орденом Мужества!

— Дядя мой — настоящий герой – гордится племянник Захар.

Пришли поздравить из администрации Валуйского района. Бабушка Зинаида Антоновна расчувствовалась, достала все портреты, рассказала о защитниках Отечества из своей семьи, о своих фронтовиках Великой Отечественной…
 Её слова предрекли все события :

— Мой внук не смог бы иначе…

 

 

 

Перейти в архив


Оценка (0.00) | Просмотров: (945)

Новинки видео


Другие видео(192)

Новинки аудио

Елена Крюкова "Обнаженная натура"
Аудио-архив(210)

Альманах"Клад"  газета "Правда жизни"  Книги издательства РОСА
© 2011-2014 «Творческая гостиная РОСА»
Все права защищены
Вход